План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
рабочая программа (старшая группа) на тему
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.
Гусалова Зарина Руслановна.
Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
Направление: познавательно-оздоровительное
Цель: создание комплексной системы познавательно-работы с детьми, направленной на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме использования здоровье сберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни;
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников в данную среду;
- снижение показателя заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
Перспективный план
| Форма мероприятия | Цель мероприятия | Срок проведения; Форма отчёта
|
1. | -Диагностика уровня физического развития детей;
-Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни;
| Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков
| сентябрь Диагностические карты
|
2. | -Беседа с детьми «Я расту здоровым!» (с использованием презентации)
| Расширение представлений детей о здоровом образе жизни
| Октябрь Презентация «Я расту здоровым!», конспект
|
3. | -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Микробы»
| Расширение представлений детей о гигиене и о значении воды в жизни людей
| Ноябрь Конспект Фотоотчёт Рисунки детей
|
4. | -Беседа с детьми «Волшебный массаж»
| Обучение приёмам самомассажа
| Декабрь Конспект Фотоотчёт
|
5. | --Занятие по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины» (с использованием презентации) | Расширений представлений детей о значении о правильном питании и витаминах
| Январь Презентация Конспект
|
6. | -Совместный с родителями физкультурный досуг «Я расту здоровым!» | Формирование партнёрских отношений с родителями | Февраль Конспект Фотоотчёт
|
7. | -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Моё тело»;
| Расширение представлений о строении собственного тела, назначении органов
| Март Конспект Фотоотчёт
|
8. | -Беседа с детьми «Виды спорта»
| Расширение представлений детей о видах спорта | Апрель Конспект Фотоотчёт
|
| -Творческий конкурс рисунков, фотографий, поделок «В нашей семье»
| Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью; Развитие творчества; Формирование партнёрских отношений с родителями
| Май Фотоотчёт
|
Конспект беседы
с детьми старшего дошкольного
возраста на тему:
«Я расту здоровым!»
Беседа с детьми на тему «Я расту здоровым!»
Цель: Формирование у детей основ здорового образа жизни
Задачи:
- расширение у детей представлений о гигиене, занятиях физкультурой и спортом, о режиме дня, правильном питании и закаливании;
- учить детей отвечать на вопрос полным ответом, учить рассуждать;
- воспитывать дружеские взаимоотношения
Материалы и оборудование: презентация на ПК
Предварительная работа:
- чтение стихотворений С. Михалкова «Про мимозу», К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»;
- рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Спорт»;
- беседа о правильном питании.
Ход беседы:
Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришёл вопросительный знак. Вопросительный знак очень растерян, он не знает, что такое здоровье и что означает быть здоровым?
Дети высказываются по данным вопросам.
Далее вопросительный знак предлагает ответить на вопросы:
1.Чтоб с микробами не знаться, надо дети закаляться?
2.Никогда чтоб не хворать надо целый день проспать?
3.Если хочешь сильным быть со спортом надобно дружить?
4.Чтоб зимою не болеть, на улице надо петь?
5.И от гриппа, от ангины нас спасают витамины?
6.Будешь кушать лук, чеснок, тебя простуда не найдёт?
7.Хочешь самым крепким стать? Сосульки начинай лизать!
Вопросительный знак благодарит детей за ответы и предлагает поиграть в игру.
Физкультминутка «Мячики» (игра проводиться 2 раза)
Девочки и мальчики прыгают как мячики,
И ногами топают и руками хлопают.
То по кругу побегут,
То присядут, отдохнут.
А потом опять скакать,
Ну, никак их не унять!
После Вопросительный знак предлагает послушать стихотворение Е. Смирновой «Здоровье надо сохранять»
Каждый должен твёрдо знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой!
Вот тогда все люди в мире
Будут долго-долго жить!
И запомните, здоровье
В магазине не купить!
Проблемная ситуация: Вопросительный знак спрашивает у детей, правильно ли поступают мальчик и девочка?
Вопросительный знак благодарит детей и уходит.
Конспект занятия
с детьми старшего дошкольного
возраста на тему:
«Микробы»
Цель: Формирование у детей основ здорового образа жизни
Задачи:
- формировать представления детей о здоровье как об одной из основных ценностей;
-дать детям элементарные знания о микробах;
-воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням;
-развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.
Предварительная работа: отгадывание загадок, беседа о здоровье, чтение художественной литературы.
Оборудование: игрушка Белка, корзина с яблоками, салфетки, ширма, презентация «Микробы».
Ход занятия
Воспитатель здоровается с детьми и обращает внимание детей на значение слова «здравствуй» (пожелание здоровья), предлагает порассуждать, что лучше: болеть или быть здоровым?
Выполнение массажа «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний)
1. Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело!
(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
2. Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать
(указательными пальцами растирают крылья носа)
3. Лоб мы тоже разотрём
Ладошку держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают движениями в стороны вместе)
4. Вилку пальчиками сделай
И массируй ушки смело!
(раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки пред ушами и за ними)
5. Знаем, знаем, да-да-да
Нам простуда не страшна!
(потирают ладони)
Воспитатель спрашивает детей, почему мы всё-таки болеем? После ответов рассказывает, что к нам в организм попадают микробы, из-за которых мы кашляем, чихаем, у нас болит живот. Просит детей подумать и ответить, где живут микробы? (на немытых руках, овощах и фруктах).
Сюрпризный момент
Входит плачущая Белка с корзинкой.
Белка (воспитатель): Здравствуйте, ребята! Я, кажется, заболела, у меня болит горлышко и животик, а я сегодня кроме своих любимых яблок ничего не ела. Они такие спелые, вкусные, сочные, правда, я их не мыла, мне их прислали в подарок, только кто я не знаю. Вот в корзинке было это письмо. Ребята я пока здесь посижу, а вы прочитайте это письмо и помогите мне, хорошо?
Воспитатель (читает письмо):
Я зловредный враг Микроб,
Попадаю с грязью в рот,
Мусор, грязь – мои друзья,
С ними счастлив я всегда!
Приятного заболевания,
Микроб Заболейка!
Воспитатель предлагает посмотреть картинку (слайд 2) с изображением микроба и послушать про него стихотворение:
Не будь он так вертляв и мал
Я бы для вас его поймала
И вы бы увидали сами
Микробью мордочку с усами!
Узор пятнистый вдоль хребта,
Шесть быстрых ног и два хвоста!
Таков он, уверяют строгие
Учёные и профессора по зоологии!
Микроб невидимый злодей,
Враг честных и простых людей!
Воспитатель сообщает детям, что увидеть микроба можно только при помощи микроскопа, прибора который увеличивает всё во много раз.
Слайд 3.Если бы мы в специальной лаборатории рассматривали при помощи мощного микроскопа капельку воды, то увидели бы в ней много чёрточек, точечек, каких- то головастиков. Все эти чёрточки, точечки, головастики двигаются, это и есть микроб – мельчайшие живые существа, которых нет в кипячёной и очищенной воде, которую мы с вами пьём.
Слайд 4.
По воздуху летают микробы, микробы
На тело попадают микробы, микробы
Сквозь ссадины и ранки спешат к нам спозаранку
Микробы, микробы!
Мойте руки мылом, мылом белым,
Пропадут микробы навсегда!
Защищает тело, тело, тело
Солнце, воздух,
Мыло и вода! Да!
Воспитатель предлагает детям помыть яблоки, обращает внимание, что вода в тазу осталась чистая, просит детей сделать выводы.
Воспитатель спрашивает Белку, поняла ли она, отчего у неё болит живот?
Белка отвечает, что поняла и просит детей запомнить правила:
1. Нельзя есть немытые овощи и фрукты.
2. Нельзя сосать пальцы.
3. Нужно тщательно мыть руки с мылом.
4. Если ты невольно чихнул, прикрывай рот, пользуйся салфеткой или носовым платком.
5. Ну и обязательно следите за своим здоровьем! Яблоки я оставляю вам, а сама отправляюсь в лесную больницу. Крепкого вам здоровья!
Дети провожают Белку, желают ей скорейшего выздоровления. Воспитатель предлагает детям нарисовать микробов.
Список литературы
1. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание.-№4.-2003.-с.44
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115
3. Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: Просвещение, 2002
4. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
5. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ.- М.:АРКТИ, 1999
6. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
7. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
8. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108
9. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
10. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.
11. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис... канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с.
Детский самомассаж
В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и развиваются сами по себе, в яслях, детских садах, школах и т.д. Родителей волнует только основной вопрос — накормлен ли ребенок. Чаще всего дефицит времени — это лишь иллюзия. Если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он рос сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым, то всегда найдете время на любимое чадо. Помимо умственного развития ребенка, очень важно развивать его физически. Во все времена, превыше денег и прочих ценностей, ставилось здоровье. Тем более, если речь идет о здоровье ребенка. У здорового ребенка больше шансов на прекрасное будущее. Гимнастика и массаж оказывают положительное влияние на детей.
Детский массаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.
Детский профилактический массаж может не только предупредить большую часть заболеваний, но и вылечить некоторые, находящиеся на ранней стадии.
Как эффективный метод лечения педиатры часто назначают детский лечебный массаж грудным детям и детям дошкольного и школьного возраста. Гимнастику и детский профилактический массаж можно начинать уже в возрасте 6-ти недель.
Если массаж проводить регулярно, то выявить и устранить незначительные отклонения в состоянии костно-мышечной и нервной системы не составит труда, иначе они могут стать причиной серьезных проблем в подростковом возрасте.
Детский массаж и оздоровительная гимнастика помогут справиться с различного рода заболеваниями, существенно сократят количество используемых антибиотиков.
Упражнения способствуют улучшению в организме обменных процессов, нормализации функций внутренних органов и мышечном кровоснабжении.
Самомассаж ушных раковин для детей.
Аурикулярный массаж.
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.
Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали…(несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
· «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
· «Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
· «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
«Покрутим козелком»
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
· «Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Основная часть
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора
Точечный массаж
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.
Гусалова Зарина Руслановна.
Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
Направление: познавательно-оздоровительное
Цель: создание комплексной системы познавательно-работы с детьми, направленной на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме использования здоровье сберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни;
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников в данную среду;
- снижение показателя заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
Перспективный план
Форма мероприятия | Цель мероприятия | Срок проведения; Форма отчёта | |
1. | -Диагностика уровня физического развития детей; -Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни; | Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков | сентябрь Диагностические карты |
2. | -Беседа с детьми «Я расту здоровым!» (с использованием презентации) | Расширение представлений детей о здоровом образе жизни | Октябрь Презентация «Я расту здоровым!», конспект |
3. | -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Микробы» | Расширение представлений детей о гигиене и о значении воды в жизни людей | Ноябрь Конспект Фотоотчёт Рисунки детей |
4. | -Беседа с детьми «Волшебный массаж» | Обучение приёмам самомассажа | Декабрь Конспект Фотоотчёт |
5. | --Занятие по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины» (с использованием презентации) | Расширений представлений детей о значении о правильном питании и витаминах | Январь Презентация Конспект |
6. | -Совместный с родителями физкультурный досуг «Я расту здоровым!» | Формирование партнёрских отношений с родителями | Февраль Конспект Фотоотчёт |
7. | -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Моё тело»; | Расширение представлений о строении собственного тела, назначении органов | Март Конспект Фотоотчёт |
8. | -Беседа с детьми «Виды спорта» | Расширение представлений детей о видах спорта | Апрель Конспект Фотоотчёт |
-Творческий конкурс рисунков, фотографий, поделок «В нашей семье» | Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью; Развитие творчества; Формирование партнёрских отношений с родителями | Май Фотоотчёт |
Конспект беседы
с детьми старшего дошкольного
возраста на тему:
«Я расту здоровым!»
Беседа с детьми на тему «Я расту здоровым!»
Цель: Формирование у детей основ здорового образа жизни
Задачи:
- расширение у детей представлений о гигиене, занятиях физкультурой и спортом, о режиме дня, правильном питании и закаливании;
- учить детей отвечать на вопрос полным ответом, учить рассуждать;
- воспитывать дружеские взаимоотношения
Материалы и оборудование: презентация на ПК
Предварительная работа:
- чтение стихотворений С. Михалкова «Про мимозу», К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»;
- рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Спорт»;
- беседа о правильном питании.
Ход беседы:
Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришёл вопросительный знак. Вопросительный знак очень растерян, он не знает, что такое здоровье и что означает быть здоровым?
Дети высказываются по данным вопросам.
Далее вопросительный знак предлагает ответить на вопросы:
1.Чтоб с микробами не знаться, надо дети закаляться?
2.Никогда чтоб не хворать надо целый день проспать?
3.Если хочешь сильным быть со спортом надобно дружить?
4.Чтоб зимою не болеть, на улице надо петь?
5.И от гриппа, от ангины нас спасают витамины?
6.Будешь кушать лук, чеснок, тебя простуда не найдёт?
7.Хочешь самым крепким стать? Сосульки начинай лизать!
Вопросительный знак благодарит детей за ответы и предлагает поиграть в игру.
Физкультминутка «Мячики» (игра проводиться 2 раза)
Девочки и мальчики прыгают как мячики,
И ногами топают и руками хлопают.
То по кругу побегут,
То присядут, отдохнут.
А потом опять скакать,
Ну, никак их не унять!
После Вопросительный знак предлагает послушать стихотворение Е. Смирновой «Здоровье надо сохранять»
Каждый должен твёрдо знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой!
Вот тогда все люди в мире
Будут долго-долго жить!
И запомните, здоровье
В магазине не купить!
Проблемная ситуация: Вопросительный знак спрашивает у детей, правильно ли поступают мальчик и девочка?
Вопросительный знак благодарит детей и уходит.
Конспект занятия
с детьми старшего дошкольного
возраста на тему:
«Микробы»
Цель: Формирование у детей основ здорового образа жизни
Задачи:
- формировать представления детей о здоровье как об одной из основных ценностей;
-дать детям элементарные знания о микробах;
-воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням;
-развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.
Предварительная работа: отгадывание загадок, беседа о здоровье, чтение художественной литературы.
Оборудование: игрушка Белка, корзина с яблоками, салфетки, ширма, презентация «Микробы».
Ход занятия
Воспитатель здоровается с детьми и обращает внимание детей на значение слова «здравствуй» (пожелание здоровья), предлагает порассуждать, что лучше: болеть или быть здоровым?
Выполнение массажа «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний)
1. Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело!
(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
2. Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать
(указательными пальцами растирают крылья носа)
3. Лоб мы тоже разотрём
Ладошку держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают движениями в стороны вместе)
4. Вилку пальчиками сделай
И массируй ушки смело!
(раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки пред ушами и за ними)
5. Знаем, знаем, да-да-да
Нам простуда не страшна!
(потирают ладони)
Воспитатель спрашивает детей, почему мы всё-таки болеем? После ответов рассказывает, что к нам в организм попадают микробы, из-за которых мы кашляем, чихаем, у нас болит живот. Просит детей подумать и ответить, где живут микробы? (на немытых руках, овощах и фруктах).
Сюрпризный момент
Входит плачущая Белка с корзинкой.
Белка (воспитатель): Здравствуйте, ребята! Я, кажется, заболела, у меня болит горлышко и животик, а я сегодня кроме своих любимых яблок ничего не ела. Они такие спелые, вкусные, сочные, правда, я их не мыла, мне их прислали в подарок, только кто я не знаю. Вот в корзинке было это письмо. Ребята я пока здесь посижу, а вы прочитайте это письмо и помогите мне, хорошо?
Воспитатель (читает письмо):
Я зловредный враг Микроб,
Попадаю с грязью в рот,
Мусор, грязь – мои друзья,
С ними счастлив я всегда!
Приятного заболевания,
Микроб Заболейка!
Воспитатель предлагает посмотреть картинку (слайд 2) с изображением микроба и послушать про него стихотворение:
Не будь он так вертляв и мал
Я бы для вас его поймала
И вы бы увидали сами
Микробью мордочку с усами!
Узор пятнистый вдоль хребта,
Шесть быстрых ног и два хвоста!
Таков он, уверяют строгие
Учёные и профессора по зоологии!
Микроб невидимый злодей,
Враг честных и простых людей!
Воспитатель сообщает детям, что увидеть микроба можно только при помощи микроскопа, прибора который увеличивает всё во много раз.
Слайд 3.Если бы мы в специальной лаборатории рассматривали при помощи мощного микроскопа капельку воды, то увидели бы в ней много чёрточек, точечек, каких- то головастиков. Все эти чёрточки, точечки, головастики двигаются, это и есть микроб – мельчайшие живые существа, которых нет в кипячёной и очищенной воде, которую мы с вами пьём.
Слайд 4.
По воздуху летают микробы, микробы
На тело попадают микробы, микробы
Сквозь ссадины и ранки спешат к нам спозаранку
Микробы, микробы!
Мойте руки мылом, мылом белым,
Пропадут микробы навсегда!
Защищает тело, тело, тело
Солнце, воздух,
Мыло и вода! Да!
Воспитатель предлагает детям помыть яблоки, обращает внимание, что вода в тазу осталась чистая, просит детей сделать выводы.
Воспитатель спрашивает Белку, поняла ли она, отчего у неё болит живот?
Белка отвечает, что поняла и просит детей запомнить правила:
1. Нельзя есть немытые овощи и фрукты.
2. Нельзя сосать пальцы.
3. Нужно тщательно мыть руки с мылом.
4. Если ты невольно чихнул, прикрывай рот, пользуйся салфеткой или носовым платком.
5. Ну и обязательно следите за своим здоровьем! Яблоки я оставляю вам, а сама отправляюсь в лесную больницу. Крепкого вам здоровья!
Дети провожают Белку, желают ей скорейшего выздоровления. Воспитатель предлагает детям нарисовать микробов.
Список литературы
- Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание.-№4.-2003.-с.44
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115
- Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: Просвещение, 2002
- Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
- Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ.- М.:АРКТИ, 1999
- Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
- Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108
- Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
- Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.
- Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис... канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с.
Детский самомассаж
В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и развиваются сами по себе, в яслях, детских садах, школах и т.д. Родителей волнует только основной вопрос — накормлен ли ребенок. Чаще всего дефицит времени — это лишь иллюзия. Если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он рос сильным, крепким, здоровым, умным и счастливым, то всегда найдете время на любимое чадо. Помимо умственного развития ребенка, очень важно развивать его физически. Во все времена, превыше денег и прочих ценностей, ставилось здоровье. Тем более, если речь идет о здоровье ребенка. У здорового ребенка больше шансов на прекрасное будущее. Гимнастика и массаж оказывают положительное влияние на детей.
Детский массаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.
Детский профилактический массаж может не только предупредить большую часть заболеваний, но и вылечить некоторые, находящиеся на ранней стадии.
Как эффективный метод лечения педиатры часто назначают детский лечебный массаж грудным детям и детям дошкольного и школьного возраста. Гимнастику и детский профилактический массаж можно начинать уже в возрасте 6-ти недель.
Если массаж проводить регулярно, то выявить и устранить незначительные отклонения в состоянии костно-мышечной и нервной системы не составит труда, иначе они могут стать причиной серьезных проблем в подростковом возрасте.
Детский массаж и оздоровительная гимнастика помогут справиться с различного рода заболеваниями, существенно сократят количество используемых антибиотиков.
Упражнения способствуют улучшению в организме обменных процессов, нормализации функций внутренних органов и мышечном кровоснабжении.
Самомассаж ушных раковин для детей.
Аурикулярный массаж.
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.
Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали…(несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
· «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
· «Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
· «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
«Покрутим козелком»
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
· «Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Основная часть
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора
Точечный массаж
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни»
Забота об укреплении здоровья дошкольника - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Цель: создание комплексной системы познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленной на осозн...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Многочисленные исследования учены...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
Комплексная система познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленная на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья...
Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...
План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 г.Габоева Марианна Анатольевна.Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа ...
Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...
1. ФПМ-2024г. Обобщение опыта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» Катлинских А.П.
1.ФПМ-2024г. Обобщение опыта Катлинских А.П....