Упражнения для развития крупной моторики с использованием методов сенсорной интеграции.
консультация

Дашина Наталия Владимировна

Познание окружающего нас мира начинается с развития органов чувств, то есть развития сенсорных систем организма. В результате знакомства ребенка с внешним миром возникают психические явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

1. Понятие «сенсорная интеграция»

Познание окружающего нас мира начинается с развития органов чувств, то есть развития сенсорных систем организма. В результате знакомства ребенка с внешним миром возникают психические явления. На сегодняшний день актуальность развития сенсорной интеграции обусловлена ростом численности детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Сенсорная интеграция помогает улучшить коммуникативные навыки ребенка, организует взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ на ощущение. Если приток впечатлений у малышей ограничен, то они испытывают так называемый «сенсорный голод», который ведет к значительным задержкам общего развития.

Именно невозможность целостно воспринимать наблюдаемые объекты, а только лишь фрагментарно, вызывает серьезные трудности в школьной и повседневной жизни. У большинства детей с РАС наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена или недостаточно развита крупная и мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. В нынешнее время, в век развития компьютерных технологий, цифровой техники и искусственного интеллекта очень серьезно стоит проблема раннего знакомства детей с гаджетами, что приводит к тому, что виртуальный образ предметов формируется раньше, чем реальный образ предметов на основе действий с ним. Поэтому наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в дошкольном возрасте, которые осуществляются непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не могут, формируются под влиянием вымышленной реальности. Частое просиживание с телефонами и за компьютером приводит к тому, что нет двигательной активности, а следовательно и деформация всех мышц.

Итак, сенсорная интеграция создает условия для сбалансированной работы нервной системы с целью формирования адекватных ответов на внешние раздражители и наша задача помочь тем детям, которые испытывают трудности в правильном восприятии окружающего мира.

2.Основные методы сенсорной интеграции

К основным методам сенсорной интеграции относятся:

- двигательная активность (развивает чувство баланса и равновесия, способствует формированию речи, развивает способности к обучению, познавательной активности и эмоциональных реакций)

- игровая деятельность (этот метод вызывает адаптивный ответ ребенка на воздействия окружающей среды)

- арт-терапия – психологически безопасный метод, подходит для людей любого возраста, является средством невербального обращения, считается очень мягким и экологичным, поэтому не имеет противопоказаний. Арт-терапия полезна для тех, кто недостаточно хорошо владеет своей речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.

 

3. Упражнения для развития крупной моторики с использованием методов сенсорной интеграции

Мы остановимся на рассмотрении такого метода сенсорной интеграции как двигательная активность. Предлагаемые в этой статье упражнения на развитие моторики у аутичных детей включают в себя занятия, которые не только развивают навыки крупной моторики у ребенка, но и улучшают его социальные навыки.

1. Марш

Марш — это двигательная активность, относящаяся к крупной моторике. Взрослый показывает упражнение, делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.

2. Прыжки на батуте

Батут – это замечательный тренажер для упражнений на развитие крупной моторики для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой очень хорошую сенсорную стимуляцию, которая помогает снять сенсорную перегрузку и тревогу. У детей расстройством аутистического спектра после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

3. Игры с мячом

Игры с мячом являются простыми и любимыми занятиями детей. Можно начинать упражнения с мячом с элементарных упражнений, например, с обычного перекатывания мяча вперед и назад. Это задание формирует внимательность, концентрацию и координацию. Далее можно попросить ребенка перекатывать мяч в заданное место, например ,в вымышленные ворота, или же закатывать мяч в коробку. Это упражнение развивает навыки зрительного слежения за объектами и формирует моторные навыки . Затем, можно дать такое задание, как «Поймай мяч». Оно так же требует определенного внимания и координации. Варианты упражнений с мячом могут быть различными. Это, например, такие упражнения как броски мяча от плеча, броски из-за головы,удары ногой по мячу, ведение мяча (палочкой или руками), отбивание мяча от пола, отбивание мяча руками и ловлю мяча, бросок мячом по мишени на стене, на полу, толкнуть подвешенный мяч и хлопнуть пока он летит. Опыт работы с детьми с РАС показывает,что такие упражнения даются деткам нелегко и требуют терпения. Но они способствуют развитию крупной моторики.

4. Равновесие

Многие упражнения крупной моторики требуют хорошей координации и чувства равновесия. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия очень часто является трудной задачей, поэтому важно развивать умение балансировать свое тело. Можно попробовать провести тесть с ребенком на выявление умения держать равновесие. Так, ребенок должен закрыть глаза и неподвижно стоять, не теряя при этом равновесие. Если у ребенка не получилось выполнить данный тест, то нужно будет работать над развитием навыков удержания равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях (использование балансира). При первичном освоении ребенком балансировочной доски необходимо поддерживать его за руку до тех пор, пока он не сможет самостоятельно встать на доску и удерживать равновесие. Стоять на балансировочной доске необходимо босиком. Чтобы избежать травм, рядом с балансировочной доской не должны находиться предметы мебели, различные предметы, а также окна и детские игрушки. Так же можно делать одновременный бросок и ловлю мяча, стоя при этом на балансире.

5. Символические игры

Символические игры часто представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

Игра «Зеркало»

Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.

Игра «Снеговик»

Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.

Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»

Хорошая разминка и отличный способ развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.

В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.

В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.

Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.

Игра «Ручеек»

Двое детей становятся друг напротив друга, а в центре третий участник игры. Один из игроков пускает мяч по полу, задача игрока в центре перепрыгнуть мяч и стараться, чтобы мяч не коснулся ног. Данная игра развивает моторику и координацию,а также внимание.

6. Полоса препятствий

Полоса препятствий - это уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Полосу можно постепенно дополнять различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя: ходьба на четвереньках, прыжки лягушкой, перекатывания, прыжки на скакалке, ходьбу по линии, переступание через палочки, лазание по предметам и т. п.

Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций. Двигательная активность может быть источником волнения для многих детей с расстройствами аутистического спектра. Необходимо оказывать ребенку поддержку и вводить новые виды упражнений постепенно. Начинать нужно с наиболее нейтральных заданий, а затем переходить к более сложным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития крупной моторики

Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков...

Десять упражнений на развитие крупной моторики для детей коррекционной группы

Данный материал будет полезен родителям, инструкторам по физической культуре, воспитателям коррекционных групп....

"Упражнения для развития крупной моторики, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве"

В памятке представлены упражнения для развития крупной моторики тела, ощущения границ своего тела и положения его в пространстве....

Десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей.

Предлагаем вашему вниманию десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные нав...

Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.

Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции....