Выработка у детей обязательных навыков здорового питания!
консультация (младшая группа)

Лаврентьева Людмила Васильевна

Выработка у детей обязательных навыков здорового питания!

Начиная с трехлетнего возраста, у ребенка, совместными усилиями родителей и дошкольной организации, необходимо вырабатывать навыки соблюдения правил личной гигиены и культуры питания, формируя осознание этих правил на уровне выработки условных рефлексов, как обязательных к исполнению правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выработка у детей обязательных навыков здорового питания и стереотипов пищевого поведения, направленных на гармоничный рост и развитие

       Начиная с трехлетнего возраста, у ребенка совместными усилиями родителей и дошкольной организации необходимо вырабатывать навыки соблюдения правил личной гигиены и культуры питания, формируя осознание этих правил на уровне выработки условных рефлексов, как обязательных к исполнению правил.

       Основные из них:

1) ребенка нужно научить правильно мыть руки;

2) выработать динамический стереотип обязательности мытья рук после посещения туалета, перед едой и после еды, полоскания полости рта после еды;

3) выработать навык концентрации внимания к приему пищи, тщательному пережёвыванию пищи, неспешности в еде, аккуратности;

4) выработать навык культуры питания – потребности принимать пищу за чистым столом, из чистой посуды, не есть пищу, упавшую на пол, не отвлекаться и не разговаривать во время приема пищи, не кушать на ходу, убирать стол за собой, мыть посуду;

5) выработать навык здорового пищевого поведения – принимать пищу не реже 4-х раз в день (на завтрак кашу, на обед салат, суп, второе и компот, на полдник булочку или фрукт, на ужин второе блюдо, перед сном кисломолочный напиток), каждый день есть фрукты и овощи, пить молоко; уметь отличать здоровые продукты (фрукты, овощи, молоко) от пустых продуктов (конфеты, чипсы; колбасы), научиться рассказывать родителям, чем кормили в детском саду, что понравилось, а что нет.

       При организации работы с ребенком рекомендуется учитывать особенности психики ребенка и развития нервной системы. Так, при формировании навыков здорового питания и личной гигиены необходимо вызывать у ребенка исключительно положительные эмоции и интерес к данной деятельности. Необходимо использовать в своих интересах и поощрять желание ребенка к самостоятельности и самообслуживанию, интерес и внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность, что позволит быстро научить ребенка к выполнению действия в определенной последовательности. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены детям желательно давать поручения, например, назначить дежурных для проверки чистоты рук, помощи в накрывании на столы, уборке столов после приемов пищи. Особое внимание следует уделять воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Воспитатель должен напоминать ребенку сидеть прямо, пищу брать столовыми приборами понемногу, тщательно пережевывать. Данные напоминания желательно проводить, используя стихи, потешки, примеры из сказок, постепенно доводя их с детьми до автоматизма

       Стремление ребенка заслужить одобрение и похвалу в возрасте 3-7 лет, является значительным стимулом, побуждающим малыша к выполнению правильных действий.

       Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: "Какое гладкое, какое душистое! А как, наверное, оно хорошо  пенится! Давайте проверим?". Склонность детей к подражанию, определяет необходимость многократного повторения нужных действий, показывая, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

     Варианты игр по формированию гигиенических навыков, этикета при приеме пищи:

  1. Формирование у ребенка навыка правильного мытья рук, привычки мыть руки перед едой и после еды и туалета; навыка соблюдения правил этикета за обеденным столом.

       С помощью игр у ребенка формируется привычка мытья рук перед едой и после еды. В игровой форме ребенку прививается интерес к самому процессу мытья рук, он учится правильно и тщательно мыть руки. В играх с куклой ребенок принимает роль старшего при «обучении» куклы и таким образом, закрепляет у себя имеющиеся навыки личной гигиены, правил поведения за столом. С помощью заучивания стихов, загадок детям прививаются навыки этикета за столом.

  1. Игра «Обед».

Материал: кукла, картинки с изображением предметов и средств гигиены, столовой посуды, салфеток, столовых приборов. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка хочет пообедать, что ей нужно принести?» Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы (вода, мыло, полотенце) и только затем – предметы посуды. «Наша куколка пообедала, что ей нужно принести?» В этом случае дети также должны принести картинки с предметами для умывания. Воспитатель объясняет, почему нужно делать эти действия именно в такой последовательности.

  1. Игра «Веселое умывание».

Воспитатель подводит детей к умывальникам и обучает их правильному мытью рук. Алгоритм мытья рук: 1. Засучить рукава.

2. Открыть кран с водой.

3. Намочить руки.

4. Используя мыло тщательно намылить руки до образования пены (делать это нужно не менее 20-30 секунд, промывая каждый пальчик, межпальцевые промежутки и запястья).

5. Смыть пену теплой водой, при этом ладошки должны быть приподняты «ковшиком».

6. Просушить кожу чистым полотенцем.

       Процесс мытья рук можно превратить в игру-соревнование «У кого будет больше пены». При обучении детей мытью рук желательно проговаривать потешки. Например, 1) «В кране булькает вода. Очень даже здорово!

                                        Моет рученьки сама__ (взрослый называет имя ребенка).                

                                      2) «Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!».

3) «Быть грязнулей не годится, будем ручки мыть водицей».

4)  «Что бы было, что бы было. Если не было бы мыла?

      Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила!

      И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!».

                                        5) «Водичка, водичка, умой мое личико,

                                           чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

                                           чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!».

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

  1. Игра «Научи куклу мыть руки».

 «Покорми куклу завтраком». Материал - кукла. Воспитатель просит ребенка научить мыть руки или покормить куклу. Ребенок воспроизводит весь процесс приема пищи, начиная от подготовки к завтраку и мытья рук и заканчивая уборкой стола, мытьем рук. Во время игры необходимо «направлять» ребенка, чтобы он «прививал» кукле правильное поведение за столом: напоминал ей о прямой осанке, отсутствии разговоров за столом, учил ее пользоваться столовыми приборами. Воспитатель помогает ребенку, если в этом есть необходимость, а также «хвалит» куклу, когда ребенок «напоминает» кукле правила поведения за столом.

        Желательно проговаривать вместе с ребенком потешки: 

  • «Если ты пришел за стол, руки с мылом сразу мой», 
  • «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».
  • «Когда я ем, я глух и нем».
  1. Стихи и загадки про этикет. 

Загадки: Перед едой руки вымоем…(водой).

                 Ровно, прямо мы сидим, если за столом …(едим) .

                 Что мы скажем бабушке за вкусные оладушки…(спасибо).

                 Руки вымой, не ленись, лишь потом за стол… (садись).

                 На колени,  детка, положи…(салфетку).

                 Для второго помни тоже, вилку надо взять и …(ножик).

Стихи: Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».

               Чтоб не стали твои пальцы сыра, колбасы хватальцы,

                Вилка есть при каждом блюде. И воспитанные люди

                  Вилкой все себе берут и назад ее кладут.

                  А в салате видишь – ложка, положи себе немножко.

                  Не наваливай холмом, съешь – еще возьмешь потом.

                  Не хватай еду руками – будет очень стыдно маме.

                  Чтоб не грохнуться случайно на пол в час веселья

                  Ты на стуле не качайся – это не качели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у ребёнка навыков здорового питания

Для сохранения и приумножения количества здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания. ...

АЗБУКА ПИТАНИЯ или как сформировать у ребенка навыки здорового питания

Для сохранения и приумножения количества здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания.А может ли ребенок дошкольного возраста самостоятельно оценивать с...

Консультация для родителей «Формирование навыков здорового питания у взрослых и детей»

Консультация для родителей "«Формирование навыков здорового питания у взрослых и детей»...

ВЫРАБОТКА У ДЕТЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ И СТЕРЕОТИПОВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ГАРМОНИЧНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ

Первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается, у него активно формируется костная и мышечная системы, претерпевает существенные морфологические и функциональные изменения сердечно-сос...

Выработка у детей обязательных навыков здорового питания и стереотипов пищевого поведения, направленных на гармоничный рост и развитие

Статья содержит рекомендации по выработке у детей  навыков здорового питания и стереотипов пищевого поведения....

Выступление по санитарно-просветительской программе "Основы здорового питания для дошкольников " - Игры по формированию навыков здорового питания

Игры  по формированию навыков здорового питания - навык выбора правильных и здоровых блюд; обучение режиму питания, последовательности приема блюд в каждый прием пищи; формирования потребности в ...

Формирование обязательных навыков здорового питания у детей дошкольного возраста в игровой форме

Формирование обязательных навыков здорового питания у детей дошкольного возраста в игровой форме...