Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал

Соколова Марина Васильевна

Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС (620) new

Дисциплина: Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Практическое задание 3, Модуль 3. Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Выполнил:

 слушатель Соколова Марина Васильевна

Преподаватель:

Куликова Марина Викторовна

г. Москва - 2024

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Практическое задание 3

Требуемые условия завершения

Задание 1: Основываясь на лекционном материале и дополнительных литературных источниках, дайте характеристику основным подходам к формированию здорового образа жизни детей, заполнив таблицу  

Таблица 1. Основные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Название подхода

Характеристика подхода 

системный подход

 Здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма, характеризующееся определённой стабильностью гомеостаза. Системный подход предполагает, что с детьми проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, физкультминутки на занятиях, подвижные игры, физкультурные праздники, дни здоровья, физкультурно-оздоровительные прогулки, закаливающие процедуры, дыхательные упражнения. На организованную двигательную деятельность ежедневно отводится 1,5 – 2 часа.

аксиологический подход

 Здоровье понимается как ценность личности и общества. Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения предполагает формирование у ребёнка личностного восприятия здоровья, его смыслового назначения для жизни, развития, важности его сохранения и поддержания не только в конкретный временной промежуток, а в течение всей жизни.

педагогический подход

 Предполагает процесс выработки у человека ценностного отношения к собственному здоровью, подчиненного закономерностям обучения и воспитания. Педагогический подход  связан: с разработкой в детском саду определённой обучающей программы, которая нацелена на получение детьми обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим людям; созданием развивающей предметно-пространственной среды по формированию ЗОЖ у дошкольников; организацией взаимодействия ДОО и семьи.

подход, основу которого составляет

теория и методика физического воспитания

 Доказывает, что целенаправленная двигательная активность ребёнка неразрывно связана с процессом обучения его навыкам здорового образа жизни. Методические принципы физического воспитания: сознательность и активность (формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями), наглядность (необходима для усвоения движения), доступность (учитывает возрастные, половые особенности, физические и психические способности занимающихся), систематичность (регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха), динамичность (постепенное повышение требований).

 

Задание 2: Основываясь на лекционном материале и дополнительных литературных источниках, сформулируйте основные задачи формирования правил здорового образа жизни в разные возрастные периоды дошкольного детства. Заполните таблицу 2. 

Таблица 2. Основные задачи формирования правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Возрастной период

Задачи формирования правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

2-3 года

 

 Накопить и обогатить двигательный опыт детей, формировать представления о здоровом образе жизни детей, воспитать культурно-гигиенические навыки, формировать представления о правилах личной гигиены.

3-4 года

 

 Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой, обогащать знаниями о здоровом образе жизни, повышать интерес детей к ЗОЖ через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы, продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

4-5 лет

 

 Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту, способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов, закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.

5-6 лет

 

 Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах, формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.

6-7 лет

 

 Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, формирование элементарных представлений о человеческом организме (строении тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов), расширение знаний о здоровье и происхождении болезней, воспитание желания заботиться о своём здоровье.

 

Задание 3: Выберите одну из здоровьесберегающих технологий, применяемых в дошкольном образовании, и опишите ее по следующей схеме:

Название технологии, ее автор.

       

    Фитбол-гимнастика (здоровьесберегающая технология в дошкольном учреждении).

Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова.

Цель и задачи технологии.

Цель: улучшение обмена веществ, кровообращения и микродинамики в межпозвонковых дисках и внутренних органах за счет вибрации (при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча), способствующей разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Задачи:

– развивать двигательные навыки и умения;

–  воспитывать волю, решительность, дисциплинированность, активность;

– способствовать профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.);

–  развивать и тренировать вестибулярные функции;

– формировать навык правильной осанки;

– формировать мышечный корсет за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса;

–  развивать двигательные способности (гибкость, координацию, силу);

–  способствовать развитию музыкально-ритмических и творческих способностей.

Рекомендуемый возраст.

В зависимости от возраста и роста занимающихся подбирается мяч соответствующего диаметра:

– для детей 3–5 лет – 45 см;

– для детей 6-7 лет – 55 см.

Краткое описание применяемых средств и методов.

Фитбол – это большой мяч диаметром 45–75 см, который используется в оздоровительных целях. Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора.

При занятиях фитбол-гимнастикой с детьми используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча).

Упражнения на фитболе выполняются из разнообразных исходных положений.

 По использованию фитбола выделяют упражнения, в которых мяч используется как:

− массажер;

− опора (под спину, под руки, под ноги, под бок, под живот);

− предмет (прокатывание, броски, ловля);

− препятствие (перешагивание, перепрыгивание);

− отягощение (в руках, ногах, на голове);

− амортизатор, тренажер (рук, ног, равновесия);

− ориентир.

На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, радостного настроения. Одним из таких эффективных средств является музыкальное сопровождение.

Методические принципы физического воспитания: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность.

 Каждое упражнение рекомендуется повторять сначала 3–4 раза, постепенно увеличивая до 6–7 раз. Упражнения необходимо выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на различные группы мышц из различных исходных положений.

Желательно проводить занятия фитбол-гимнастикой 2–3 раза в неделю продолжительностью 15–20 минут для детей 3–5 лет и 25–30 минут для детей 6–7 лет. 

При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета.

Отличительные особенности технологии.

Фитбол-гимнастика подразумевает упражнения с большим мячом. Механическая вибрация мяча оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы ребёнка. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате чего ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. В результате занятий фитбол-гимнастикой улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.

Оздоровительный эффект данной здоровьесберегающей технологии обусловлен биомеханическими факторами. Это и напряжение механизмов, обеспечивающих поддержание позы и сохранения равновесия, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Детская заболеваемость с каждым годом растет. Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку и нарушения опорно — двигательного аппа...

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования/

В данной презентации представлена концепция работы детского сада по физическому развитию и формированию правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного ...

Статья "Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Статья "Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...