Картотека пальчиковых игр «Музыкальные пальчиковые игры»
картотека
Картотека пальчиковых игр «Музыкальные пальчиковые игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_muzykalnye_igry.docx | 632.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
Картотека пальчиковых игр «Музыкальные пальчиковые игры»
Музыкальные пальчиковые игры
Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Почему с музыкой лучше?
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.
Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
• Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
• Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.
В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.
Картотека
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
- повышают общий уровень организации мышления ребенка.
Произносите текст дважды. При повторении дети подстраиваются к исполнению методом «ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)
Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)
Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.
Действия аналогичны первоначальным. (1)
«ПОРОСЯТА»
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.(1)
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные пальцы
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние пальцы (1)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные пальцы (1)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие пальцы (1)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
«ЖИРАФ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями. (1)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
«Турист»
И.п.: на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).
Я шагаю по ладошке,
Поднимаю пальцы-ножки,
(по очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).
Раз-два-три-четыре-пять –
(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)
Хорошо мне так шагать!
(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»)
Хорошо мне так шагать,
Можно шейку почесать!
(дойти до шеи, сзади остановиться)
«Загибалочка»
Раз-два-три-четыре-пять - (5 хлопков в ладоши)
Будем пальцы загибать: (4 хлопка в ладоши)
Вот большой, вот указательный,
(одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательные)
Будьте вы теперь внимательны!
Средний мы сейчас загнем, (загнуть средние пальцы)
Безымянный позовем. (То же - безымянные)
И мизинчик-молодец (загнуть мизинцы)
Опустился, наконец.
Получились кулачки - (вращение кулачков)
Застучали молотки: (стучать кулачком о кулачок)
Тук-тук-тук-тук!
Вы послушайте свой стук.
(Повторить последние 2 строчки просебя, простучать ритм возле уха)
«Копытца»
И. п.: пальцы рук «в замке». Ритмичные хлопки («щелчки») основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.
Еду, еду на лошадке.
(по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю)
Еду, еду - путь не гладкий. (То же)
Скок, («щелчок», руки перед собой)
Скок, («щелчок» - руки вверху)
Пере- («щелчок» внизу)
скок! («щелчок» вверху)
Через речку на мосток.
(удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд)
«Чайка»
Чайка над волной летала,
(сцеплены большие пальцы рук, остальные пальцы изображают крылья)
Чайка крыльями махала.
Рыбка хвостиком плеснула -
(вращательные движения «хвостика»)
Чайка в воду вмиг нырнула.
(сложить ладони вместе и опустить вниз)
«Осьминожки»
И. п. - пальцы сжаты в кулак.
Плыли, плыли осьминожки,
(резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)
Опустились на дорожку,
(поставить пальцы на подушечки на колени)
Быстро-быстро побежали
(пальцы «бегают» по коленям)
И три ножки потеряли.
Но зато осталось пять -
(на слово «пять» - показать раскрытые ладони)
Можно все пересчитать!
(поочерёдно загнуть снова все пальцы, в кулак)
«Кормушка для птиц»
Прилетайте, птички!
(«зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке.
(4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)
Хлебушка немножко.
Эти крошки - голубям,
(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки - воробьям.
(то же - левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
«Ёжик»
Добрый ёжик жил под елкой,
(пальцы сцеплены в замок, сложены)
Проверял свои иголки,
(поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев)
Чистил и точил, как ножик:
Защищаться должен ёжик!
(пошевелить сцепленными пальцами)
«Волна»
На морях бывают штормы,
(волнообразные движения сцепленных рук перед собой)
Там большие ходят волны,
Выше дома, выше крыш,
(увеличить амплитуду «волн»)
Пароход им - как малыш!
(максимальные «волны» сцепленными руками)
«Клавиши»
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем клавиши считать.
(Попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти, как будто беря на фортепиано ноты до, до, ре, ре, ми, ми, фа, ми, ми, ре, ре, до, до, до и далее звукоряд вверх и вниз)
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Сколько клавишей - спроси!
«Трик-трак»
Веселая песенка для малышей. Простота интонирования мелодии соединена в ней с пластическими движениями, образно рисующими содержание.
Подберите с детьми инструменты для сопровождения.
Трик-трак, трик-трак!
(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)
Под мостом жил старый рак.
(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)
Рыжий кот пришел на мост,
(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)
Рак схватил кота за хвост!
(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)
«Мяу-мяу! Помогите!
(Держит в кулачке спрятанный мизинец; второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота)
С хвоста рака отцепите!»
(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)
Все бегут, и ты беги –
(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)
Коту Ваське помоги!
(Хлопки в ритме текста, в конце фразы - шлепок по коленям.)
«Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять
(выбрасывать пальчики из кулачка),
Вышли пальцы танцевать
(свободное движение ладошками).
Большой пустился в пляс
(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),
Указательный - в припляс
(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),
Средний пальчик - поклонился
(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),
Безымянный – притаился
(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).
А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!
(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)
Как же дальше танцевать?
(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)
Надо цепь нам разорвать.
«Смехота»
Подберите инструменты для шумового аккомпанемента.
1-й куплет.
Смехо-та! Смехо-та!
(Развести руки в стороны, шлепнуть по коленям.)
Бьет барашек в ворота.
(В ритме песенки ребенок ударяет кулачками по коленям)
И ногами, и рогами бьет барашек в ворота.
(Удары кулачками по коленям)
2-й куплет.
Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота.
(См. описание выше.)
Ворота не проломил
(с усилием надавливает кулачками на колени),
Зря головку утомил.
(Упираясь кулачками в колени, недоуменно пожимает плечами.)
3-й куплет.
Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота!
(См. описание выше.)
Кто бы этому барашку
(произносит назидательно, грозит указательным пальцем)
Мог бы сделать а-та-та.
«Цапля»
Цапля сильно щиплет щуку,
(каждый палец одной руки цепляет тот же палец другой руки с поворотом)
Чисто блещет чешуя,
(тереть ногти пальцев, перемещая кисти рук) В камышах - лягушка с мухой,
(щелчки разными пальцами обеих рук одновременно)
И шуршит, шипит змея: «ш-ш-ш!..»
(потереть кулаки друг о друга)
«Паучина»
Замечательная песенка, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьезности и легкости, паутинности в движении.
Пау-паучина паутину сшил.
(Первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать.
(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону.)
Пау-паучина трудится опять!
(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)
Во втором куплете паутинку будут плести первый и третий пальцы и т.д. Плести паутинку можно не только пальцами, в воображении, но и реально. Для этого понадобятся небольшие цветные резинки. Предоставьте детям возможность пофантазировать над резинками-паутинками: в парах, в группах. Попросите их не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать узор.
Соедините варианты: исполняя песенку, дети сначала плетут пальцами, а резинка, надетая на руку, висит около локтя.
На паутинке могут быть капельки росы - пришитые к резинке маленькие рыболовные колокольчики.
«Сорока»
Тут сорока прилетала,
(левая ладонь - «раскрытый клюв»)
Угощать всех кашей стала:
(правая - пальцы в кулачке)
Кушай, Крошка,
(отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца)
И Алешка,
И Антошка,
И Сережка,
И для старшего немножко!
Кашу пальчики поели,
(4 хлопка «тарелочками», вращение кистями)
Заплясали и запели.
«Мячик и яблоко»
Я на левую ладошку (показать ладонь)
Круглый мячик положу,
(кулак правой руки положить на левую ладонь)
Покатаю, поваляю, (поводить кулаком по ладони)
Под грибочком посижу, (прикрыть кулак левой ладонью)
Ну, а в правую ладошку (показать ладонь)
Красно яблочко возьму, (кулак левой руки положить на правую ладонь)
Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак)
Поваляю и умну! (крутим кулак правой руки, «съедаем» все)
Примечание: для развития как праворуких, так и леворуких детей, можно сменять ладони, в которые берут мячик и яблоко. Дети любят играть в эту игру парами, сидя лицом друг к другу (замечу, что это довольно сложно, так как даже свою правую и левую руки они часто путают). Иногда они приносят мяч или яблоко, тогда игра становится забавнее.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр, приведенных ниже, – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко. Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.
Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.
Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.
Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков. «ИДЁМТЕ С НАМИ ИГРАТЬ»
Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
«ДУЕТ ВЕТЕР»
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
«НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ»
Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
«ГРОМКО – ТИХО»
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)». Игры, развивающие речевое дыхание
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.
Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
«ПУЗЫРЬ»
Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.
Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.
«СНЕЖИНКИ»
Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. (Рис.4)
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто) «ЛИСТОПАД»
Цель: Учить плавному, свободному выдоху.
Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.
Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
«ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?»
Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.
Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.
Ход: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должен сильно напрягаться.
«КОРАБЛИК»
Ход: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.
Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Воспитатель объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.
Ветерок, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная приговорка)
«ОДУВАНЧИК»
Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.
Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
(Г. Виеру)
«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
Цель: Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.
Оборудование: 2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)
Ход: Воспитатель предлагает ребенку подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. (Рис.5)
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке!
(Русская народная приговорка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей
Музыкальные пальчиковые игры помогут родителям воспитанников организовать полезный домашний досуг ребёнка...
Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры
Гавришева Л. Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. 2009 год....
Консультация для музыкального руководителя "Музыкальные пальчиковые игры"
Консультация для музыкального руководителя "Музыкальные пальчиковые игры"...
Картотека по ЗОЖ "Оздоровительные, пальчиковые, дидактические и подвижные игры"
Здоровье детей в руках взрослых...
Картотека по ЗОЖ Оздоровительные, пальчиковые, дидактические и подвижные игры
Дидактические игры ЭстафетаЦель: формировать представления о предметах личной гигиены.Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.На столах лежат разные предме...