Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
картотека (младшая группа)
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 214.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
г. Нижневартовск
№ | Название | Комплекс | Цель, описание: |
1 | «Хоботок» | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. | Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
2 | «Птенцы» (Домик открывается) | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. | Цель: научиться спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.) |
3 | «Шарик» | Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. | Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. |
4 | «Самовар» | Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. | Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». |
5 | «Хомячок» | Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. | Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. |
6 | «Лошадка» | Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее. | Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). |
7 | «Любопытный язычок» | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. | Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. |
8 | «Маляр» | Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад. | Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад. |
9 | «Улыбка» | Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. | Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
10 | «Барабанщик» | В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, «Д-д-д-д» застучали. | Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. |
11 | «Язык здоровается с верхней губой » | Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! | Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если она укорочена.) Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. |
12 | «Часики» («маятник») | Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. | Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз. |
13 | «Улыбка-хоботок» | Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. | Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет) |
14 | «Зайчик» | Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. | Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет |
15 | «Поиграем на губах» | Цель: развитие артикуляционного аппарата. Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б. | |
16 | «Сдуй ватку с ладошки» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. | |
17 | «Заборчик» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. | |
18 | «Чистим зубки снаружи» | Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. | Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. |
19 | «Пятачок» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз). | |
20 | «Рыбка шевелит губами» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать губы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.
Знакомим родителей с артикуляционными упражнениями....
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Укреплять мускулатуру языка....
Беседа с родителями «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста»
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции долж...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Данная картотека представляет из себя набор упражнений на развитие артикуляционного аппарата детей младшего дошкольного возраста.Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных дви...
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ....
Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциац...