Исследовательский проект "Волшебно-полезные свойства Иван-чая"
проект (подготовительная группа)
Как вы думаете, Илья Муромец пил чай? С уверенностью могу сказать да. Чаепитие на российской земле существовало и до появления настоящих видов чая. Вместо него славяне заваривали травы. Одним из основных растений, использовавшихся вместо чая в Российской Империи, был «копорский чай» — высушенные листья Иван-чая (кипрея).
Почему Иван-чай так называется? Существует легенда, которая наиболее близко прижилась в качестве ответа на вопрос. Жил в одном селе под Петербургом паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!». Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»
Белоусова Варвара, подготовительная группа, 6 лет.
Руководитель проекта: воспитатель Дубовова Олеся Викторовна.
Исследовательский проект: «Волшебно-полезные свойства Иван-чая».
1.Введение.
В нашей семье существует традиция – пить чай за ужином всей семьей. В этот момент мы обсуждаем прошедший день, что-либо планируем или просто говорим «по душам».
Раньше мы покупали чай в магазине, но на протяжении нескольких лет мы сами собираем и готовим свой Иван – чай. Множество вопросов о чае помогли мне выбрать тему.
Цель: Узнать как можно больше о чае и познакомиться с приготовлением его в домашних условиях.
Задачи:
1. Узнать историю возникновения чая.
2. Узнать, как влияет чай на организм человека.
3. Изучить состав чая.
4. Знать правильную технологию изготовления чая.
5. Узнать, как приготовить чай в домашних условиях.
Гипотеза исследования.
Могу предположить, что Иван-чай имеет как полезные, так и вредные свойства. А может никаких?
2.Теоретическая часть:
Как вы думаете, Илья Муромец пил чай? С уверенностью могу сказать да. Чаепитие на российской земле существовало и до появления настоящих видов чая. Вместо него славяне заваривали травы. Одним из основных растений, использовавшихся вместо чая в Российской Империи, был «копорский чай» — высушенные листья Иван-чая (кипрея).
Почему Иван-чай так называется? Существует легенда, которая наиболее близко прижилась в качестве ответа на вопрос. Жил в одном селе под Петербургом паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!». Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай»
Иван-чай представляет собой многолетнее травянистое растение. Выглядит оно весьма привлекательно. Когда я в первый раз увидела большие поля цветущего кипрея, была заворожена необычайной красотой. В Иван-чае содержится в шесть с половиной раз больше витамина С, чем в любом лимоне.
На Руси считалось, что иван-чай может предупредить или вылечить 90% всех известных заболеваний того времени. После исследования состава и свойств Иван-чая российские академики пришли к такому мнению «В нем есть все, чтобы человек долго жил и не болел, просто «божий дар».
3.Практическая часть:
Как же получить такой целебный напиток? Из многолетнего опыта моего папы, можно выделить следующие этапы приготовления: сбор кипрея, подготовка листьев, ферментация, сушка.
Первый этап. Сбор кипрея. Иван чай начинаем собирать еще до цветения в начале июня и до середины августа, до того момента как пойдет пух. Собирать нужно после 10 утра, когда высохнет утренняя роса и до наступления жары. После обеда мы раскладываем листья для подвяливания, а когда станет прохладнее, вновь идем на сбор.
Второй и третий этапы. Придя домой промываем листья в проточной воде. Затем листья нужно подвялить. Раскладываем их на листах чистой бумаги. После, мы с папой перекручиваем листья в мясорубке и получаем рассыпной чай.
Четвёртый этап. Плотно укладываем: в эмалированную кастрюлю или в стеклянную банку и сверху накрываем влажной марлей, оставляем на ночь.
Пятый этап. Далее - самое важное ферментация чая. Ферментируют, т.е. подвергают естественному брожению. От качества этого процесса зависят свойства чая – вкус, аромат и польза напитка.
Шестой этап. Сушка. Нам с папой больше подходит способ сушки Ивана - чая в духовке. Сушим чай в духовке при температуре 100°С 1,5 - 2 часа.
Хранить Иван - чай лучше под крышкой, в тёмном месте. Срок хранения рассыпного чая - не менее трёх лет.
Но, а как же делают чай на производстве? Летом в Краснодаре мы посетили чайные плантации. С экскурсией были на чайной фабрике. Производство чая дома и на фабрике схожи этапами. Различие в том, что работу рук человека в домашних условиях, заменяют механизмы на предприятии.
Экспериментальная проверка чая в домашних условиях.
Эксперимент № 1. Взяла три вида чая, (№1 –Иван-чай домашний, №2 и№3 – купленные в магазине). Я решила определить, какой из них натуральный. В два стакана с холодной водой насыпала чай, купленный в магазине. Через некоторое время вода окрасилась. Затем, взяла «домашний» чай он не повлиял на прозрачность воды. Вывод: В натуральном иван-чае отсутствуют красители, чего нельзя сказать о чае с прилавка магазина.
Эксперимент № 2. Взяла три вида чая, (№1 –Иван-чай домашний, №2 и№3 – купленные в магазине). Я решила определить, какой состоит из натурального сырья. В два стакана с заваренным чаем из магазина добавила молока. Напиток приобрёл грязно-бежевый цвет. Затем, взял «домашний» чай. При добавлении молока иван-чай приобрёл приятный розовый цвет. Вывод: Иван-чай изготовлен из натурального сырья, при изготовлении чая из магазина использовалось сырьё низкого качества
Эксперимент № 3. Взяла три вида чая, (№1 –Иван-чай домашний, №2 и№3 – купленные в магазине). Я решила определить, какому они соответствуют сорту. В два стакана насыпала заварку, залила горячей водой. В первом пены не образовалось, во втором слегка. Затем, взяла «домашний» чай. При добавлении горячей воды образовалась обильная пена. Вывод: Иван-чай можно отнести к высшему сорту. Чай из магазина не соответствует, предъявленной на упаковке марки высшего сорта.
Мы используем два способа заварки. Я хочу поделиться ими.
1 способ. 2 чайных ложки сухой травы заливаем 600 мл кипятка. Емкость плотно закрываем и оставляем настаиваться в течение 10–15 минут, после чего перемешиваем настой.
2 способ. Свежие листья иван-чая помещаем в эмалированную посуду слоем 3–5 см, затем заливаем очищенной водой комнатной температуры (до 10 см), после чего настой ставим на слабый огонь и нагреваем его. Настаиваем в течение 10 минут.
Еще японские мудрецы говорили, что через несколько часов после заваривания обычный чай становится токсичным и вредным, но Иван-чай можно заваривать до 5 раз без ущерба вкусу и полезным свойствам. Иван-чай не содержит кофеина, а значит, его могут пить все, даже дети и больные люди.
4.Вывод:
Исходя из цели и задач моего проекта. Я выполнила все намеченные пункты. Травяной чай пьют, когда болеют, покупая его в аптеке. Мне очень повезло, что в нашей семье мы сами производим натуральные продукты, среди них иван-чай и мёд. Моя гипотеза подтвердилась частично. Чай имеет очень много свойств, и лишь в нашем кипрейском чае нет вредных. Пить его можно сколько хочется. Конечно, с осторожностью людям, организм, которых имеет аллергическую реакцию на растение кипрей. Я верю, что наступит время, когда Россия вновь станет основным поставщиком Иван-чая в мире. И люди, употребляя чудесный напиток, будут здоровы.
5. Интернет ресурсы:
1.Н.И.Даников «Целебный иван-чай», ООО «Издательство «Эксмо».
2.В. Лычковский «Иван-чай- чудо растение», 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"
Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«Удивительные свойства воды»
Познакомить детей со свойствами воды с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о свойствах воды. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волше...
Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»
Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бума...
Исследовательский проект << Удивительные свойства воды>>
Презентация проекта...
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»
Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...
Исследовательский проект «Волшебные свойства воды»
Данный проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста....