Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушениями зрения
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушениями зрения
Развитие зрительного восприятия
Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Восприятие цвета
«Волшебный цветок»
Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету
Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.
Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)
Наглядный материал:
«Рассади божьих коровок»
Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки
Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».
Наглядный материал:
«Помоги зайке найти цвет»
Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»
Наглядный материал:
Восприятие формы
«Помоги зайке найти форму»
Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»
Наглядный материал:
Рисунок из геометрических фигур
Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры
Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»
Наглядный материал:
«Рыбалка»
Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы
Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»
Наглядный материал:
Восприятие величины (размера)
«Разложи по полочкам»
Цель - закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.
Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»
Наглядный материал:
Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Предметность восприятия — это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.
Избирательность - приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.
Целостность - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы
Структурность и детальность - свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Константность - относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия
Апперцепция — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.
Антиципация (предвосхищение) - предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.
Осмысленность - свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком
Обобщенность — это отражение единичного случая как особого проявления общего.
Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.
«Наложенные изображения»
Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»
Наглядный материал:
«Зашумленные изображения»
Цель – развитие предметности, избирательности, структурности
Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»
Наглядный материал:
«Разрезные картинки»
Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.
Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»
Наглядный материал:
«Точечные изображения»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»
Наглядный материал:
«Силуэтные изображения предметов»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»
Наглядный материал:
«Найди заплатку»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»
Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»
Наглядный материал:
«Дорисуй»
Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»
Наглядный материал:
«Найди ворону»
Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»
Наглядный материал:
«Назови одним словом»
Цель – развитие осмысленности и обобщенности восп
риятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»
Наглядный материал:
Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения
- «Проследи взором за движением лучика фонаря»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика
Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»
- «Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами
Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»
- «Догони куклу»
Цель - развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами
Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»
- «Посмотри, как качается фонарик»
Цель - развитие прослеживающих функций глаза
Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.
Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»
- «Флажок»
Цель - развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)
Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по развитию восприятия у детей с нарушением зрения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...
«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»
Проект«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...
Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»
laquo;Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...
Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения
Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения....
Консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений"
Игры и упражнения, развивающие зрительное восприятие для детей с нарушением зрения...
Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с нарушением зрения
Описаны направления работы педагога по развитию слухового восприятия у детей с нарушениями зрения....