Телесно-ориентированная терапия как метод профилактики дошкольного возраста и снижения агрессивного поведения детей
статья (старшая группа)

Шишкова Елена Валерьевна

Тело и психика человека тесно взаимосвязаны. Когда мы испытываем эмоциональный дискомфорт, стресс, наши мышцы реагируют, напрягаются, образуя “мышечные зажимы”. Любая эмоция, положительная или отрицательная, сопровождается телесной реакцией: человек хлопает в ладоши и прыгает от радости, сжимает кулаки от злости и т.д. Эта взаимосвязь заинтересовала психоаналитиков почти век назад, благодаря чему возник телесно-ориентированный подход. Сейчас это направление развивается и приобретает популярность в профилактической и коррекционной работе психологов и психотерапевтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Основателем европейской школы телесно-ориентированной психотерапии является Вильгельм Райх. Он был психоаналитиком, учеником Зигмунда Фрейда.

Тело и психика человека тесно взаимосвязаны. Когда мы испытываем эмоциональный дискомфорт, стресс, наши мышцы реагируют, напрягаются, образуя “мышечные зажимы”. Любая эмоция, положительная или отрицательная, сопровождается телесной реакцией: человек хлопает в ладоши и прыгает от радости, сжимает кулаки от злости и т.д. Эта взаимосвязь заинтересовала психоаналитиков почти век назад, благодаря чему возник телесно-ориентированный подход. Сейчас это направление развивается и приобретает популярность в профилактической и коррекционной работе психологов и психотерапевтов.

Все чаще педагоги обращаются к педагогу-психологу с проблемой агрессивного поведения детей. Жалобы на агрессивность детей поступают и от родителей. Дети с агрессивными свойствами личности часто проявляют враждебность по отношению к другим детям, ко взрослым, они мстительны, намеренно раздражают окружающих, драчливы.

Причин, из-за которых ребенок является агрессивным, достаточно много. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Главное понять, что детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. Для диагностики агрессивности были взяты две группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Диагностическим инструментарием выступала графическая методика «Кактус» (модификация М. А. Панфиловой).

Исследование показало, что 25 % детей склонны к агрессивности.

В рамках телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе детьми активно используются:

  • Подвижные и малоподвижные игры,
  • Элементы психогимнастики
  • Приёмы массажа и самомассажа  
  • Дыхательные упражнения
  • Растяжки
  • Релаксационные упражнения

В телесно-ориентированном подходе большое количество упражнений направлено на активизацию двигательной активности, что актуально для детей дошкольного возраста, так как именно в возрасте 4-5 лет двигательная активность является преобладающим видом деятельности. Чаще всего, когда в группе много детей, педагоги стараются ограничивать их движения, запрещают бегать, так как это становится травмоопасным. Поэтому, детям необходимы двигательные упражнения, где они могут выплеснуть агрессию в приемлемой форме.

Это и упражнения в виде борьбы, только в игровой форме, с четко обозначенными правилами. И упражнения с боксерской грушей (подушкой)

У агрессивных детей отмечается высоки уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи и плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше всего проводить под спокойную музыку.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление»

  •  Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании
  • Упражнение на расслабление мышц лица
  • Упражнения на расслабление мышц шеи
  • Упражнения на расслабление мышц рук
  • Упражнения на расслабление мышц ног
  • Упражнения на расслабление всех мышц организма

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижению уровня тревожности.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

«Снежная баба»

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Итак, “слепили дети во дворе снежную бабу (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые суть торчат в стороны, и стоит ли она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодны - холодны, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, и наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляются и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле”.

Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.

«Апельсин»

Дети ложатся на спину, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их право руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

“Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая., мягкая, отдыхает...”

Затем апельсин подкатился к лево руке. И та же процедура выполняется с лево рукой. Желательно делать упражнения два раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплекте с другими упражнениями - достаточно одного раза (с лево и право рукой).

«Сдвинь камень»

Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле право ноги лежит огромны тяжелы камень. Нужно хорошенько упереться право ногой (ступне) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; “нога теплая., мягкая., отдыхает...” Затем то же самое проделывать с лево ногой.

«Черепаха»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягко травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

Не забывайте, что телесно-ориентированные игры благотворно влияют не только на детей, но и на взрослых. Играйте вместе с детьми с удовольствием и пользой для всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...

Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста

В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

«Давайте дружить» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Цели программы:формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов;формирование поведенческих...

Методическое пособие. Коррекционных игры по снижению агрессивного поведения детей

Коррекционных игры  по снижению агрессивного поведения  детей...

Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе  детского сада встречается хотя бы ...