Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушениями зрения
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Щербакова Анжела Владимировна

 

Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушениями зрения

Развитие зрительного восприятия

Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

Восприятие цвета

«Волшебный цветок»

Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету

Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)

Наглядный материал:

«Рассади божьих коровок»

Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки

Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».

Наглядный материал:

«Помоги зайке найти цвет»

Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Восприятие формы

«Помоги зайке найти форму»

Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Рисунок из геометрических фигур

Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры

Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»


Наглядный материал:

https://proslang.ru/wp-content/uploads/2020/01/risunok-iz-geometricheskih-figur-17.jpg

«Рыбалка»

Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы

Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»


Наглядный материал:

Восприятие величины (размера)

«Разложи по полочкам»

Цель - закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.

Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»

Наглядный материал:


Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Предметность восприятия — это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.

Избирательность - приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.

Целостность - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы

Структурность и детальность - свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Константность - относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия

Апперцепция — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Антиципация (предвосхищение) - предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.

Осмысленность - свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком

Обобщенность — это отражение единичного случая как особого проявления общего.

Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.


«Наложенные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

«Зашумленные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

http://900igr.net/datai/doshkolnoe-obrazovanie/Profilaktika-disgrafii/0009-009-Zashumlennye-kartinki-po-leksicheskim-temam.png

«Разрезные картинки»

Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.

Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»

Наглядный материал:

«Точечные изображения»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

hello_html_m41342eab.png

«Силуэтные изображения предметов»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

https://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/08/teni1.jpg

«Найди заплатку»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»

Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»

Наглядный материал:

«Дорисуй»

Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»

Наглядный материал:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/104f/000a979e-219713dc/hello_html_m3cb6b7f.jpg

«Найди ворону»

Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»

Наглядный материал:

«Назови одним словом»

Цель – развитие осмысленности и обобщенности восп

риятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»

Наглядный материал:

Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика

Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»

  1. «Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами

Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»

  1. «Догони куклу»

Цель - развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами

Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»

  1. «Посмотри, как качается фонарик»

Цель - развитие прослеживающих функций глаза

Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»

  1. «Флажок»

Цель - развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)

Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по развитию восприятия у детей с нарушением зрения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...

«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

Проект«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

laquo;Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения....

Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с нарушением зрения

Описаны направления работы педагога по развитию слухового восприятия у  детей с нарушениями зрения....