1. ФПМ-2024г. Обобщение опыта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» Катлинских А.П.
материал (подготовительная группа)
1.ФПМ-2024г. Обобщение опыта Катлинских А.П.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Кетовского Муниципального округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Садовская средняя общеобразовательная школа»
(дошкольное образование)
Описание педагогического опыта
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
Воспитатель:
Катлинских Анастасия Павловна,
первая квалификационная категории
2023 год
Содержание
Нормативная документация
- Актуальность опыта.
- Новизна педагогического опыта.
- Теоретическая обоснованность педагогического опыта.
- Цели, задачи педагогической деятельности.
- Описание системы работы.
- Организация и проведение образовательной деятельности с воспитанниками.
- Использование современных технологий и методов.
- Диагностика уровня развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Взаимодействие с родителями и воспитателями.
- Результативность опыта.
- Распространение инновационного педагогического опыта и культура публичного выступления
- Литература.
Нормативные документы
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями вступ. в силу с 28.02.2023)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13
- Концепции дошкольного воспитания 2003 года (Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено))
- Образовательная программа МКОУ «Садовская СОШ»
- Актуальность опыта
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
По мнению ученых, необходима концентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.
Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.
2. Новизна педагогического опыта
Детский сад должен стать «школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
- Теоретическая обоснованность педагогического опыта
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Это приведет к формированию привычки вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
В работе были использованы следующие понятия:
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.
Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.
- Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Для достижения цели в работе по данному направлению, я определила следующие задачи:
• изучить и использовать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности;
• внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
• формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
• создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.
- Описание системы работы
5.1. Организация и проведение образовательной деятельности с детьми.
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.
Для того, чтобы у детей сформировать знания о здоровом образе жизни, в группе мною была создана предметно-развивающая среда. Там я разместила «уголок доктора», повесила ростомер, оформила альбом «Гигиена и здоровье», в кармашках на стене расположила картотеку комплексов и упражнений по здоровье сбережению. Также разместила плакат «Тело человека», где дети могли бы изучать строение своего тела.
В нашей группе есть «Центр книги». Я подобрала серию книг по актуальной теме, оформила альбом с иллюстрациями, совместно с родителями изготовила книгу загадок. Дети очень любят журналы, где есть разделы с различными заданиями о здоровье.
Для двигательной активности детей в группе оборудован «Центр физического развития». Атрибуты постоянно обновляются, сейчас появились новые «Дорожки здоровья», приобрели массажные мячики, обручи. Дети очень любят здесь играть и заниматься, снимая психическое и физическое напряжение и удовлетворяя потребности в двигательной активности.
Поскольку основная деятельность детей - это игра, то я с детьми часто играю в сюжетно-ролевые игры. Если в младшей группе мы играли просто в доктора, то сейчас сюжеты усложняются. Играем в «Поликлинику», где работают и другие доктора: «На приеме у стоматолога», «Вызов врача на дом», «Процедурный кабинет». Через игру дети понимают, что надо заботиться о своем здоровье. Для того чтобы ребятам было интересно играть, меняю атрибуты, добавляю новые.
Утренняя гимнастика дает положительный настрой на весь день, а умывание водой проходит, как закаливающая процедура, так и массаж ладошек и пальчиков.
Любой прием пищи сопровождается короткой беседой о пользе продуктов, из которых приготовлено блюдо, закрепляем правила этикета.
Далее по режиму самостоятельные игры, в ходе которых реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении. С детьми провожу беседы на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья» и другие.
Физкультурная деятельность также проходит в движении и игровой форме. Регулярные занятия укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
В прогулки включаю следующие оздоровительные мероприятия – подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое время года - игры с водой, самомассаж, ходьба босиком по песку. В зимний период мы строим горки, крепости, снеговиков, проводим праздники и развлечения. Дети катаются на санках и ватрушках.
В своей группе я использую такие методы закаливания как: стопы и ходьба босиком по массажным коврикам в групповой комнате, хождение босиком по мокрым дорожкам, облегченная одежда во время дневного сна.
Для закрепления знаний о ЗОЖ использую ИКТ (презентации, мультфильмы «Мойдодыр», «Ох и Ах», «Девочка чумазая» и прочее).
Моя задача обеспечить безопасность детей, чтобы все дети были заняты и не скучали. Таким образом, в процессе ежедневного использования здоровьесберегающих технологий расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки, физические качества.
5.2. Использование современных технологий и методов
Исходя из своего опыта работы с детьми, подробнее хочу остановиться на нескольких педагогических технологиях, используемых на занятиях физической культуры, которые, как показывает практика, являются наиболее эффективными.
- безусловно, первостепенное значение я отдаю технологии здоровьесберегающего обучения: использование пальчиковых игр, дыхательных упражнений, физкультминуток, комплексов игровых упражнений и т.д.
- личностно-ориентированный подход (используется для способа организации общения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей воспитанников, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей)
- ИКТ-технологии, позволяют показать качественный иллюстративный материал на занятии.
- игровые технологии (речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом). Каждая игра имеет в своей основе определенную цель и решает сразу несколько задач.
В своей работе как основные я использую следующие методы:
- метод упражнений с чётко заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и интервалами отдыха;
- игровой метод (использование игрового сюжета);
- соревновательный метод (используется для сопоставления сил участников, борющихся за более высокие показатели);
- словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, оценка);
- наглядный (имитация, использование ориентиров).
5.3. Диагностика уровня развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей.
Для выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ ЗОЖ мной использовались следующие диагностические методики:
1. Индивидуальная беседа с каждым ребенком группы. Целью беседы является определение уровня сформированности у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ.
В ходе беседы каждому ребенку предлагалось ответить на ряд вопросов: Как ты думаешь, что такое здоровье? От чего человек может заболеть? Где человек может заболеть – на улице или дома? От какой пищи человек будет здоров? Зачем детям нужно спать днем? Как люди лечат болезни? Делаешь ли ты с родителями зарядку по утрам? Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
Дети имеют полное представления об основах ЗОЖ, знают, как поддерживать свое здоровье в полном порядке и как сформировать у себя здоровый образ жизни. Пять детей с высоким уровнем сформированности представлений об основах ЗОЖ. Восемь детей имеют средний уровень формирования основ ЗОЖ, понимание, что такое «здоровый образ жизни», но не все имеют представление, как сформировать его. Семь детей с низким уровнем сформированности основ ЗОЖ, то есть не имеют представления об основах здорового образа жизни и о том, как сформировать их.
10 | 8 | |||||||||
8 | 7 | |||||||||
6 | 5 | |||||||||
4 | высокий | |||||||||
2 | средний | |||||||||
0 | низкий |
2. Наблюдение за режимными моментами
Уровни сформированности представлений об основах ЗОЖ у старших дошкольников (начало года)
Уровни | Начало года Группа детей 20 чел |
Высокий | 5 чел |
Средний | 9 чел |
Низкий | 6 чел |
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию привычек здорового образа жизни и физической культуры в своей семье.
4. Взаимодействие с родителями
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.
Для этого использую различные формы:
- Анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ»;
- Совместные акции: спортивные развлечения «Мама и я – спортивная семья» и т.д., дни здоровья.
- Индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков;
- Папки - передвижки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»; выставки детских работ по изо деятельности на тему ЗОЖ;
- «Библиотека» - специальная литература по здоровью для ознакомления родителей;
- Совместное изготовление нестандартного оборудования, атрибутов;
- Мастер – класс для родителей: «Здоровый образ жизни – хорошая привычка» оказание практической помощи родителям дошкольников в приобщения детей к здоровому образу жизни.
Взаимодействие с воспитателями:
В процессе работы накопила определённый опыт, которым делюсь с педагогами по вопросу формирования культуры ЗОЖ у дошкольников на:
- педсоветах,
- семинарах,
- открытых занятиях.
Провожу консультации для воспитателей, даю необходимые советы, оказываю помощь при организации индивидуальной работы с детьми, обращаю внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок.
Постоянная, совместная работа воспитателя по физическому развитию и воспитателей групп помогает привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.
Работая по данной теме, собрала материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработала картотеки игр и упражнений, выпустила папки – передвижки, составила памятки для родителей.
- Результативность опыта
По результатам проделанной работы можно сделать вывод:
• Повысился уровень физического развития детей;
• Развиты и сформированы основные физические качества такие как сила, выносливость, координация движений, ориентировка в пространстве;
• Положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в группах.
Таким образом, только при организованной, целенаправленной, систематической работе с использованием нетрадиционных форм, возможно получить положительный результат по физическому развитию детей.
Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, у детей потребность к здоровому образу жизни.
Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования здорового образа жизни. В дальнейшем работа по теме ««Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»» будет продолжена.
- Распространение инновационного педагогического опыта и культура публичного выступления
Является обязательным условием саморазвития и самоутверждения воспитателя. Признание коллег является стимулом для дальнейшей плодотворной работы. В нашем детском саду состоялся «Фестиваль педагогического мастерства», на котором педагоги делились опытом, знаниями по темам самообразования. Я представила мастер- класс для воспитателей по теме: «Приобщаем детей к здоровому образу жизни», на которой познакомила коллег с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни с использованием здоровьесберегающих технологий.
Я диссеминирую свой опыт работы не только среди узкого круга коллег, но и стремлюсь делиться своим опытом с коллегами из других образовательных учреждений.
Участвовала в дистанционных и всероссийских конкурсах:
- Международный педагогический портал «Солнечный свет»-
презентация - «Формирование здорового образа жизни», диплом 2 место.
- Всероссийский педагогический конкурс «Свободное образование», который проводило Федеральное агентство «Образование РУ», где в номинации «Мастер-класс» - заняла 2 место:
- Всероссийский педагогический конкурс, проводимый «Научно-образовательным центром педагогических проектов» - конспект нетрадиционного занятия по физической культуре.
Также в этом году с детьми подготовительной группы приняли участие в «Мальцевской программе» проект «Хлеб всему голова». Мы с детьми посадили семена «яровой мягкой пшеницы» и ведем с ними наблюдение.
В своей работе я использую нетрадиционные технологии в распространении педагогического опыта.
Профессиональный стандарт педагога предусматривает владение ИКТ. Современный педагог, где бы не находился, имеет возможность общаться не только со своими коллегами, но и педагогами других регионов. Вхожу в педагогический состав воспитателей «ИРОСТ».
Мной была создана методическая копилка на международном образовательном портале «Наша сеть», где создан мини-сайт. На своем мини-сайте я регулярно делюсь опытом работы, использую для этого разные формы: презентации, мастер-классы, фотоотчеты, текстовые документы:
- Памятки для родителей
- Игры, которые лечат
- Мастер класс для педагогов
- Памятки для родителей
- Консультации для родителей и многое другое.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по знакомству с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию детей, вызывает радостное настроение.
Существует множество приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких физических навыков. Дети получают от таких занятий только огромное удовольствие.
Вывод: Подчеркнем в заключении существенные педагогические условия реализуемости приводимой системы работы:
— система работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных, но и компетентных в практическом отношении.
— система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.
— взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые:
- актуальны для конкретного дошкольного учреждения в соответствии со спецификой учреждения;
- востребованы родителями.
— основная работа по формированию привычек здорового образа жизни ребенка-дошкольника проводится в семье, родителями при условии оказания им своевременной методической помощи.
— сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей осуществляется на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.
Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных физкультурных занятий.
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. Сухомлинский
- Литература
- Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семеновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
- www.kidsport.narod.ru
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Конспекты занятий.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
- https://schoolofcare.ru/sovety
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
- https://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm
- Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
- https://ped-kopilka.ru/roditeljam/page-2
- «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
- https://www.moi-detki.ru/roditelyam/zdorove_detey/
- Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения», ОАО «Дом печати-ВЯТКА»,2005.
- https://nsportal.ru/golovina-anastasiya-pavlovna
- Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.
- Дмитриев А. А., Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки здорового образа жизни".
Формирование у детей дошкольного возраста привычки здорового образа жизни. ...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни
На сегодняшний день актуально стоит задача привить ребенку необходимость бытьздоровым, а значит, активным , дееспособным.Дошкольное учреждение призвано воспитать у дошкольника уважение к собственномуз...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Многочисленные исследования учены...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
Комплексная система познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленная на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья...
Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...
План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.Габоева Марианна Анатольевна.Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа ...
План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.Гусалова Зарина Руслановна.Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа ж...