«Перспективный план работы по формированию ЗОЖ в подготовительной группе» на 2022-2023 годы
календарно-тематическое планирование
Программа «Детство» «От рождения до школы» разработана авторским коллективом и под редакцией: доктор психологических наук, профессором, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ Н.Е.Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженным деятель науки РФ, заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А.Шолохова Т.С.Комарова; М.А.Васильева.
ЗАДАЧИ:
Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
- Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки. В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zozh_0.docx | 303.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Детство» «От рождения до школы» разработана авторским коллективом и под редакцией: доктор психологических наук, профессором, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ Н.Е.Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженным деятель науки РФ, заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А.Шолохова Т.С.Комарова; М.А.Васильева.
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
- Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки. В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.
Перспективный план
Месяц | Темы | Задачи |
Сентябрь | 1.«К здоровью без лекарств»
2.«Что такое болезнь?» 3. «Нам микробы не страшны, с чистотой дружим мы» 4. «Что помогает мне быть здоровым» | -дать понятие «здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью. -формировать умение контролировать своё здоровье, укреплять его, содействовать приобщению к здоровому образу жизни, развивать навыки безопасного поведения. -дать детям элементарное представление о микробах, сформировать представление о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням - раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья» |
Октябрь | 1.«Здоровая пища» 2.«Витамины – наши друзья» 3. «Приготовление витаминного салата» 4. Аппликация «Овощи и фрукты лежат на тарелке» | - закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни. -закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни - формировать умение детей готовить витаминный салат, закрепить знания о пользе витаминов для организма человека. - через аппликацию закрепить знания детей о витаминах растительного происхождения, их пользе для здоровья человека. |
Ноябрь | 1.«Мои защитники: кожа, ногти, волосы» 2.«Кожа, её строение и значение» 3.«Части тела человека» 4.«Носик, уши и глаза помогают нам всегда»
| - закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека. - познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции. - продолжать знакомить детей с частями тела человека, учить любить своё тело, содержать его в чистоте. - формировать знания детей об органах слуха, зрения, обоняния, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. |
Декабрь | 1.«Зоркие глазки» 2. «Моё сердце» 3. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» 4. «Берегись – не подавись» | -дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека. - сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. - формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу. - закрепить знания детей о том, что во время еды не стоит торопиться, пищу пережёвывать медленно и долго, тогда она лучше усваивается, дать детям знания о том, что нельзя проглатывать мелкие косточки, брать в рот предметы – можно подавиться. |
Январь | 1.« Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить?»
2.«Зачем мы дышим: органы дыхания» . 3.«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами». 4.«Я – часть природы» | - закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь. - познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание - познакомить с оздоровительными свойствами снега - учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов. |
Февраль | 1.« Если плохо стало нам – на приём идём к врачам» 2. «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой» 3. «Бродячие кусачие» 4. «Порошки - не кашка, таблетки – не конфетки» | - закрепить знания детей о профессии врача, мед/сестры, о том, что если человек заболел необходимо обратиться в поликлинику для назначения правильного лечения и быстрого выздоровления. - формировать знания детей о том, что если человек сильно болен и не может идти в поликлинику к врачу или заболел ночью надо вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», научиться думать о потенциальных опасностях для других людей. - формировать у детей знания – что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, дать детям знания о том, что опасными могут быть укусы клещей, змей, как надо поступать, если случилась беда. - совершенствуем знания детей о вреде и пользе лекарств для здоровья человека, о том какой вред здоровью может принести бытовая химия при неправильном её использовании |
Март | 1.«Лекарственные растения нашего края» 2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 3.«Лечебные деревья» 4.«Какие бывают грибы» | - продолжать знакомить детей с лекарственными растениями нашего края, с их пользой для здоровья человека, воспитывать бережное отношение к природе. - закрепить знания детей о влиянии естественных факторах природы на здоровье человека и правилах закаливания организма. - закреплять знания детей о лечебных свойствах некоторых деревьев - вспомнить с детьми классификацию грибов и влияние их на здоровье человека. |
Апрель | 1.«Опасные высоты» 2. «Гроза, ураган» 3. «Коварные сосульки» 4. «Опасные предметы» | - закрепить знания детей о том, какие опасности здоровью могут принести открытые окна и балкон, закрепить правила поведения на открытом балконе. - формировать у детей знания об опасных для здоровья атмосферных явлениях, о правилах поведения во время грозы, урагана. - дать детям знания, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей от холода - формировать знания детей о том, какой вред здоровью могут принести колющие и режущие предметы, а также предметы бытовой техники. |
Май | 1.«Электричество на улице и в квартире» 2. «Осторожно – «Добрый дядя!» 3. «В темноте. Пути и островки безопасности» 4. «Не бойся звать на помощь» | - дать детям знания, чем опасны оборванные провода на улице и почему нельзя играть под проводами линий электропередач. Чем опасны розетки и электроприборы в квартире. - рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей, как действовать в таких ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье. - дать детям знания, почему не стоит гулять до темноты, что возвращаться надо по безопасному пути. - научить ребёнка не бояться звать на помощь, убегать от подозрительных взрослых и привлекать к себе внимание прохожих, если что – то угрожает его здоровью и жизни. |
Физкультурно-оздоровительная работа
ЗАДАЧИ:
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия
Режим двигательной активности воспитанников ДОУ
Вид занятий и форма двигательной активности | Продолжительность, мин | Особенности организации |
1. Учебные занятия | ||
Физическая культура | 30 | 3 раза в неделю. В теплое время года 1 занятие проводится на улице. |
2. Физкультурно-оздоровительные занятия | ||
Утренняя гимнастика | 10-12 | Ежедневно по плану инструктора по ФК, в теплое время года на улице. |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | 5-7 | Ежедневно. В 1-й и 2-й младших группах проводится общая разминка утром и вечером |
Физкультминутка | 3-5 | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, состояния здоровья детей |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулках | 25-30 | Ежедневно, во время прогулок, организуются воспитателем |
Подвижные игры и физические упражнения в группе | 20 | Ежедневно утром и вечером по несколько подвижных игр |
Упражнения на кроватях после дневного сна, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливающие мероприятия | 10-12 | Дыхательная гимнастика – со средней группы, массаж и самомассаж – с 1-й младшей группы |
3. Активный отдых | ||
Самостоятельная двигательная деятельность | – | Ежедневно (в группе и на прогулке), под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья |
Пальчиковая гимнастика | 1-3 | Каждый день во время занятий. |
Оздоровительная работа
Гимнастика ( утром, после сна) | Ежедневно, 10-12 минут |
Световые и воздушные ванны: | -проветривание, (ежедневно); -прогулки на свежем воздухе; осенью и зимой 1- 2 раз по 1.5-2 ч; летом от 2-ух. ч; - сон при открытых фрамугах, сон без маек (летом) |
Гигиенические и водные процедуры: | - умывание; - мытьё рук, (ежедневно) |
Закаливание | - хождение босиком (при t пола 18° C) - игровой массаж; |
Кварцевание групп | ежедневно |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
1. Утренняя гимнастика
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой
2 Физическая культура
-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.
3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка
-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.
4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.
5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;
6. День здоровья
-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.
7. Физкультурные праздники и досуги
8. Закаливание
-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком,
- облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически.
- Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком.
- Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель.
- Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом.
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приемы |
Первый квартал | ||
Питание | Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть | Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша» |
Одевание - раздевание | Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей | Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: «Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи». |
Умывание | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком | Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом | Дидактическое упражнение «Как правильно заправлять кровать |
Второй квартал | ||
Питание | Учить есть второе блюдо. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости | Беседа «Культура поведения во время еды». Чтение: С. Махотин «Завтрак» |
Одевание -раздевание | Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды | Беседа «Наводим порядок в шкафу для одежды» |
Умывание | Закреплять умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках | Чтение: А. Барто «Девочка чумазая» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку | Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота» |
Третий квартал | ||
Питание | Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно | Беседа «Культура еды». Чтение: Д. Грачев «Обед» |
Одевание - раздевание | Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь | Чтение: М. Зощенко «Глупая история» |
Умывание | Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости | Чтение: Е. Винокуров «Купание детей» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку | Чтение: А. Жигулин «Потеряла в траве заколку». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу» |
Четвертый квартал | ||
Питание | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами: во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол | Чтение: О. Григорьев «Варенье» |
Одевание - раздевание | Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Помогать товарищам застегивать пуговицы, расправлять воротники и т. п. | Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам» |
Умывание | Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела | Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Закреплять привычку постоянно заботиться о своем внешнем виде, исправлять недостатки. Полностью заправлять кровать после сна, принимать участие в смене постельного белья. | Показ, на поминание, указания . |
Трудовое воспитание (Образовательная область «Труд»)
Целью трудового воспитания дошкольников является: формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.
Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в подготовительной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни – школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д. Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.
Виды труда дошкольников | Задачи и содержание работы |
Самообслуживание |
|
Хозяйственно-бытовой труд |
|
Труд в природе |
|
Ручной труд |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями воспитанников первой младшей группы на 2022 - 2023 уч год
Предлагаем Вашему вниманию перспективный план работы с родителями дошкольников на учебный год, который поможет систематически, целенаправленно осуществлять разнообразные формы взаимодействия с с...
Перспективный план работы с родителями в старшей подготовительной группе на 2022 - 2023 учебный год
Основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных традиций, которые играют основную роль в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Поэтому моя раб...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМ ИГРАМ В подготовительной группе на 2022-2023 уч.год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПОСЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМ ИГРАМВ подготовительной группе на 2022-2023 уч.год...
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе на 2022-2023 учебный год
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны,но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство– это оди...
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2022 - 2023 учебный год
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2022 - 2023 учебный год...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе на 2022-2023 год
Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном иживотном мире, прав...
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2022 – 2023 учебный год
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2022 – 2023 учебный год...