«Использование эффективных форм, инновационных подходов в здоровьесберегающих технологиях при работе с детьми раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Корнева Ирина Александровна

Вашему вниманию представлен полезный опыт работы, который расскажет каждому желающему о том, как правильно применять здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста, так как ранний возраст, это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия. Вначале материала раскрывается актуальность опыта, условия становления опыта, дается определение понятия "здоровьесберегающая технология", раскрываются формы и методы работы по укреплению здоровья детей раннего возраста путем использования инновационных технологий: пальцеигротренинг, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика и другие ее виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Корнева Ирина Александровна,

воспитатель ГБДОУ № 6

Адмиралтейского района СПб

«Использование эффективных форм, инновационных подходов в здоровьесберегающих технологиях при работе с детьми раннего возраста»

 «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком

случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Н.М.Амосов

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Краткая аннотация:

Вашему вниманию представлен полезный опыт работы, который расскажет каждому желающему о том, как правильно применять здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста, так как ранний возраст, это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия. Вначале материала раскрывается актуальность опыта, условия становления опыта, дается определение понятия "здоровьесберегающая технология", раскрываются формы и методы работы по укреплению здоровья детей раннего возраста путем использования инновационных технологий: пальцеигротренинг, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика и другие ее виды.

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее развитие и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей и если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоциональное благополучие, создание условий безопасной развивающей предметно-пространственный среды, комплекса психолого – педагогической,

профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению

их здоровья. Поэтому внедрение и реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств развития.

Внедрение здоровьесберегающих технологий улучшает психоэмоциональное

самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, повышает познавательную активность. Таким образом актуальность настоящего опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих

технологий, без которых немыслим педагогический процесс современной

дошкольной образовательной организации.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Одним из путей решения этой проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Опыт работы над темой «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста» сложился постепенно. Опыт формировался на протяжении ряда лет. Вся проводимая работа была нацелена на то, чтобы найти разнообразные формы работы с детьми раннего возраста для обеспечения ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые навыки, умения и знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, укрепить здоровье детей, привить любовь к физической культуре и спорту.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий для сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей через:

  1. внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с

детьми;

  1. использование различных методов и приемов для мотивации к здоровому

образу жизни;

  1. использование наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
  2. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей укреплению здоровья детей.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература, освещающая вопросы здоровьесберегаюших технологий, используемых в работе с детьми раннего возраста, а также вопросы физического воспитания, задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методики физического воспитания, какое место

занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

- Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

1 Охрана жизни.

2 Укрепление здоровья.

3 Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4 Повышение работоспособности.

- В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько

1 Охрана жизни и укрепление здоровья.

2 Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3 Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

- М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

- Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и их родителей. В настоящее время в работе с детьми я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технология сохранения и стимулирования здоровья

- технология здорового образа жизни

- коррекционные технологии.

Реализация этих технологий осуществляется мной в условиях специально

организованных форм оздоровительной системы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- непосредственно образовательная деятельность физкультурной направленности;

-самостоятельная деятельность детей

- подвижные игры

- элементы дыхательной гимнастики

-утренняя гимнастика

-двигательно-оздоровительные физкультминутки

-гимнастика для глаз

-релаксация

-пальцеигротренинг (Самомассаж кистей и пальцев рук, массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками, массаж шестигранными карандашами, массаж грецкими орехами (каштанами), массаж "четками", и т.д.)

-гимнастика пробуждения

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми раннего возраста я использую здоровьесберегающие технологии -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные игры, релаксацию,

гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; НОД, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

А также использую в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль

за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

Педагогический процесс полностью оснащён необходимыми материалами и пособиями, программой развития группы раннего возраста, картотеками упражнений, подвижный игр, физических упражнений, конспектами и дидактическими играми.

В группе я создала уютную обстановку, тем самым обеспечив все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Совместно с родителями создали развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует укреплению здоровья детей: стандартное оборудование (обручи, мячи, скакалки, кегли, кубики); нестандартное оборудование (мешочки с песком, атрибуты для дыхательной и пальчиковой гимнастики, «дорожки здоровья» и т.д.).

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества малышей; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных приемов и методов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. В образовательной деятельности с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребёнок - настолько он и развит.

Ежедневно в своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1 Палцеигротренинг проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Его провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, пальцеигротреннинг полезен всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.

2 Офтальмотренажер способствует снятию напряжения мышц глаз, упражнения офтальмотренажера провожу каждый день по 3-5 минут в любое свободное время. Во время проведения данной гимнастики обязательно использую наглядный материал.

3 Игровую оздоровительную гимнастику (гимнастику пробуждения) провожу по 5-10 минут ежедневно после дневного сна. В её комплекс ввожу упражнения на кроватках для лучшего пробуждения детей, упражнения для правильной осанки. Для профилактики я попросили каждого родителя изготовить коврик с нашитыми на него пуговицами (индивидуально для каждого ребёнка). Детям очень нравится ходить по такому коврику. Пуговицы достаточно хорошо массажируют ступни детей, укрепляют связочный аппарат и мышцы стопы, так же данное упражнение корректирует плоскостопие, что немаловажно - на мой взгляд, это очень полезная процедура.

4 Дыхательную гимнастику так же провожу ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.

5 Много времени ежедневно уделяется подвижным играм, которые проводятся мной и на прогулке и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

6 Динамические паузы организуются во время НОД, длительностью 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

7. Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление всего организма и отдельных частей тела. Для работы я использую спокойную классическую музыку, например звуки природы. Детям очень нравится выполнять такие упражнения.

Работа с родителями для меня является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребёнка в детский сад мы строим совместную работу, которая помогает ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Консультирую родителей по интересующим их вопросам: «Ваш ребёнок идёт в детский сад», «Особенности развития и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста», «Адаптация к детскому саду» и многие другие. На родительском собрании, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы. Совместно с советом родителей привлекаем родителей к участию в жизни группы, Кроме этого для педагогической просвещенности родителей, провожу различные формы работы с ними, это и беседы, консультации, большое внимание уделяю наглядной агитации: ежемесячно выставляются папки-раскладушки, папки-передвижки, выпуски стенгазеты «Мы за здоровый образ жизни», анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают мне выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей физического здоровья, познакомить с данными статистики.

Главная цель в работе с родителями– помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей физического здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановке в семье, в детском саду.

В результате взаимодействия родители осознают важность укрепления у детей физического здоровья, владеют методами и приёмами, становятся активными участниками в работе по укреплению здоровья детей, что позволяет достичь более высокого уровня физического здоровья детей.

Всё это приводит к положительным результатам по опыту прошлых лет.

Таким образом, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Сообщение на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

Сообщение  на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми  раннего возраста»....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»

Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

В своей педагогической деятельности в системе  воспитательно- образовательной работы я применяю как традиционные так и новые современные образовательные   технологии. Использование совр...