Картотека по ЗОЖ Оздоровительные, пальчиковые, дидактические и подвижные игры
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рахимова Эльвира Фанисовна

Дидактические игры

 

Эстафета

Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.

Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.

 

Ровным кругом 

Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.

Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца ,зеркала, расчёски.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.

 

Как нужно ухаживать за собой  

Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы:

Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

Как часто нужно мыться? (Каждый день).

Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

 

 

 

 

Хвастунишка

Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Расскажи о своей коже. Покажи на своё личико, свои руки, ноги и продолжи: "Моя кожа чистая, нежная, упругая, она помогает мне…"

 

Чтобы кожа была здоровой

Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Картинки: Ребёнок облизывает ссадины, порезы. Мальчик в грязном белье.

Девочка надевает чужую обувь.

 

Определения

Цель: научить ребёнка давать определения.

О каких предметах идёт речь? Продолжить определения.

Средство для мытья волос – это…

Однородная масса для чистки зубов – это…

Кусок ткани для вытирания лица и тела – это…

Средства для мытья рук и тела – это…

Ответы: шампунь, зубная паста, полотенце, мыло.

 

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки". Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце". Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы2 (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание" (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?" Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?" (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?" (Выстирает его.)

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

 

 

 

 

 

 

Что мы делали – не скажем

Цель: имитация движений с ориентировкой на звучащее слово, по инструкции взрослого; закрепление в активном и пассивном словаре названий основных частей тела.

Ход игры:  Дети становятся в круг. При помощи считалки выбирают водящего. Взрослый называет определенное действие, например, чистим зубки. Водящий показывает предложенное действие, а остальные дети повторяют за ним.

Таким образом, обыгрываются следующие действия: моем ручки, моем ушки, лицо, причесываемся, чистим зубки, вытираем нос платочком.

 

 

Правила гигиены для детей

Вода и  мыло

Задачи: Изучить понятие микробы. Знать прямой и непрямой путь передачи инфекции. Знать как правильно мыть руки. Следить за чистотой своего тела.

Простое мыло и вода да - да - да

Нужны всегда, нужны всегда 

От них уют и чистота, да - да - да

И аромат и красота.

От простой воды и мыла

У микроба тает сила

Мойте руки с мылом, мылом белым

Пропадут микробы навсегда

Защищает тело, тело, тело солнце, воздух, мыло и вода

Чтобы то микробов защитится,

Водою с мылом нужно мыться

И каждый день перед едой

Мыть фрукты, овощи водой.

 

Делая прическу, помни про себя,

Что твоя расческа только для тебя

Ты ее хозяин, властелин

На всем белом свети ты один, 

Только ты один

Пусть поймут друзья,

Что давать нельзя Личную расческу им.

Чтобы, чтобы, чтобы все свои микробы

Ты не передал другим.

 

Утром чистя зубы, помни про себя

Что твоя зубная щетка тоже для тебя

Ты ее хозяин, властелин,

На всем белом свете ты один

Только ты один.

 

Пусть поймут друзья, что давать нельзя

Щетку и расческу им

Чтобы, чтобы, чтобы все свои микробы Ты не передал другим

 

Можно – нельзя

Собираются все вещи, которыми мы пользуемся  и положим их на стол. Начинаем играть. Поднимаем по очереди личные вещи, и спросить, можно ли её пользоваться сообща или нет. Можно - положим её в коробку "Можно", нет  - в коробку "Нельзя" (Ключ от квартиры тоже в коробке "Нельзя", его нельзя ни кому давать).

 

 

Микробы

 Ребята делятся на две команды, на команду "Чихающих" и команду "Заражающихся". Команды расходятся на 5 - 10 метров. Команда "Чихающих" говорит "Ап - чхи"! и бросают в противоположную команду теннисные шарики. Противоположная команда должна стараться увернуться. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает чихать (прямой способ передачи микробов чихание, кашель, не прямой способ передачи через личные вещи: расческа, зубная щетка носовой платок, шапка.)

Чих – чих (прямой путь, показать как правильно чихать)

 

Способы проникновения микробов в наш организм 

Первый – чихаем и не прикрываем рот и нос руками

Второй – передаем друзьям наши личные вещи

Третий – на грязных руках все микробы

Четвертый – не моем перед едой овощи и фрукты, на которых есть микробы.

Пятый – грызем ногти, под которыми есть микробы

Шестой – ковыряемся в носу, а потом этот палей берем в рот

Седьмой – не закаливаемся. Купаемся в теплое время и простужаемся

Восьмой – раним себе кожу и не обрабатываем её йодом или зеленкой.

Девятый – едим старый не качественный продукты и пьем плохую воду.

Десятый – живем в очень грязной квартире, носим грязную одежду и не принимаем душ.

 

Личные вещи

Рисуем 2 больших панно. На одном изображаем предметы, которыми могут пользоваться сообща, на другом  - те которыми нельзя.

 

Чистые руки

Очищенный картофель дети передают друг другу. Он становиться черным (грязь). После этого дети идут в умывальную комнату и выполняют все этапы правильного мытья рук.

 

Правила здоровья

 

Грубых слов не говорите

Только бодрые дарите

Чтобы жить и не болеть

Каждый день старайтесь петь.

Чтоб здоровья улучшать,

Нужно носикам дышать.

По больницам не ходить,

Жизнь активную водить.

Прямо в ванну не стесняйтесь,

В ледяную окунайтесь!

Перед едой – напейтесь воды

Во время еды – никакой воды.

 

 

 

Части тела

Части тела

Развивать представление и воображение ребёнка.

12345 – начинаем мы играть

Вы смотрите не зевайте

И за мной всё повторяйте.

Что я вам сейчас скажу и при этом покажу.

Взрослый, называя части тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют. Затем взрослый начинает путать детей. Дети должны не повторить ошибку.

 

Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Мы здоровы и счастливы!
 

 

 

Сделаем разминку, держим ровно спинку!
Голову назад, вперед, вправо, влево, поворот!
Руки вверх поднять прямые – 
Вот высокие какие!
Еще выше потянитесь, 
Вправо, влево повернитесь.
А теперь танцует таз – 
Посмотрите-ка на нас!
Этим славным упражненьем 
Поднимаем настроенье.
Дальше будем приседать: 
Дружно сесть и дружно встать!
Прыгать нам совсем не лень – 
Словно мячик целый день.

 

Дидактические игры

Собери человечка

Цель: закрепить названия основных частей тела человека, собрать человечка из частей (геометрических фигур)

 

Моё лицо

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

 

Наши помощники – органы чувств

Цель: закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир; уточнить, какое значение для человека имеет слух, обоняние, осязание, вкус, зрение в познании окружающего мира; учить подбирать соответствующие карточки к определённому органу чувств; воспитывать потребность быть здоровым.

 

Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определённой профессии.

 

Найди пару

Цель: упражнять детей в подборе пары благодаря тактильным ощущениям                  (с завязанными глазами).

 

Пары предметов

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.  – У тебя две

 

руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу). Раскрась их в разный цвет. – У тебя две руки – правая и левая, а ещё две ноги – правая и…(левая). На две руки надевают варежки – это пара. Два ботинка – это тоже пара. И два носка – это … (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т.д.)

 

Части тела

Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: "Это моя левая рука". Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

 

Мои помощники

Раз, два, три – глазками смотри!

А головку повернем – ушком слушать мы начнем!

К Ване, Тане подойдем – их помощников найдем:

Глазки смотрят, ушки слышат,

Ручки трогают, берут,

Ножки топают, бегут.

Вот, ребятки, молодцы!

Всех помощников нашли.

 

Упражнение "Это я"

Цели: Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать за логопедом слова или словосочетания.

Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.

(левую ладошку кладут на спину, правую - на живот.)

Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали. Вытрем лоб. (движения по тексту)

 

Разминка                                                                                                                                   Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки, 
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра повторим  урок!

 

Волшебное зеркало

Цель: отработать навыки взаимодействия, развивать воображение, ориентировку в пространстве и на своём теле, умение повторять движения по показу.

Ну-ка, зеркальце, смотри,
Всё нам верно повтори,
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка всё за мной!

Взрослый показывает движение, ребёнок его повторяет.

"Нос. Пол, потолок".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_zozh.doc1.79 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Дидактические и подвижные игры для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии /эмоционально-волевой сферы/, подобраны с учетом возможности их использования педагогами как на занятиях, так...

Дидактические и подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Дидактические и подвижные игры для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии /эмоционально-волевой сферы/, подобраны с учетом возможности их использования педагогами как на занятия...

Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры

Гавришева Л. Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. 2009 год....

Физкультурно-оздоровительный проект на тему: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ».

Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...