Сборник дидактических игр по ЗОЖ.
картотека
Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornikdidakticheskih_igr_po_priobshcheniyu_detey_k_zozh.docx | 233.59 КБ |
Предварительный просмотр:
сборник дидактических игр по приобщению детей
CТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
к ценностям здорового образа жизни
Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников считались личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, а также правильно и грамотно составленная совместная образовательная деятельность воспитателя и ребенка.
Кроме того, большое внимание следует уделять задаче формирования у детей дошкольного возраста представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание здоровье сберегающего поведения.
В приобщении детей дошкольного образа к ценностям здорового образа жизни, в формировании здоровье сберегающего поведения большое значение придается игровой деятельности.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Тема: «Я – человек»
Умею – не умею Задачи: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства. Оборудование: мяч. Игровые действия: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например, «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев». | |
Угадай, кто позвал? Задачи:тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. Игровые действия: Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен. | |
Мои помощники Задачи: закреплять знания детей об органах чувств как анализаторах, позволяющих человеку осуществлять взаимосвязь с внешней средой, формировать знания о памяти и уме, как необходимых человеку познавать мир. Оборудование: мяч. Ход игры: Играпроводится в кругу с мячом. Педагог, начиная предложение, бросает мяч кому-то из детей, а ребенок его заканчивает. Например, «Узнать по запаху суп мне помог…», «Рассмотреть жука я могу…», «Маму я узнаю по голосу с помощью…», «Холодную и горячую воду узнают мои...», «Понять, какое на вкус яблоко мне помог…» и т.д.. | |
Назови и покажи по порядку Задачи: Развивать представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме. Ход игры: Вариант 1.Воспитатель показывает, а дети называют части тела. Вариант 2. Ребёнок сам показывает и называет части тела. Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти. Нога: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, глаза, нос, щёки, рот, подбородок. Рот: губы, зубы, язык. | |
Видим, слышим, ощущаем Задачи: закреплять представления об органах чувств. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игры: Ребенку предлагаетсявыбрать из предложенных картинок сначала те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем — видеть и ощущать. | |
Тема: «Личная гигиена» | |
Правила гигиены Задачи: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры:Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. | |
Подбери картинки Задачи:уточнить представления детей опредметахличной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни Оборудование:картинки различных предметов, картинки с изображениемпредметовличнойгигиены. Ход игры: Воспитатель просит выбрать только картинки с изображениемпредметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами). | |
Назови правильно Задачи: закрепить знания о средствах гигиены, их назначении и правильном применении. Оборудование: предметные картинки разнообразной тематики, среди них – с изображением средств гигиены, фишки. Игровые действия: Дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например, «Я умываюсь…» (Какие предметы помогают тебе в этом?), «Я принимаю душ…» и т. д. За правильный выбор – фишка. | |
Как нужно ухаживать за собой? Задачи: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены. Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами. Ход игры: Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек. Вопросы: 1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце). 2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа). 3. Как часто нужно мыться? (Каждый день). 4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером). 5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней). 6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день). 7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день). | |
Тема: «Правильное питание» | |
Витамины – это таблетки, которые растут на ветке Задачи: расширять представления детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. Ход игры: – Ребята, помочь сохранить здоровье и не заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды? | |
Полезная и вредная еда Задачи: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. Оборудование: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша). Ход игры: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком. | |
Режим питания Задачи: Закрепить у детей знания и представления о режиме питания, его значении в жизни и здоровье людей. Закрепить знания о полезных продуктах питания. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Оборудование: циферблат «Режим питания», карточки с изображениями готовых блюд: каша, суп, запеканка, винегрет, плов, салат, ватрушка. Ход игры: Игру предваряет беседа о значении режима питания в жизни и здоровье людей. Педагог выясняет у детей, знают ли они, сколько раз в сутки человеку необходимо есть, какой временной промежуток должен быть между приёмами пищи, почему важно соблюдать режим питания. Затем педагог предлагает послушать загадки и отгадать последнее слово. Утром солнышко встаёт, Мама нас к столу зовёт. Не откладывай на завтра Вкусный и полезный … (завтрак). Днём играем и гуляем, Но поесть не забываем. Суп, котлеты, винегрет Подают нам на…(обед). В белоснежном колпаке И с подносами в руке К нам приходит повар-модник, Угощает кексом в…(полдник). Ну и всем, конечно, нужен Вечером приятный…(ужин). Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара и циферблат «Режим питания» и говорит: Есть у нашего повара волшебные часы, показывают время, когда мы есть должны». Показывая на циферблат, педагог объясняет детям, где и каким цветом на циферблате выделены завтрак, обед, полдник и ужин. (Жёлтым цветом выделен завтрак, оранжевым – обед, зелёным – полдник, синим – ужин) | |
Тема: «Правила безопасности» | |
Найди опасные предметы Цель:помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними. Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг. Ход игры: – В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
| |
Опасно – не опасно Задачи:учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи. Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д. Ход игры: Детей просят определить степень угрозы, предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей. | |
Иголка Задачи: закреплять представление об опасном предмете – иголке, развивать координацию движений. Ход игры: Дети держатся за руки, в центре круга игрок - «иголка». Дети читают слова: Играл с иглой воздушный шар. И вот лежит он чуть дыша. Игрушке даже ясно – Играть с иглой опасно. Дети разбегаются врассыпную, пытаясь залезть на любое возвышение, гимнастическую стенку или лечь на пол, чтобы ноги не касались земли. Кого «иголка» «запятнала», тот становится «иголкой». | |
Если кто-то заболел Задачи: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача Оборудование: телефон Ход игры:Воспитатель: «Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь». Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы | |
По грибы Задачи: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах. Оборудование: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов, корзинка. Ход игры: Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы. | |
Тема: «Секреты психологического здоровья» | |
Вежливые слова Задачи: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость – это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность. Материал: образная игрушка, сумка. Ход игры: Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например, «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д. Клубочек волшебных слов. Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность. Материал: клубочек из ниток. Ход игры: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить. | |
Оцени поступок Задачи: развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игры: Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например, двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя». | |
Комплименты. Задачи: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие. Ход игры: Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например, «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник дидактических игр «Дидактические игры на развитие межличностных отношений старших дошкольников»
Главным фактором развития показателей готовности старшего дошкольника к школьному обучению является сформированность навыков общения и межличностных отношений со сверстниками.Межличностные отношения -...
Рецензия на дидактический материал "Сборник дидактических игр по ФЭМП "Весёлая математика"
рецензия...
Дидактический материал для педагогов Сборник дидактических игр по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «В стране дорожных знаков».
Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также родителям. В пособии представлены краткие методические рекомендации по планированию и проведению дидактических игр. В с...
Публикация в сборнике дидактических игр по развитию речи. Дидактическая игра «Целое и части»
Дидактические игры для детей от 3 до 7 лет...
Мастер-класс по изготовлению дидактических игр своими руками "Сборник дидактических пособий Умные книжки-малышки"
Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все ярко...
Дидактический материал «Сборник дидактических игр по валеологии для детей дошкольного возраста»
Цель данной учебно-методической разработки (цикла занятий с детьми дошкольного возраста по валеологии): определение объема и содержания системы знаний у детей дошкольного возраста по валеологии (...
Сборник дидактического материала для занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием Дидактической настенной панели «Радуга национальностей»
Целью приобретения настенной дидактической панели «Радуга национальностей» было разнообразить процесс изучения народов нашей страны, прививать любовь к родине, уважение к другим народом в ...