Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста"
консультация
Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя – способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesber.tehnologii_.docx | 567.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 "Родничок"»
Мастер – класс
Тема:
«Использование здоровьесберегающих технологий
для детей дошкольного возраста»
«Растим здоровых малышей»
Выполнила: Голикова Светлана
Михайловна, воспитатель
2024г.
Актуальность.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровье – это дар, который нужно сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста. Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя – способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в настоящее время является особенно актуальной. Ведь наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, и, что особенно огорчает, детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его, начиная с раннего детства.
Считаю задачу формирования культуры здоровья для детей очень важной и сегодня мне хотелось бы в рамках данного мастер- класса представить Вашему вниманию здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста, которыеможно использовать в своей работе.
Мы с вами будем в роли детей.
1.В каждой группе должна быть благоприятная психологическая обстановка в группе. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.
Предлагаю вам поиграть в игру “Неоконченные предложения”, которую можно взять для своей работы.
(Дети стоят в кругу, передают по цепочке мячик и произносят предложения):
– Я буду здоров, если буду … каждый день делать гимнастику.
– Я буду здоров, если буду … соблюдать правила личной гигиены.
– Я буду здоров, если буду… заниматься физкультурой.
– Я буду здоров, если буду … соблюдать режим дня.
– Я буду здоров, если буду … правильно и вовремя питаться и т. д.
2.Стретчинг. Проводитсяне раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Главное правило стречинга – от простого к сложному. Начать можно с банальных наклонов головы и туловища, а прийти к шпагату.
Наклоны головы
Снимает напряжение в шее.
Техника выполнения:
- станьте прямо и вытяните руки вдоль туловища,
- наклоняйте поочередно голову вправо и влево, глядя вперед,
- опустите голову и тянитесь подбородком до грудной клетки,
- замрите так на 15-20 секунд, потом отведите голову назад.
Наклоны корпуса
Растягивает подколенные сухожилия.
Техника выполнения:
- поставьте ноги чуть шире плеч, а руки поднимите вверх,
- наклоняйтесь вниз, прижимаясь корпусом к ногам,
- задержитесь в положении на 15-20 секунд и станьте в исходную позицию.
«Полумесяц»
Разминает группу ягодичных мышц, избавляет от застойных явлений и целлюлита.
Техника выполнения:
- сделайте выпад правой ногой и согните ее в колене,
- отставьте левую ногу назад и упритесь пальцами,
- поднимите руки вверх, при этом спину держите прямо,
- повторяйте элемент, поочередно меняя ноги.
3.Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования:
-игры с прищепками;
-шестигранными карандашами;
-массажными мячиками;
-с резиночками для волос;
-с длинными бигуди;
-с платочками;
Игра «Резиночка»:
Надеваем резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Самомассаж прищепками. На каждое название надеваем прищепку на каждый палец начиная с мизинца. На последнюю строчку показываем большие пальцы.
"Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках - голубые тапки.
А козлёнок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка - новые кроссовки.
Вот так! Вот так! Новые кроссовки!
4. АроматерапияИгра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох. А также вдыхание запаха фитонцидов.
Игра: «Узнай и назови»
Мешочек с запахами (иммунитет) (чеснок, мандарин, мята, мыло, пакетик чаю, лук (все положить в киндеры,) по количеству игроков. Каждый ребёнок по очереди закрывает глаза, нюхает предмет, который достал из мешочка педагог и пытается отгадать его.
Игра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох. А также вдыхание запаха фитонцидов.
5. Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Можно использовать наглядный материал.
Массаж носа «Улитки»
От крылечка до калитки Трут указательные пальцы,
Три часа ползут улитки массируют ноздри сверху вниз
Три часа ползли подружки, и снизу вверх 10- 12 раз
На себе таща избушки.
Массаж биологически активных зон
«Вышел зайчик погулять»
для профилактики простудных заболеваний
Раз, два, три, четыре, пять - приставляют ладони ко лбу
Вышел зайчик погулять, пальцы выпрямлены и прижаты
друг к другу («козырек»), и
растирают лоб
Вдруг охотник выбегает, кулачками массируют крылья
Прямо в зайчика стреляет. Носа.
Но охотник не попал, Всей ладонью растирают уши.
Серый зайчик убежал.
Данные виды массажа повышают иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей и респираторных заболеваний.
6. Динамическая пауза (кинезеология)
Кинезиологические упражнения - это комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие мозга, различные отделы больших полушарий, которые развивают мышление ребенка через движение.
Игра «Осень»
Осень, осень (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень,(трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы,(«птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем(имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
7. Релаксация
Подходит для всех возрастных групп. Можно использовать, например, спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Включается спокойная музыка, закрываются глаза. Ведущий начинает релаксацию со слов «Представьте………»
8. Дыхательная гимнастика.
Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Это только малая часть технологий, которые можно использовать в работе.
В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.Коррекционные технологии.
Виды технологий
Педагогические | здоровьесберегающие | Технологии |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Технологии обучения здоровому образу жизни | Коррекционные технологии |
- Стретчинг - Динамические паузы - Подвижные и спортивные игры - Релаксация - Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др) - Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая | - Физкультурные занятия - Проблемно-игровые: игротренинги, игро- терапия - Коммуникативные игры - Серия занятий«Уроки здоровья» - Точечный самомассаж | - Технологии музыкального воздействия - Арт-терапия - Сказкотерапия - Технологии воздействия цветом - Психогимнастика - Фонетическая ритмика |
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения ...
Нетрадиционное рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологии для детей дошкольного возраста
Сдоровьесберегающие технологии в нетрадиционном рисовании...
Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это, как...
Методическая разработка Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои си...
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционного оборудования»
Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.Задачи:· Познакомить слушателей мастер-класса с приемами ...
Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста.
Дыхательная гимнастика«Цветотерапия»Гимнастика пробуждения.Ароматерапия (кулоны)Песочная терапия.Закаливание.Антистрессовая гимнастика.Музыкотерапия...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит» (для старшего дошкольного возраста)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТдыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит»(для старшего дошкольного возраста)...