Родительское собрание: «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.»
материал
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.»
Цель:
∙ Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
∙ Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
∙ Развивать чувство единства, сплоченности. Форма проведения: семинар-практикум.
Участники:
∙ родители,
∙ воспитатели,
∙ дети старшей группы детского сада.
Предварительная работа.
∙ Изготовление красочных пригласительных для родителей. Вручение пригласительных билетов родителям.
∙ Изготовление папки-передвижки «Упражнения, способствующие укреплению осанки детей». ∙ Создание презентации для сопровождения выступления.
План проведения
∙ Организационный момент - вступительное слово.
∙ Работа по теме – открытый показ «Утренней гимнастики».
∙ Познакомить родителей с мероприятиями, направленными на оздоровление детей в ДОУ.
∙ Проведение оздоровительных игр с родителями.
∙ Итог собрания.
Ход собрания
I. Организационный момент – вступительное слово. Воспитатель встречает родителей в группе, объясняет тему собрания, знакомит с намеченными мероприятиями (о них подробно сказано в пригласительных билетах).
Воспитатель: Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Позвольте прочитать вам стихотворение.
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
В. Крестов “Тепличное создание”
Воспитатель: Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?
II. Работа по теме – открытый показ комплекса утренней гимнастики. В зале появляются дети в спортивной форме, выстраиваются полукругом.
Раздается стук в дверь – входит Незнайка (ребенок) с шерстяным шарфом на шее, в шапке, с носовым платком в руке.
Воспитатель и дети: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка (простуженным голосом). Здравствуйте!
Воспитатель: А почему ты так одет?
Незнайка (чихая) У меня печальный вид. Голова моя болит, Я чихаю, я охрип…
Воспитатель: Что такое?
Незнайка: Это грипп.
Воспитатель: Грипп? А вот наши дети не болеют. Каждый день по утрам мы делаем зарядку. Дети выполняют упражнения и уходят из группы вместе с Незнайкой, который говорит, что все понял, и теперь тоже будет делать зарядку.
III. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам обратить внимание на экран (сообщение с презентацией). Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, лечебные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно. Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет режим питания детей, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируется необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координации движений; а также и игровой деятельности детей. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность. Недаром сейчас по телевидению передают много игровых программ для взрослых, которые не наигрались в детстве. Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание общим семейным делом. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные. Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»). Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность. Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.) Слово «витамин» происходит от латинского вита – жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1 – 2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза. Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. Помните, здоровье ребенка в ваших руках! Поэтому мы предлагаем вам комплекс оздоровительных игр.
IV. Комплекс оздоровительных игр и психотехнических игр.
V. Примерное решение родительского собрания:
∙ Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни (срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
∙ Равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня (срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
∙ Систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома (срок – постоянно, ответственные – родители).
∙ Организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому (срок – постоянно, ответственные – родители).
∙ В выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми.
∙ Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи. На этом родительское собрание «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» заканчивается. Спасибо за внимание
Проект «Здоровье детей в наших руках»
Ласькова Татьяна Владимировна
воспитатель
Осипова Анна Владимировна воспитатель
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Цель проект: Систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении с вовлечением в нее всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников, снижения заболеваемости.
Гипотеза: Участники проекта будут бережнее относиться к своему здоровью, правильно применять полученные знания в жизни.
Задачи проекта:
- Оздоровительная – подразумевает решение вопросов развития и укрепление костной, мышечной сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание;
- Образовательная – формирование у детей навыков гигиены, выполнения основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своем организме, здоровье;
- Воспитательная – формирование нравственно – физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно – гигиенических навыков.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели ,дети старшей группы, родители
Проектная идея: Провести мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию условий для реализации оздоровительных режимов.
Этапы проектной деятельности:
1 этап
Подготовить план мероприятий по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни.
2 этап
Проведение занятий с детьми о здоровье человека, организация досуга. Провести работу с родителями.
3 этап
Совместно с родителями выпустить плакаты по здоровому образу жизни.
План реализации проекта
развернуть таблицу
№ | Мероприятия | Ответственные |
| Подготовительный этап |
|
1. | Родительское собрание “Участвуем в проекте “Формирование основ здорового образа жизни.” (Приложение №1) | Воспитатели |
2. | Подбор литературы о профилактике здоровья, о пропаганде вредных привычек. | Воспитатели |
3. | Составление плана мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ (Приложение №2) | Воспитатели |
| Основной этап |
|
1. | Анкетирование родителей (Приложение №3) | Воспитатели |
2. | Проведение спортивного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья!” (Приложение №4) | Воспитатели родители |
3. | Проведение в группе “дня здоровья” для детей (Приложение № 5) | Воспитатели |
4. | Занятия с детьми:
(Приложение № 6) | Воспитатели |
5. | Рисование на тему: “Виды спорта” | Воспитатели |
6. 7. 8. | Оформление альбома: “Виды спорта” Формы работы с родителями. Перспективное планирование (Приложение № 7) Досуг для детей “Веселые эстафеты” (приложение № 8) Заключительный этап | Воспитатели Воспитатели
Воспитатели |
1. | Оформление плакатов “здоровый образ жизни” | Воспитатели |
2. | Выставка рисунков детей: “Виды спорта” | Воспитатели |
3. | Подведение итогов реализации проекта | Воспитатели |
развернуть таблицу
Приложения 1–8
Список литературы.
1. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: “Русское слово”, 2006
2. Журавлева Л.С. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Солнечная тропинка. – М.: “Мозаика – синтез”, 2006
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Проделки Королевы Простуды»
Цель: продолжать формирование представлений о ЗОЖ
Задачи:
∙ Различать факторы, способствующие сохранению здоровья и негативно сказывающиеся на нем (познание);
∙ Развитие продуктивной творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка) как средство повышения мотивации использования индивидуальных средств личной гигиены (худ. творчество); ∙ Развитие игровой деятельности детей, способствующей повышению валеологической грамотности детей (социализация);
∙ Формирование представления об опасных для здоровья человека ситуациях и способах поведения в них (безопасность)
Ход непосредственно образовательной деятельности: Решение проблемной ситуации: Воспитатель: Ребята, сегодня такой прекрасный солнечный день! У нас много гостей и у всех хорошее настроение. Но я вынуждена вас огорчить. Наш товарищ попал в плен к Королеве Простуде. Послушайте, он сидит в Королевстве и ему очень грустно.
Ребенок выходит из «замка» (игровая палатка) и читает стих С. Михалкова «Грипп»:
У меня печальный вид,
Голова с утра болит.
Я чихаю, я охрип.
Что такое-это грипп?
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу.
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу.
Пью солёную микстуру,
Кислой горло полощу
. День лежу, второй лежу,
Третий в садик не хожу,
И друзей не допускают
Говорят, что заражу.
Воспитатель: Ребята, вы хотите освободить его и уберечь себя от злых чар Королевы Простуды? Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся с вами в путь. Закройте глаза, мы с вами перенесемся в волшебный мир сказок, (звучит музыка).
Мы осторожно входим в сказку с вами.
Дорога, лес знакомые нам давно.
Здесь все живет и дышит чудесами,
Загадками и тайнами полно.
Дети открывают глаза и перед ними появляется Королева Простуда.
Королева Простуда: Я, Королева Простуда, хочу забрать к себе в царство тех детей, которые не знают как от меня защититься. Один ваш друг уже у меня в плену.
Воспитатель: А мы к тебе Королева не попадем, потому - что мы знаем как с тобой бороться.
К. П.: А вот сейчас и посмотрим. Я буду посылать на вас микробы, а вы, попробуйте не заболеть.
К. П. сыплет на детей конфетти.
Дети одевают маски.
Воспитатель спрашивает для чего они это сделали и делает вывод: Микробы попадают в организм человека через дыхательные пути. Такой путь заражения называется воздушно-капельным. Надевая маску, мы защищаемся от микробов.
Раздается стук в дверь.
Входит тепло одетый, весь закутанный мальчик: Почему вы не идете гулять? На улице теплая, хорошая погода. Выходите на улицу!
К. П.: Вот еще один мой пленник. К.П.уводит мальчика.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему К. П. забрала этого мальчика?
Дети отвечают.
Воспитатель: Почему люди болеют, хотя одеваются тепло? А как надо одеваться, чтобы не заболеть, не переохладиться?
Вывод: Мы с вами всегда должны помнить: одеваться нужно по погоде, не переохлаждаться, чтобы К. П. не забрала Вас в свой ледяной дворец.
К. П.: Какие-то вы все вялые и неактивные. Я чувствую, что все таки скоро вы попадете в мой плен. Воспитатель: А знаете, ребята, что главную роль в борьбе с простудой играют физкультура и спорт?!Тот кто регулярно занимается спортом всегда здоров и весел. Давайте встанем и проведем физкультминутку.
Проводится физкультминутка: Чтобы нам не болеть и не простудиться Мы зарядкой с тобой будем заниматься!
Воспитатель:
К.П.: Вы побегали и проголодались. А что вы любите кушать? Наверно гамбургеры, чипсы и кока-колу?! Правильно, правильно, продолжайте в том же духе. Мне нужны помощники в моем Королевстве.
Воспитатель: Ребята, а вы разве не знаете какие надо есть полезные продукты чтобы не заболеть? К. П.:а вот сейчас и проверим.
Отгадайте мои загадки!
- Круглое, румяное,
Любят меня взрослые
Я расту на ветке!
И маленькие детки, (яблоко)
-Яркий, сладкий, налитой.
Но на вкус кислейший он,
Весь в обложке золотой.
А зовут его ...(лимон)
- Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос (морковь)
- Маленький, горький Луку брат, (чеснок)
Воспитатель: Хорошо, молодцы, теперь вы будете и на завтрак, и на обед и на ужин есть продукты, содержащие большое количество витаминов, потому что витамины, необходимы для здоровья!
К. П.: Чтобы спасти своего друга вы должны будете выполнить мои задания:
- Украсить носовые платочки;
Определить, что полезно, а что вредно для здоровья;
Собрать оленя, на котором вы отправитесь обратно в детский сад.
Воспитатель: Каждый из вас сейчас выберет понравившейся шарик.
Перед тем как отправиться на задание проведем дыхательную гимнастику. Потренируем свои легкие. Каждый из вас попробует надуть свой шарик.
Каждый день я шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь!
А теперь в путь!
Дети расходятся по центрам, а потом возвращаются в круг.
Воспитатель: Давайте расскажем К. П., как мы справились с ее заданиями. Дети отвечают: Правильно, чтобы не заболеть надо есть здоровую пищу.
Друзьям, чтобы не передавать микробы, не надо давать личные вещи.
А еще ребята определили, что полезно, а что вредно для здоровья.
И построили оленя.
К. П.: Так уж и быть, ваша взяла, пусть ваш друг остается с вами. А я ухожу...
Воспитатель: Самое главное у человека - его здоровье. Поэтому хочу пожелать вам хорошего настроения и крепкого здоровья.
А теперь мы хотим угостить вас соком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Формирование основ здорового образа жизни в детском саду"
Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения и формирование у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью....
Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".
laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...
Родительское собрание на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников»
Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....
Родительское собрание "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"
Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучит...
Родительское собрание "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"
Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучит...