Программа кружка физкультурно – спортивной направленности «Фитбол – гимнастика» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)
Фитбол-гимнастика – одно из новых направлений в работе с дошкольниками. Актуальность фитбол-гимнастики в детском саду обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ, среди другого физкультурного инвентаря. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формируют правильную осанку. Являясь средством оздоровительно – коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно – двигательный и связочно – мышечный аппарат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fitbol_2023-2024.docx | 97.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Староюрьевского района Тамбовской области
Программа кружка
физкультурно – спортивной направленности
«Фитбол – гимнастика»
Сведения о разработчике:
Смагина Е.А., воспитатель
с. Староюрьево,
2023 – 2024 учебный год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Программа кружка «Фитбол – гимнастика» |
3. Сведения об авторе-составителе: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Смагина Екатерина Александровна, воспитатель |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: | -Закон РФ «Об образовании» -Конвенция ООН о правах ребенка -Конституция Российской Федерации -Семейный кодекс РФ Раздел: «Права и обязанности родителей и детей» -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации) -Устав МБДОУ детского сада «Радуга»Староюрьевского района Тамбовской области |
4.2. Область применения | Дошкольное образование. |
4.3. Направленность | Физкультурно-спортивная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Вид программы | |
4.6. Возраст учащихся | 5-6 лет |
4.7.Продолжительность обучения | 9 месяцев, учебный год (72 учебных часа) |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | Т.Н.Копылова старший воспитатель МБДОУ детского сада «Радуга» |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Фитбол-гимнастика» имеет физкультурно-спортивную направленность, создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Актуальность предлагаемой программы
Фитбол-гимнастика – одно из новых направлений в работе с дошкольниками.Актуальность фитбол-гимнастики в детском саду обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ, среди другого физкультурного инвентаря. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формируют правильную осанку. Являясь средством оздоровительно – коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно – двигательный и связочно – мышечный аппарат.
Новизна программы.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня “Фитбол-гимнастика” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к физической культуре через игру, применение полученных знаний, умений и навыков физической культуры в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Занятия «Фитбол-гимнастикой» являются разновидностью физической культуры и позволяют ребенку поверить в себя, свои возможности, а также научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми.Стартовый уровень программыпредполагает освоение азов гимнастики, изучение простейших элементов «фитбол-гимнастики», через использование игровых технологий, исполнение простых физических упражнений.
Отличительные особенности программы.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитбол-гимнастика» позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Программа предоставляет собой единственный вид аэробики, где одновременно и в равной степени задействуются двигательный, тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что значит усиливается положительный эффект от занятий, позитивному самоопределению. Обучение отличается практической и гуманитарной направленностью в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Фитбол-гимнастика» рассчитана на работу с дошкольниками в возрасте 5-6 лет. В процессе физкультурно-спортивной деятельности у детей дошкольного возраста совершенствуются координация движения, осанка, и творческие способности. Двигаясь, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: ориентирование в пространстве, согласование движений с музыкой, чувство ритма. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами физической деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: физическое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное – и позволяет заниматься в дальнейшем физической культурой на более высоком уровне.
Условия набора воспитанников:
для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Объем и срок освоения программы
Программа «Фитбол-гимнастика» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с количеством учебных часов 72 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 25 минут.
Схема возрастного и количественного распределения учащихся, количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обуче-ния | Количество учащихся в группе | Общее количество занятий в неделю | Продолжите-льность занятий, часов. | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 год | 12 | 2 раза | 1 (25 мин.) | 2 | 72 часа |
Формы и режим занятий: обучение по программе«Фитбол - гимнастика» стартового уровня проводится в форме:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- игра, праздник;
- открытое занятие
-технология программы предусматривает занятия по группам(10-12 человек), а также индивидуальные занятия.
Формы организациидеятельности воспитанников на занятии:
-групповая;
- индивидуально–групповая;
Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (10-12 человек), индивидуальные занятия
Структура занятий.
Структура занятия включает в себя следующие этапы :
- организационный момент;
- постановка цели;
- показ с объяснением;
- динамическая пауза;
- напоминание правил по технике безопасности;
- практическая деятельность детей;
- помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется;
- анализ и самооценка деятельности детьми.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Цель программы: развивать физические качества и укреплять здоровье детей через занятия с фитбол мячом.
Задачи программы.
Образовательные:
1.Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества :выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
2.Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в физическую деятельность;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
2. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
3. Формировать навыки выразительности, пластичности в движениях.
4. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
5. Содействовать формированию коммуникативных качеств у детей.
Развивающие:
1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
2. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
3. Развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
4.Формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия и исправлению недостатков осанки;
5.Работать над умением ориентироваться в пространстве; тренировать память, внимание,
6.Обеспечивать психологический комфорт.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы аттестации /контроля |
Фитбол-гимнастика – 72 часа | |||||
1. | Введение. Путешествие в мир фитбола | 1 | 1 | - | Текущий контроль (собеседование) |
2. | Упражнения в едином темпе | 24 | 5 | 19 | Текущий контроль |
2.1. | Формирование осанки и равновесия | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
2.2 | Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиванием | 6 | 1 | 5 | Текущий контроль(наблюдение,игра,упражнения) |
2.3 | Сохранение правильной осанки и тренировка равновесия и координации | 6 | 1 | 5 | Текущий контроль(наблюдение,игра,упражнения) |
2.4. | Махи ногами | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
3. | Упражнения на растягивание | 24 | 5 | 19 | Текущий контроль |
3.1. | Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры. | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль, наблюдение, упражнение) |
3. 2. | Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола. | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение) |
3.3. | Упражнения на сохранение равновесия с различным положением на фитболе | 6 | 1 | 5 | Текущий контроль (наблюдение,игра,упражнения) |
3.4 | Упражнения на совершенствование качества выполнения упражнений в равновесии | 6 | 1 | 5 | Текущий контроль(наблюдение,игра,упражнение) |
3.5 | Подвижные игры на растяжку | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль(наблюдение,игра,упражнение) |
4. | Выполнение упражнений в расслаблении мышц | 20 | 5 | 15 | Текущий контроль. |
4.1. | Упражнения с наклонами. | 8 | 2 | 6 | Текущий контроль( наблюдение, упражнения). |
4.2. | Упражнения на закрепление навыка правильной осанки | 6 | 1 | 5 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
4.3 | Упражнения для совершенствования техники выполнения упражнений в разных исходных положениях | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль(наблюдение,игра,упражнение) |
4.4 | Подвижные игры | 2 | - | 2 | Текущий контроль(наблюдение,игра,упражнение) |
5. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль(диагностика выпонения упражнений) |
ИТОГО | 72 | 16 | 56 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Введение. Путешествие в мир фитбола – 1 час
Теория. Понятие фитбол-гимнастики. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Упражнения в едином темпе – 24 часа
2.1. Формирование осанки и равновесия - 4 часа
Теория. Базовые положения при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Приемы самостраховки. Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Практика. Упражнение «Крылышки», «Часики», «Ветер дует».
2.2 Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиванием.-6 часов
Теория. Проявление настойчивости при достижении конечного результата,стремление к качественному выполнению движений.
Практика.Упражнение «Маятник, «Лисичка», «Змея»
2.3 Сохранение правильной осанки и тренировка равновесии и координации -6 часов.
Теория.Значение упражнений для сохранения правильной осанки.
Практика.Упражнение «Снежинка», «Гимнаст» «Книга»
2.4. Махи ногами –8 часов
Теория.Осознанное овладение движениями, самоконтроль и самооценка при выполнении упражнений.
Практика. Упражнение «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст».
3.Упражнение на растягивание– 24 часа
3.1. Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры – 4 часа.
Теория. Значение упражнений для укрепления мышечного корсета. Правильная осанка. Чувство равновесия и координация движений.
Практика. Упражнение «Бабочка», «Елочка», «Снежинки», «Книга».
3.2. Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола – 4 часа.
Теория.Ориентирование в пространстве зала. Координация движений при выполнении движений в парах, в группе. Укрепление мышц рук, ног, спины.
Практика. Упражнения «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче», «Экскаватор», «Мостик».
3.3Упражнения на сохранение равновесия с раличным положением на фитболе-6 часов
Теория.Формирование опорно-двигательного аппарата.Координация движений при выполнении упражнений.
Практика .Упражнения«Летучая мышь», «Улитка», «Мостик»
3.4 Упражнения на совершенствованиекачества выполнения упражнений в равновесии.-6 часов
Теория.Укрепление мышечного корсета.Самооценка и самоконтроль при выполнении упражнений.
Практика. Упражнения «Маятник», «Бабочка».
3.5 Подвижные игры на растяжку-4 часа
ТеорияРазвивать адаптационные возможности детского организма
Практика.Подвижные игры «Горячая картошка», «А ну-ка обгони»
4. Выполнение упражнений в расслаблении мышц – 20 часа.
Теория. Равновесие и координация движений.
Практика. Упражнения «Кошечка», «Зайка», «Лисичка».Подвижные игры «А ну ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко», «Успей догнать».
4.1.Упражнения с наклонами-8 часов
Теория Укрепление мышечного корсета.Качество выполнения упражнений.
Практика.Упражнения «Часы», «Покачайся».
4.2Упражнения на закрепление навыка правильной осанки-6 часов
Теория.Осознанное овладение движениями. Проявление настойчивости при достижении конечного результата.
Практика.Упражнения «Ветер дует», «Самолет», «Книга»
4.3.Упражнения для совершенствования техники выполнения упражнений в разных исходных положениях-6 часов
Теория.Выполнение упражнений в едином для всей группы темпе.Закрепление навыков правильной осанки.
Практика.Упражнения «Наклонись», «Повороты», «Подкати».
4.4.Подвижные игры-2часа
Теория.Развитие внимания,координации движений. Формирование правильной осанки во время подвижных игр.Техника безопасности во время подвижных игр.
Подвижные игры. «Пингвины на льдине», «Снежная крепость», «Эстафета»
5. Итоговое занятие.
Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых упражнений
1.4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По итогам реализации программы «Фитбол – гимнастика» (стартовый уровень) ожидаются следующие результаты:
1. Личностные.
- развитие навыков к здоровому образу жизни;
- развитие самооценки собственного физического развития.
2. Предметные.
- формирование универсальных учебных действий учащихся в области физического развития.
Учащиеся должны
Знать:
-правила поведения на занятиях физической культуры;
- что такое фитбол-гимнастика,
- что такое правильная осанка.
Уметь:
- выполнять упражнения с элементами фитбола;
- сохранять длительное устойчивое равновесие;
- следить за осанкой;
-контролировать действие других;
- самостоятельно правильно выполнять упражнения с фитболом по предварительному показу;
- выполнять упражнения по фитбол-гимнастике не только в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.
- соблюдать правила игры.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение организации рабочего места;
-умение соблюдения правил техники безопасности при разучивании физических упражнений;
-умение анализировать и оценивать созданные образы;
-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.
Познавательные универсальные учебные действий
-развитие речевых навыков при обсуждении физических упражнений;
-повышение интереса к физической культуре и спорту;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.
В ходе реализации программы «Фитбол-гимнастика» предполагается освоение и перевод на базовый уровень не менее 75% детей.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Фитбол-гимнастика» начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая;
Учебный период | Даты начала и окончания периода | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первый год обучения | |||||
Первый период | 01.09 - 29.12 | 30.01 – 10.01 | 17 | 17 | 16 |
Второй период | 11.01 - 31.05 | 19 | 19 | 56 | |
ИТОГО | 36 недель | 36 дней | 72 часа |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
1. Музыкально-спортивный зал,соответствующий требованиям:
-СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей дошкольного возраста);
-Госпожнадзора.
2. Оборудование:мячи большие (диаметр 55 см.), маты, зеркала, спортивная форма, гантели, гимнастические палки, диски; видеоматериалы.
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
-Диагностика развития спортивно-физических движений
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие физических способностей учащихся с помощью фитбол-гимнастики»;
Кадровое обеспечение:
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с преподаванием физической культуры.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие формы контроля:
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, упражнений.
Промежуточный контроль - осуществляется по итогам года, задачами является определение изменения в уровне развития физических способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения «Фитбол-гимнастика»;
-участие обучающихся в мероприятиях учреждения;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
- открытые занятия.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» используют «Диагностика физического развития движений» (методика Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.);
При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:
1.Качество знаний, умения, навыки.
2.Особенности мотивации к занятиям.
3.Творческая активность.
4.Спортивно-физическая настроенность.
5.Достижения.
Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения физической деятельностью.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному(взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их физических способностей);
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, видеозаписей фитбол-гимнастики);
-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, физического развития детей);
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию физических способностей и возрастным особенностям учащихся).
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-игровой метод. Основным методом обучения фитбол-гимнастики детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
-метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
-словесный метод. Это беседа о физкультуре, спорте, здоровье, объяснение методики исполнения движений, оценка.
-практический метод заключается в многократном выполнении конкретного физического движения.
-наглядный метод – выразительный показ движений под счет, с музыкой. Показ детям видеофрагментов фитбол-гимнастики.
-репродуктивный (воспроизводящий);
-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);
-творческий.
При реализации программы используется следующие методы воспитания
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологииразноуровневого, развивающего, личностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Введение. Путешествие в мир фитбола. | Беседа | Наглядный, словесный | Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики, проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски, инструкции по технике безопасности,мячи фитбол. | Текущий контроль (собеседование) |
2 | Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. | Беседа; Игровые, практические занятия | Наглядный, словесный, игровой, аналогий, репродуктивный | Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики, проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски,мячи фитбол. | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
3 | Выполнение упражнений на растягивание с использованием фитбола. | Беседа; Игровые, практические занятия. | Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный. | Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
4 | Выполнение упражнений в расслаблении мышц на фитболе. | Беседа; Игровые, практические занятия. | Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный. | Видеодиски с фрагментами фитбол гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
5 | Итоги года | Самостоятельная работа. | Репродуктивный, творческий. | Музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. | Промежуточный контроль (диагностика выполнения упражнений) |
Литература
Для педагога:
- Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.
- Крючек Е.С.Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
- Кудра Т.А.Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.-Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.- 120 с.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А.Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
- Попова Е.Г.Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
- Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. С.-П. 2007.
- Теория и методика физического воспитания /Под общ.ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976.Т. 1, с. 85.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. С.-П. 2007.
- Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. М. 2001.
- М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».
Для учащихся и родителей:
Иллюстративный материал.
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».
Н.М. Соломенникова, Т. Н. Машина «Формирование двигательной сферы у детей 3 – 7 лет. Фитбол – гимнастика».
Интернет – ресурсы:
2. http://www.neboleem.net/fitbol.php
3. https://azbyka.ru/deti/fitbol-gimnastika
Глоссарий
1. Фи́тбол (Exerciseball, Swissball) — большой упругий мяч от 45 до 95 см в диаметре, используемый для занятий аэробикой. Упражнения с фитболом дают нагрузку на большинство групп мышц, помогают исправить осанку2. Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.3. Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.4.Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях5. Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.6. Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:
индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.7. Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т.п. Комплексы "партерной" гимнастики используются и в учебном процессе по физическому воспитанию для дошкольников и школьников.8. Площадью опоры - в основной стойке является площадь, заключенная между линиями, которые соединяют носки и пятки ног. Расстояние между стопами (пятками) равно 1/4 роста человека или примерно ширине плеч. Чем выше рост, тем шире площадь опоры для сохранения устойчивости. Положение ног шире плеч и более согнутых в коленях чем при основной стойке, характеризует защитную стойку.
Приложение 1
Диагностика эффективности занятий фитбол-гимнастикой.
По методике Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.
Оценка эффективности занятий фитбол – гимнастикой.
Диагностика проводится 2 раза в год на общих групповых занятиях, апринеобходимости на индивидуальных (если ребенок скромный, стеснительный, не уверенный в себе)
Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики проведенных оздоровительных мероприятий.
Для того чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому развитию, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Особенно важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике используются следующие диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильнее выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл – ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 балл – отказ от выполнения движения.
Задания для детей 5-6 лет
А – пятка правой (левой) ноги прижата к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки - вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек.
В – ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см, вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и «свобода» совершаемого движения.
С – ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно
Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду.
Все полученные данные фиксируются педагогами группы в начале года (Н) и в конце года (К) и оформляются в следующую таблицу:
Таблица 1. Диагностика двигательного развития
Ф.и. ребенка | Психомоторное развитие | Сформированность основных движений | ||||||||||||||||
А | В | С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | Н | К | н | к | Н | к | н | к | н | к | |
1. | ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. |
Примечание:
А-пробы на статическую координацию и статическую выносливость;
В – пробы на динамическую координацию и способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый двигательный комплекс;
С – пробы на зрительно- моторную координацию и точность выполнения движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.
Под номерами таблице оценка основных движений в соответствии с реальным возрастом ребенка:
1 – ходьба, 2 – бег, 3 – прыжки, 4 – ползание, лазание, 5 - равновесие, 6 – катание, бросание, ловля, метание.
Н – начало года, К – конец года.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
Приложение №2
Календарный учебный график
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Фитбол-гимнастика» (стартовый уровень)
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Фитбол-гимнастика» Смагиной Екатерины Александровны, педагога дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» является по типу модифицированной и имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа реализуется в творческом объединении детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Цель программы заключается в укреплении здоровье ребенка, приобщению к здоровому образу жизни через занятия с фитбол мячом. Задачи программы разделены на образовательные, воспитательные и развивающие по сроку обучения.
Актуальность программы состоит в том, что занятия с мячом фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и формируют правильную осанку. Отличительной особенностью программы «Фитбол-гимнастика» является включение в структуру занятий различных игровых упражнений с мячом-фитболом для развития мотивации к занятиям спортом у дошкольников.
Программа выдержана по структуре: имеет пояснительную записку, учебный план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение и список использованной литературы для педагога и родителей.
Нормативный срок освоения программы – 1 год, рассчитан на 72 часа. Число занятий в неделю – 2 по 1 учебному (25 минут) часу каждое.
Учебный материал содержит теоретическую и практическую части. Учебно-тематический план построен в порядке усложнения материала. Для успешной реализации программы используются различные формы занятий: беседы, упражнения, подвижные игры. В организации учебного процесса используются различные приемы и методы обучения (репродуктивный, словесный, наглядный, творческий).
В программе предусматриваются различные формы контроля занятий, которые важны для оценки личных достижений воспитанников. Для оценки результативности занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения. Оценка результативности программы проводится по методике Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич. «Оценка эффективности занятий фитбол-гимнастикой».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» рекомендуется к использованию в рамках дополнительного образования детей в организации дополнительного образования или общеобразовательной организации.
Старший воспитатель МБДОУ детского сада «Радуга Т.Н.Копылова
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Фитбол-гимнастика» Смагиной Екатерины Александровны, педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» стартового уровня является по типу модифицированной и имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа реализуется в творческом объединении детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Цель программы заключается в укреплении здоровье ребенка, приобщению к здоровому образу жизни через занятия с фитбол-мячом. Задачи программы разделены на образовательные, воспитательные и развивающие по годам обучения. Основные задачи программы:
-содействовать физическому развитию, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
-развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
-формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия и исправлению недостатков осанки;
Актуальность программы состоит в том, что занятия с мячом фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и формируют правильную осанку. Отличительной особенностью программы «Фитбол-гимнастика» является включение в структуру занятий различных игровых упражнений с мячом-фитболом для развития мотивации к занятиям спортом у дошкольников.
Программа выдержана по структуре: имеет пояснительную записку, учебный план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение и список использованной литературы для педагога и родителей.
Нормативный срок освоения программы – 1 года, она рассчитана на 72часа. Число занятий в неделю – 2 по 1 учебному (25 минут) часу каждое. Учебный материал содержит теоретическую и практическую части.
Содержание учебного материала соответствует поставленной цели и задачам программы и построено по принципу усложнения материала. В процессе освоения программы у обучающихся повышается интерес к спорту, формируется осознанное отношение к здоровому образу жизни, улучшается осанка. Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.
Для успешной реализации программы педагог предлагает продуманные и педагогически обоснованные методы и приемы работы с детьми. В результате реализации программы используются следующие формы обучения: беседы, упражнения, подвижные игры. Серьезное внимание уделяется выработке у детей дисциплины, чувства коллективизма, умению правильно обращаться со спортивным оборудованием на занятиях, соблюдению техники безопасности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» рекомендуется к использованию в рамках дополнительного образования детей в организации дополнительного образования или общеобразовательной организации.
Методист структурного подразделения
МКУ ЦБ Информационно - методического центра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по физическому развитию с элементами фитбол-гимнастики для детей старшего дошкольного возраста: «Веселый мяч»
Задачи: 1. Познакомить с первыми 4 упражнениями нового комплекса, направленного на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.2. Закрепить навыки выполнения комплекса ОРУ (сидя на фитбо...
Картотека упражнений фитбол гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
Картотека упражнений с большими мячами (фитболами) для детей старшего дошкольного возраста...
Программа социально коммуникативной направленности «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста по средствам арт-терапии».
Данная программа призвана помочь педагогам-психологам выстроить системно коррекционно-развивающую работу с детьми 5-7 лет по снижению тревожности. Работать по программе могут воспитатели, педагоги-пси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...
Дополнительная образовательная рабочая программа кружка естественнонаучной направленности «Мега - лего» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старших дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...