Консультация для родителей и педагогов "Чем полезны игры с песком"
консультация (старшая группа)
К.Д. Ушинский писал:"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" Песок - загадочный материал: он способен завораживать человека, притягивать, как магнит. В консультации мы расскажем о многообразии игр с песком и объясним, в чем же польза таких занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._chem_polezny_igry_s_peskom.docx | 305.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чем полезны игры с песком»
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Братчина А.А.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком? Элементарные, казалось бы, игры с песком могут быть очень полезны для психического здоровья и развития ребёнка.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Кажется, что всё очень просто –ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям и педагогам особенности поведения и развития их детей. Это:
• Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т.п.)
•Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.п.)
• Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)
• Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)
• Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)
• Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации)
• Стиль семейных отношений (диалоги между героями)
• Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера
• Устойчивость и распределение внимания, работоспособность
• Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т.п.)
Игры с песком замечательно развивают фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев). А мы с вами знаем, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
Исследования М. Кольцовой доказали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи. Секрет этого явления несложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Важно, при игре с песком проговаривать все действия, просить детей повторить ваши слова, обращаться к детям с вопросами.
Примеры некоторых упражнений:
• «Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
• Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
• «Пройтись» пальчиками правой и левой руки поочередно.
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ.
• «Просеять песок сквозь пальцы»
Поставить на песок игрушки и играть с ними. Например, лошадка. Рассмотреть где глазки, ушки… Показать, где грива и т.п.
— Но!- сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
В. Берестов
• Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
• Точка, точка, запятая .
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человечка.
• «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это. Поговорите с ним об игрушке: цвет, размер ….
• Упражнение «Песочный дождик» (Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
• Игра «Кто как кричит?» В песке спрятаны игрушки животных: корова, кот, собака, тигр, еж и т.д; птицы: петух, курица, утка и т.д. Ребёнок должен достать животное и произнести характерные для этого животного звуки.
• Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.
Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
«Помоги зайцу» В песке делается три-четыре углубления –«следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Подготовила Учитель-логопед Бурова Светлана Александровна
Источник: свободные интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой».
Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой». Цель: расширить представления родителей о детском экспериментировании, познакомить с разнообразными приемами работы с водой и пе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК ПОЛЕЗНЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ"
Наслаждаясь летним отдыхом, порадуйте своего ребенка совместными играми! Используя свободное время на берегу моря или гуляя с малышом на детской площадке, поиграйте с ним в песке....
Консультация для родителей "Интересная и полезная игра"
Контрукторы ЛЕГО являются отличным материалом для развития дошкольников. Большие и маленькие конструкторы открывают новый мир для детей, дают новые возможности в конструктивно-игровой деятельноси. Ман...
Консультация для родителей «Как полезны игры с песком»
Консультация для родителей «Как полезны игры с песком»...
Консультация для родителей "Чем полезны игры с песком"
Консультация для родителей "Чем полезны игры с песком"...
Консультация для родителей «Чем полезны игры с песком»
Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания....
Консультация для родителей «Чем полезны игры с песком»
Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого ребенок может осуществить свою фантазию: сделать куличики, вылепить замок, создать необычную фигуру. Занимаясь с песком...