Картотека нетрадиционных оздоровительных упражнений для детей дошкольного возраста.
картотека
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartotekasamomassazh.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой самомассаж.
Картотека нетрадиционных оздоровительных упражнений для детей дошкольного возраста.
Составила воспитатель
Рецлав Н. В.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Я представляю картотеку «Игрового самомассажа». В данной картотеке подобраны упражнения игрового самомассажа из собственного опыта, апробированные с детьми моего дошкольного учреждения. Некоторые упражнения взяты из опыта работы М.Ю. Картушиной и М.Ю. Ивановой.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от периферии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Задачи самомассажа:
Цель: Сохранять и укреплять здоровья детей, способствовать улучшению деятельности центральной нервной системы.
Задачи:
Способствовать укреплению здоровья детей.
Закаливать организм детей.
Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
Формировать у детей умения заботится о своём здоровье.
Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.
Познакомить и способствовать освоению детьми упражнений игрового массажа.
Способствовать повышению у детей физической работоспособности.
Формирование эмоциональной сферы детей, подвижности нервных процессов.
Картотека упражнений самомассажа для детей дошкольного возраста.
Массаж рук «Гусь».
Слова | Действие |
Где ладошка? Тут? Тут! | Показать правую ладошку. |
На ладошке пруд? Пруд! | Круговые движения левым указательным пальцем по ладони. |
Палец большой – гусь молодой. Указательный – поймал, Средний – гуся ощипал, Безымянный – суп варил, А мизинец – печь топил. | Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец. |
Полетел гусь в рот. А оттуда в живот! Вот! | Махи кистями рук. Двумя ладонями погладить живот. |
Массаж лица «Летели утки»
Слова | Действие |
Летели утки Над лесной опушкой. | Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз |
Задели ели Самую макушку. | Так же легко провести 6 раз по щекам |
И долго елка Ветками качала. | Указательными пальцами массировать крылья носа |
А не начать ли нам массаж сначала? | Повторить |
Расслабляющий массаж.
(для снятия физического и эмоционального напряжения)
И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз).
И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.
И.П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении к туловищу (5-20 раз)
И.П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке ( 5-20 раз).
Массаж ног.
Слова | Действие |
Божьей коровки папа идёт. | Сидя, гладить ноги с верху до низу |
Следом за папой мама идёт. | Разминать их. |
За мамой следом детишки идут. | Похлопать их ладошками |
Следом за ними малышки бредут. | «Шагать» пальчиками |
Красные юбочки носят они, | Поколачиваем кулачками |
Юбочки с чёрными точечками. | Постукиваем пальчиками |
На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. | Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы. |
А если будет жарко им, То прячутся все вместе в тень. | Погладить ноги ладонями, спрятать руки. |
Массаж тела «Пироги».
Слова | Действие |
За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами. | Хлопки по левой руке от кисти к плечу. Хлопки по правой руке так же. |
Здравствуй Мишенька - дружок. Сколько стоит пирожок? | Хлопки по груди. Хлопки по бокам. |
Пирожок – то стоит три, А лепить их будешь ты! | Хлопки по ногам сверху вниз. |
Напекли мы пирогов К празднику и стол готов! | Поглаживание в той же последовательности. |
Массаж биологически активных зон «Борода».
Слова | Действие |
Да-да-да, да-да-да Есть у деда борода. | Потереть ладони друг о друга. |
Де-де-де, де-де-де Есть сединки в бороде. | Провести руками от затылка до ямки. |
Ду-ду-ду, ду-ду-ду Расчеши-ка бороду. | Большими пальцами провести по шее от подбородка. |
Да-да-да, да-да-да Надоела борода. | Сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа. |
Ду-ду-ду, ду-ду-ду Сбреем деду бороду. | Положить три пальца на лоб и погладить. |
Ды-ды-ды, ды-ды-ды Нету больше бороды. | Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть. |
Массаж тела «Жарче».
Слова | Действие |
Жарче, дырчатая тучка Поливай водичкой ручки. | Растереть ладошки. |
Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки, мой затылочек, височки, Подбородочек и щёчки. | Постукивать пальцами по плечам, локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку и щекам. |
Трём мочалкою коленочки, Щёточкою хорошенечко, Пяточки, ступни и пальчики. Моем девочек и мальчиков! | Растираем ладонями колени, ступни и пальцы ног. |
Массаж ушей.
Слова | Действие |
На дальней границе И в холод и в зной, В зелёной фуражке Стоит часовой. | Легко загнуть руками уши вперёд |
На дальней границе И ночью и днём, Он зорко, он зорко, Следит за врагом. | Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз. |
И если лазутчик Захочет пройти, Его остановит Солдат на пути. | Указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты. |
Растирание предплечья.
Мы браслеты надеваем, Крутим, крутим, продвигаем, Влево-вправо, влево-вправо, На другой руке сначала. | «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке). |
Мы пружинку нарисуем Длинную и крепкую. Мы возьмём её растянем, А потом обратно стянем. | «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой. |
Гуси травушку щипали, Громко, весело кричали: Га-га-га, га-га-га, Очень сочная трава. | «Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю. |
Массаж лица «Мельник».
Слова | Действие |
Белый, белый мельник Сел на облака. | Провести пальцами по лбу от середины к вискам. |
Из мешка посыпалась Белая мука. | Легко постучать пальцами по щекам. |
Радуются дети, Лепят колобки. | Косточками больших пальцев растереть крылья носа. |
Заплясали сани, Лыжи и коньки. | Раздвинув указательный и средний палец, массировать точки за и перед ушами. |
Массаж пальцев «Подарок маме».
Слова | Действия |
Маме подарок я сделать решила, Короб с катушками тихо открыла. | Тереть ладонь о ладонь. |
Нитки и пяльцы достала я с полки, Вдела зелёную нитку в иголку. | Растирать пальцы как бы одевая кольцо. |
Вот получился красивый цветок. Я закрепляю последний стежок. | Потереть ладони. |
В комнату мама войдет – удивится: Дочка, какая же ты мастерица. | Встряхнуть пальцы. |
Массаж рук «Плотник».
Слова | Действия |
Мастер в руки взял фуганок Остро наточил рубанок. | Поглаживание рук от плеча к кисти. |
Доски гладко остругал, Взял сверло, шурупы взял. | Разминать поочерёдно руки пальцами. |
Доски ловко просверлил, Их шурупами свинтил. | Круговые движения пальцами от плеча к кисти. |
Поработал долотом, Сколотил всё молотком. | Постукивание по рукам от плеча к кисти. |
Получилась рама, Загляденье прямо! | Быстро перебирая пальцами, пройтись от плеча до локтя. |
Прекрасный тот работник Зовётся просто плотник. | Погладить обе руки. |
Массаж «Ладошки»
Слова | Действия |
Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая. | Хлопки в ладоши |
Правой, правою ладошкой Мы пошлёпаем немножко. | Шлепки по левой руке от плеча к кисти. |
А теперь ладошкой левой Ты хлопки погромче делай! | Тоже по правой. |
А потом, потом, потом, Даже щёки мы побьём. | Хлопки по щекам. |
Вверх ладошки – хлоп, хлоп. По коленкам шлёп, шлёп. | Хлопки над головой. По коленям. |
По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай. | По плечам, По бокам. |
Можешь хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. | По спине, По груди. |
Справа – можем, слева – можем! И крест – накрест руки сложим. | Поколачивание ладонями по груди слева, справа. |
И погладим мы себя, Вот какая красота. | Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам. |
Массаж лица
Слова | Действия |
Тёплый ветер гладит лица, Лес шумит густой листвой. | Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно 4 раза. |
Дуб нам хочет поклониться, Клён кивает головой. | От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза |
А кудрявая берёзка Провожает всех ребят. | Массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями. |
До свиданья лес зелёный, Мы уходим в детский сад. | Поглаживание лица |
Массаж спины «Паровоз»
(дети встают «паровозиком»)
Слова | Действия |
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу. | Похлопывание ладонями по спине |
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу. | Похлопывание кулачками оп спине |
Колёсами стучу, стучу, Колёсами стучу, стучу. | Постукивание пальцами |
Садись скорее, прокачу! Чу, чу, чу! | Поглаживание ладонями |
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
Массаж спины «Дождик»
(дети встают «паровозиком»)
Слова | Действия |
Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше – Бом, бом, бом! | Похлопывание ладонями по спине |
Дома, дома посидите – Бом, бом, бом! Никуда не выходите – Бом, бом, бом! | Постукивание пальцами |
Почитайте, поиграйте – Бом, бом, бом! А уйду – тогда гуляйте.. Бом, бом, бом! | Поколачивание кулачками |
Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше – Бом, бом, бом! | Поглаживание ладонями |
Самомассаж тела
Шла купаться черепаха И кусала всех со страха: рук груди, ног. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь! | Дети выполняют легкое пощипывание пальцами |
Шла купаться черепаха И кусала всех со страха Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь! | Дети выполняют легкое пощипывание пальцами рук, груди, ног. |
Черепаха Рура! В озеро нырнула, И пропала… Э-эй, Черепашка Рура, Выгляни скорей!
| Дети поглаживают себя ладонями, выполняя круговые движения и приговаривают. |
Массаж спины
В колоночку в круг встали, Ладошками по спинке застучали. Дети спинку подставляют, И со спинками играют, Здоровья спинкам прибавляют.
| (Движения по тексту, выполняются 40-50 секунд) |
Массаж стоп
Дети садится на пол, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делают «щёточку». |
vКостяшками пальцев энергично проводят по стопе.
vЛадонью энергично трут ступню.
vДвумя руками разминают пальцы.
vПальцами разминают пятку.
vЛадонью поглаживают ступню.
Повторяют всё с другой ногой.
Оздоровительный массаж
(Движения по тексту )
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки.
А потом ладошкой в лоб –
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем!
Ну-ка, дружно, не зевать!
1, 2, 3, 4, 5!
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди!
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа!
Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Потянулись – выше, выше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель,возраст, инструкцию....
Картотека физкультминуток и упражнений для детей дошкольного возраста.
картотека физкультминуток содержит более 100 игр и упражнений, соответствующих всем лексическим темам....
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
Игра « Какой игрушки не хватает?»цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.возраст: с 3 летПоставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну ...
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста с использованием массажного мячика Су-Джок
В картотеке представлены игры и упражнения с массажным мячиком и кольцом Су-Джок в доступной форме для детей дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
Развитие внимание у дошкольников...
Картотека дыхательных игр-упражнений для детей дошкольного возраста
Игры-упражнения для дыхательной гимнастики детей дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
В картотеке представлены игры и упражнения для коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель, возраст, инструкцию....