Беседа с родителями «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_artikulyatsilnnaya_gimnastikadlya_detey_ml.vozrasta.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями
«Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста»
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.
Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.
У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.
Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».
Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
«Варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
«Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Грибок»
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".
«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
«Лесенка»
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).
«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
«Печём блинчики»
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
«Заводим мотор»
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстряя темп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.
Знакомим родителей с артикуляционными упражнениями....
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Укреплять мускулатуру языка....
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Данная картотека представляет из себя набор упражнений на развитие артикуляционного аппарата детей младшего дошкольного возраста.Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных дви...
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ....
Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциац...
Консультация для родителей. "Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста".
Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и ве...