Дыхательная гимнастика для дошкольников с ОВЗ
консультация (старшая группа)
Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния здоровья детей с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»
Консультация «Дыхательная гимнастика для дошкольников с ОВЗ»
Выполнила:
Хит Галина Петровна
руководитель физического воспитания
ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»
Саяногорск, 2022г.
Дыхание – это жизнь. Действительно, если организм может обходиться без воды несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно. Нарушение дыхания влечёт за собой сбой в работе других органов и систем, патологию осанки.
Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния здоровья детей с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации. Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы: во время занятий ЛФК, в тренажёрном зале, после дневного сна, на физминутках в процессе образовательной деятельности педагогами центра.
Чтобы лучше понять смысл и задачи дыхательной гимнастики следует вспомнить физиологию. Внешнее дыхание – процесс обмена газами между атмосферой и альвеолами лёгких. В зависимости от того, какие отделы лёгких больше участвуют в газообмене, выделяют типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное.
При верхнегрудном типе дыхания вентилируются преимущественно верхние доли лёгких. Частота дыхания при верхнегрудном типе самая высокая, а процесс газообмена менее эффективный. Такой тип дыхания физиологичен у маленьких детей. По мере взросления он должен постепенно заменяться другими типами. Если этого не происходит, верхнегрудной тип дыхания формирует под «себя» осанку: грудной кифоз распространяется на нижние шейные позвонки, голова выдвигается вперёд, рот приоткрывается. Такой тип дыхания у детей с аденоидами, часто болеющими простудными заболеваниями, имеющие хроническую болезнь лёгких и предрасполагает к болезням.
Нижнегрудной тип дыхания: грудная клетка при вдохе расширяется, а при выдохе – сужается. Хорошо вентилируются средние отделы лёгких. Диафрагма не участвует в этом типе дыхания или участвует в качестве пассивного клапана. Нижние отделы лёгких не вентилируются. У детей с таким типом дыхания грудная клетка выглядит такой: поперечный размер увеличен, а передне-задний – уменьшен.
Диафрагмальный тип дыхания: на вдохе диафрагма опускается, живот слегка выступает вперёд; на выдохе живот подтягивается, диафрагма поднимается. В процессе диафрагмального дыхания наиболее реализуется присасывающая функция диафрагмы, что способствует предупреждению венозного застоя в органах брюшной полости, малого таза.
На вдохе, опускаясь, диафрагма массирует печень и желудок. У людей с преимущественно диафрагмальным типом дыхания, расслаблены верхние фиксаторы лопаток, голова располагается над плечевым поясом, рот закрыт, дыхание носовое.
Полное дыхание включает последовательное заполнение воздухом всех лёгких: сначала опускается диафрагма и заполняет нижние доли отделов; затем расширяется грудная клетка, заполняя средний отдел, в последнюю очередь поднимаются надплечья и заполняются верхние доли лёгких. На выдохе происходит обратный процесс. Объём дыхания максимален, а частота минимальна. Немногие люди используют полное дыхание в обычной жизни, но оно часто применяется в дыхательную гимнастику, например, вентиляции всех отделов лёгких.
Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика, а для детей с ОВЗ особенно. Обучив ребёнка простым и весёлым дыхательным упражнениям, можно сделать неоценимый вклад в его здоровье.
Дыхательная гимнастика включает дыхательные упражнения, которые могут быть статистическими и динамическими.
Статистическими дыхательные упражнения не предусматривают движения. Эти упражнения могут быть с затруднённым вдохом или затруднённым выдохом. Во время прогулки, дайте понюхать ребёнку цветок (рот закрыт, ноздри раздвинуты). Многие дети сопят, а не нюхают, помогите почувствовать разницу. Игра с одуванчиком поможет ребёнку понять, что такое дыхание. Дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, потом носом, поочерёдно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток. Увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Детям постарше можно предложить надувать воздушные шарики. Существует множество дыхательных упражнений: заставить двигаться бумажку с одного края стола на другой, задуть свечку, поиграть с мыльными пузырями, сдуть пёрышко с ладошки т.д. Медленный выдох помогает детям с ОВЗ расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Динамические дыхательные упражнения предусматривают движения туловища и конечностей в сочетании с дыханием. Например: руки в стороны – вдох, обними себя руками – выдох. При проведении дыхательной гимнастики особый акцент делается на выполнение физических упражнений с закрытым ртом и формирование носового дыхания, что способствует укреплению дыхательной системы, формированию оптимального дыхательного стереотипа, повышению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.
В центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями: ДЦП, РАС ( расстройства аутистического спектра), с заболеванием дыхательной системы, ЧБД ( часто болеющие дети), дети с гиперактивностью, с задержкой речевого развития. В работе детьми с ОВЗ используются специально разработанные упражнения. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков, улучшают нервно-психическое состояние и в итоге способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ. Для правильного выполнения дыхательной гимнастики, родителям на занятиях даются рекомендации, которые можно выполнять в домашних условиях с детьми.
1.«Покачай игрушку» (для развития диафрагмального дыхания)
И. п. Ребёнок лежит на спине. На животе в области диафрагмы лёгкая игрушка. Вдох через нос – игрушка приподнимается вверх, выдох через нос – игрушка опускается. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох)
Качели вниз (выдох)
Крепче ты дружок держись.
2. «Надуй шарик» (для снятия психического напряжения)
И.п. Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, выдыхает воздух – ф-ф-ф. «Шарик лопнул» - ребёнок произносит: «ш-ш-ш», выпячивая губки хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпускается воздух.
3. «Подуем на вертушку»
И.п. – ноги вместе, руки с вертушкой внизу. Выполнение: на счёт 1-2 – на вдохе согнуть руки с вертушкой в локтях и поднести вертушку к губам; 3-6 – на выдохе сильно подуть на вертушку. При повторении вертушку взять в другую руку.
4. «Ворона»
И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: на счёт 1-2 – развести руки в стороны, как крылья (вдох); 3-6 – медленно опускать руки и произносить на выдохе «кар-р-р», максимально растягивая звук «р».
Чёрный уголёк на веточке сидит,
На весь лес он «кар-р-р» кричит.
5. «Семафор»
Путь машинам укажу,
За порядком я слежу.
И.п. – сидя на полу, ноги вместе. Выполнение: на счёт 1-2 – поднять руки в стороны (вдох); 3-4 – медленно опустить руки вниз (длительный выдох, одновременно произносить «с-с-с» ).
6. «Чудо – нос»
Взрослый читает стишок, ребёнок выполняет упражнение.
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо – как угодно,
Выполню задание, задержу дыхание. (сделать вдох и задержать дыхание)
Раз, два, три, четыре
Снова дышим глубже, шире.
7. Вырасти большой»
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), произнести: «у-х-х».
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, и медикаментозное, и терапевтическое, развивая ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма. Дыхательную гимнастику не следует проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости, после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приёмом пищи прошёл хотя бы час, ещё лучше, если занятия проводятся натощак. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Во время занятий следить за самочувствием ребёнка, чтоб не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Список литературы:
- Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М: 2012. 61 с.
- Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы (младшая группа). Волгоград. 2012. 127с.
- Коновалова Н.Г. Корниенко Л.В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград. 2012. 54с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхательная гимнастика для дошкольников"
Чтобы дети не болели, надо научить их правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые реком...

дыхательная гимнастика для дошкольников
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯДыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеван...

Дыхательная гимнастика для дошкольников
Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания....
Дыхательная гимнастика для дошкольников
Статья о правильной дыхательной гимнастике, которая стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы детей.Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудны...