Виброгимнастика
статья
Предварительный просмотр:
Я познакомлю вас с таким видом здоровьесберегающих технологий – виброгимнастика.
Вряд ли найдется человек, не согласный с широко известным выражением о том, что «жизнь – это движение». Недостаток движения в детстве приводит к возникновению у детей кифозной осанки, сколиоза и других серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата. Во взрослом возрасте – это различные поражения суставов, хрупкость костей, общая мышечная слабость и раннее старение.
В различных частях Света, люди, создавшие собственные эффективные системы здоровья, использовали вибрационные упражнения как органические составные части таких систем. Так, например, японский ученый Кацудзо Ниши в середине прошлого века создал теорию, обосновующую важную роль микровибраций капилляров в кровоснабжении, и разработал комплекс вибрационных упражнений для поддержания в хорошем состоянии и восстановления опорно-двигательного аппарата и сосудов.
По мнению К.Ниши, два его упражнения – «для капилляров» и «золотая рыбка» являются очень полезными практически для всех людей.
На основе упражнений К.Ниши российским врачом В. Шолоховым была создана «Гимнастика здоровья доктора Шолохова», которая сегодня активно пропагандируется Медицинским реабилитационным центром В.А. Шолохова и, по отзывам в Интернете, является эффективным методом восстановления здоровья.
Не менее интересные разработки в области вибрационных упражнений были сделаны практически одновременно с К.Ниши в России, Украине и Белоруссии.
Следует заметить, что на территории СССР работало несколько групп ученых, изучавших влияние механической вибрации на организм человека.
Аналогичные исследования проводились медиками и учеными в США и Европе. Их результатом является присутствие на рынке большинства развитых стран мира различных виброплатформ и вибротренажеров, предназначенных для тренировки мышц и сосудов.
А.Микулин выдвинул гипотезу о том, что естественным образом очистка клеток организма от шлаков осуществляется тремя путями:
1) путем беспрерывной, но очень слабой вибрации клеток биотоками нервных импульсов;
2) вытеснением шлаков из клеток и межклеточного пространства благодаря большим силам сокращения мышц и
3) за счет энергичного продвижения шлаков из клеток и межклеточного пространства инерционными силами во время сотрясений человеческого тела (бег, упражнения со скакалкой и т.д.).
Эта гипотеза послужила основой для создания А.Микулиным комплекса виброгимнастики. При этом А.Микулин отмечал, что наличие клапанов в венах мышц является тем механизмом, который обеспечивает интенсивное самоочищение организма при виброгимнастических упражнениях.
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.
Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка вовремя или посте напряженной умственной деятельности
Методы проведения виброгимнастики Микулина:
– Встаньте на носочки. Пятки нужно поднять над полом на 3 – 5 см. Резко опустите их. В этот момент ваше тело испытает легкий импульс (сотрясение). В кровеносной системе произойдут те же процессы, которые возникают при быстрой ходьбе или беге. Кровь получит дополнительный толчок для движения вверх.
– Делайте сотрясения не спеша, не чаще 1 раза в секунду. Поднимать пятки выше также не стоит. Излишняя интенсивность не скажется на эффективности упражнения, лишь приведет к преждевременной усталости ступней. Повторите сотрясения 30 раз. Отдохните 5 – 10 секунд. Потом снова сделайте 30 повторений. Микулин рекомендует выполнять это упражнение 3 – 5 раз в день
В своей книге «Активное долголетие» А. Микулин предлагает всем людям, без учета возраста и состояния здоровья утром выполнять простое и эффективное упражнение для очистки сосудов: «Если подняться на носках так, чтобы каблуки оторвались от пола всего на один сантиметр, и резко опуститься на пол, то испытаешь удар, сотрясение. При этом произойдет то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх…
Такие сотрясения тела нужно делать не спеша, не чаще раза в секунду. После тридцати упражнений (сотрясений) нужно сделать перерыв в 5—10 секунд. Ни в коем случае не старайтесь поднять каблуки выше сантиметра над полом. Упражнение от этого не станет эффективнее, а лишь вызовет ненужное утомление ступней. Слишком частые сотрясения тоже бесполезны. В межклапанных пространствах вен не успеет накопиться достаточная порция крови, и ее волна не захлестнет следующий «этаж» вены…
Сотрясения должны быть такими же, какие природа предусмотрела при беге. Поэтому никакой опасности для спинного хребта и его дисков виброгимнастика не представляет…. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбы возле венозных клапанов. Следовательно, тряска организма — это эффективная помощь в предупреждении и лечении ряда болезней внутренних органов, средство для предупреждения тромбофлебита и даже инфаркта…».
Виброгимнастика А.Микулина имеет много последователей в странах бывшего СССР. По отзывам людей, регулярно ее практикующим, эта гимнастика действительно является очень простой и действенной, позволяющей избавиться от ряда заболеваний сосудов, в том числе тромбофлебита.
В ДОУ с детьми дошкольного возраста виброгимнастику проводить сложно, так как у детей наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. С этой целью виброгимнастику необходимо проводить в игровой форме.
Я подготовила для вас несколько практических игр, которые вы можете проводить с воспитанниками своих групп и предлагаю попробовать их на практике
Комплекс виброгимнастики
«Путешествие по сказкам»
Воспитатель:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Ребята, а это какая сказка? («Кошкин дом») Кто автор? (С. Маршак)
Давайте поможем кошке построить новый дом. Каждый из вас построит крепкий, прочный новый дом.
(Дети постукивают пальчиками по своей голове, по плечам, рукам, ногам, всему телу со словами:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком, и с трубой.
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!)
А теперь помогите своим друзьям построить дом. (Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, повторяя те же слова. Затем поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение с теми же словами.)
Хорошо!
Повернитесь лицом в круг.
Кто же это идет к кошке в новый дом? Большой, бурый, лохматый – кто это? (Медведь)
Из какой он сказки? («Маша и медведь», «Три медведя»…)
Мишка рыбку ловил, себе шерстку намочил. Покажите, как мишка стряхивает капельки воды со своей шерстки. Сначала – с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
Теперь – с лап. (Дети потряхивают руками.) Ну а теперь – со всего туловища. (Дети потряхивают всем, телом, часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам.)
Посушите, пожалуйста, мишку, подуйте на него. Вдохните воздух носом, а выдохните через рот. Ну-ка, кто дольше подует на мишку!
Хорошо!
(3-4мин.)
Воспитатель: А еще к кошке в новый дом собирался прийти такай ушастенький, летом – серый, зимой-белый, живет в лубяной избушке.Кто это? (Заяц)
Из какой он сказки? («Лиса и заяц»)
Но вот беда: спит зайка в своей лубяной избушке и не слышит, что кошка его в гости зовет.
Надо бить в барабаны, будить зайку.
(Дети постукивают себя по груди со словами:
Зайку мы будили,
В барабаны били.
Бум-бум, тра-та-та!
В барабаны били.)
Бу-у-у-у-м-м-м-м!
(Звуковибрационное упражнение со звуками \у\ И\М\.)
Хорошо!
Проснулся зайка, бросился со всех ног к кошке в гости. Покажите, как он спешит. (Дети часто топают ногами на месте.)
А на болоте очень волнуется необычная лягушка. На голове у неекорона. Кто это? (Царевна-лягушка) Из какой она сказки? («Царевна-лягушка»)
Царевна-лягушка не может идти в гости в своей лягушачьей коже. Она должна превратиться в девицу-красавицу. Покажите, как лягушка сбрасывает кожу. Она сначала подпрыгивает вверх-вниз 10 раз. (Дети выполняют упражнение.) Затем быстро-быстро качается вправо-влево. (Дети выполняют упражнение.) И, наконец, лягушка двигается вперед-назад 10 раз. (Дети выполняют упражнение.)
Чтобы волшебство свершилось, надо проделать все это 3 раза.
Хорошо!
Собрались все зверушки вместе в тереме – теремке и начали плясать весело и дружно. Покажите, как они пляшут. ( Вибро танец)
(3-4 мин.)
Воспитатель: Сказка-ложь, дав ней намек, добрым молодцам – урок. Кто из поэтов-сказочников сказал так? (А.С.Пушкин),
В какой сказке звучат эти слова? («Сказка о золотом петушке»)
Чему учат нас сказки? ( Разные ответы детей.)
Давайте и мы с вами пожелаем друг другу добра и здоровья. Возьмитесь за руки, поделитесь своей добротой и здоровьем со всеми друзьями.
Хорошо!
И я тоже желаю вам всем здоровья!
Еще более интересным является комплекс упражнений (включающих вибрационные упражнения), разработанный Арнольдом Гринштатом.
Отличительной особенностью упражнений А. Гринштата является то, что большинство из этих упражнений являются вибрационными, с частотой вибраций до 100-160 движений в минуту.
Безусловным достоинством комплекса упражнений А.Гринштата является то, что этот комплекс охватывает все группы мышц и, особенно акцентировано, развивает околопозвоночные мышцы. Ниже изложен порядок выполнения упражнений комплекса с теми названиями упражнений, какие я услышал лично от автора этого комплекса.
Вибрация. Исходное положение – ноги на ширине плеч, голова – ровно, спина прямая. Не отрывая пятки от пола, вибрируем за счет небольшого сгибания – разгибания ног в коленях.
Закачка. Исходное положение – лежа на животе, ноги выпрямлены, ладони рук подложены под подбородок. Опираясь одной (выпрямленной) ногой о пол, другой выпрямленной ногой с вытянутым носком совершаем колебания амплитудой 10…15см (меняя ногу через каждые 20-30 колебаний).
Бег. Для освоения этого упражнения вначале нужно освоить ходьбу на месте с одновременным поднятием левой руки с левой ногой, правой руки – с правой рукой. После этого потренируйтесь бегать, поднимая одноименные ноги и руки в таком темпе: медленный бег – 100…160 движений в минуту, быстрый бег – 220…300 движений в минуту.
Закрутка. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью параллельно полу. Поворот влево с полуприседанием и резким выдохом (вдох не контролируется), затем такой же поворот с полуприседанием и резким выдохом вправо.
Первая панель – опираясь на вытянутые руки и пальцы ног (как при отжимании от пола), выполняем прогибы спины вверх (от пола) и вниз ( к полу). Аналогичное упражнение выполняем лицом вверх.
Вторая панель. В положении «лежа на полу» приподняться на полусогнутых руках и в быстром темпе отжиматься (трястись) на руках с амплитудой колебаний 10….15см.
Трясучка (скачка на ягодицах). Сесть на край скамейки, ноги вытянуть вперед. В таком положении «потрястись» на ягодицах, резко напрягая и расслабляя их.
Вертикаль. Стать на расстоянии несколько большем, чем вытянутая рука, от стены; ноги сомкнуть вместе. Не сдвигая ног с места, «упасть» на стену, затормозив падение руками у самой стены. Резко оттолкнуться от стены руками и в момент отклонения хлопнуть в ладоши. Опять упасть, оттолкнуться и хлопнуть в ладоши. Проделать то же самое, падая поочередно на левую и правую руки и, соответственно, отталкиваясь одной рукой (хлопки в ладоши при этом также выполнять).
Подлючка первая. Это упражнение заключается в очень медленном приседании (на протяжении 1 минуты), и в таком же медленном вставании. Упражнение заслуживает своего названия – при кажущейся простоте, его выполнение требует значительных усилий.
Подлючка вторая – такое же коварное упражнение, как и предыдущее. Заключается в очень медленном отжимании от пола (1 минута – вниз, и 1 минута – вверх).
Все выше изложенное свидетельствует о том, что вибрационные упражнения являются эффективным средством сохранения и восстановления здоровья. Существуют различные виды вибрационных упражнений, позволяющие поддерживать в любом возрасте хорошее состояние сосудов и опорно-двигательного аппарата. Подбор таких упражнений и комплексов должен осуществляться индивидуально, в рамках индивидуальных систем здоровья, учитывающих специфические особенности физиологии, психологии и образа жизни каждого человека. Упражнение для капилляров выполняется в лежачем положении с поднятыми руками и ногами. В таком положении кровь в венах конечностей стремится вниз, и образующийся вакуум влечет за собой ускорение ее циркуляции. Упражнение выполняется в течение 1-3 минут 2 раза в день.
Упражнение «Золотая рыбка» выполняется лежа на ровной постели или полу. Руки необходимо во всю длину закинуть за голову, ноги вытянуть, ступни опереть на пятки перпендикулярно телу, носки вытянуть к лицу.
Выполняя упражнение, нужно несколько раз потянуться вперед поочередно левой и правой пятками, как бы растягивая позвоночник. Затем положить руки под голову и начать вибрировать всем телом наподобие рыбки, плывущей в воде. Если вибрации самому не удаются, первое время их может помогать создавать партнер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виброгимнастика
Методическая разработка...
Системное применение инновационных технологий в повышении качества образования. Использование виброгимнастики на занятиях по физическому воспитанию
Любая инновация представляет собой не что иное,как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,вследствии чего происходят качественные изменения среды....
Семинар-практикум для педагогов. Доклад по теме: "Здоровьесберегающая технология-виброгимнастика"
*...
Комплекс виброгимнастики "Паровозик из Ромашково"
Комплекс виброгимнастики «Паровозик из Ромашково» для детей раннего дошкольного возраста....