Гимнастика после сна
картотека

Бодрящая гимнастика после дневного сна - один из методов сохранения здоровья дошкольника. Комплексы гимнастики после сна разработаны с учётом возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гимнастика после сна122.26 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида» 662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Картотека

«Гимнастика пробуждения после дневного сна»

Воспитатель: Онькова Мария Борисовна    

                                                                                                                        высшая категория

г. Минусинск, 2021

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников - это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении профилактических мероприятий по закаливанию. Бодрящая гимнастика после дневного сна - один из методов сохранения здоровья дошкольника. Комплексы гимнастики после сна разработаны с учётом возрастных особенностей детей.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Педагог начинает проводить гимнастику с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.

Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечики». Они выполняются в течении 2-3 минут.

Затем дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течении нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 3-4 минут.

Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обширное умывание, обливание прохладной водой, сухое растирание махровой варежкой и др.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут. Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20-30 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой — часто болеет, третий - перешел из другого детского сада, где не проводилось закаливание, четвертый — вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.

В ДОУ комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на

протяжении всего года.

Цели:

  • поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»;
  • обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;

-закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки;

-проводить профилактику плоскостопия;

-формировать правильную осанку;

-осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, ходьба босиком, обширное умывание (рук, лица, шеи);

-закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений;

  • способствовать развитию у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья;

-воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать, выполнять разнообразные упражнения, подвижные игры.

Схема проведения гимнастики после дневного сна

  1. Гимнастика в постели.
  2. Ходьба по «тропе здоровья».
  3. Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Упражнения для глаз
  6. Закаливающие процедуры с умыванием поверхности рук, шеи, лица.

  1. этап. Гимнастика в постели

  1. И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки подтянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками — в противоположную; расслабиться в и. п. Повторить 2 раза.
  2. И. п.: лежа на спине, руки за головой. Поднять голову, носки — на себя, задержаться в этой позе на 6 счетов, не отрывая лопаток от кровати; вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
  3. И. п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; в стороны; на пояс; вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
  4. И. п.: то же. Поднять обе ноги одновременно; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
  5. И. п.: сидя по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька»: покачивания из стороны в сторону.

Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

«Отдыхаем». И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить три-четыре раза.

Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал

«Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

Гимнастика пробуждения в постели

  1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
  2. Пошевелите пальцами рук и ног.
  3. Сожмите пальцами в кулаки.
  4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
  5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
  6. Опустите руки.
  7. Разотрите ладони до появления тепла.
  8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
  9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
  10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
  11. Потяните две ноги вместе.
  12. Прогнитесь.
  13. Сели.
  14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
  15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

Гимнастика с элементами массажа «Солнечные зайчики»

(выполняется сидя на кровати, ноги по-турецки)

Встало солнышко с утра

(Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх) Детям тоже встать пора! (Разводим руки в стороны)

Ручки к солнышку протянем, С лучиками поиграем. (Руки поднимаем вверх, вращаем кистями

«фонарики», смотрим на руки)

Вдруг сквозь наши пальчики к нам прискачут зайчики. (Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица)

Солнечные, не простые, зато скачут как живые: (Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх - ушки, пошевелим «ушками»)

По лобику к височкам, По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке, И даже по коленкам! (Легко постукиваем кончиками пальцев) Ладошками мы хлопали (Хлопаем в ладошки)

И зайчиков хватали, (Хватательные движения)

Но к солнышку лучистому зайчишки ускакали! (Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями.)

«Потягушки» И.п.: Лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки — на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками — в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза

«Фигурка» И.п.: Лежа на спине, руки — вдоль тела. Поднять голову, носки — себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.

«Крылышки» И.п.: Лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз

«Птичьи лапки» И.п.: Лежа на животе, голова лежит на тыльной поверхности пальцев Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.

«Гусеница» И.п.: Сесть в позу прямого угла, согнутые в коленях ноги приблизить пятками к ягодицам, руки в упоре сзади. Поднимая и подворачивая пальцы ног, ползающим движением продвинуть стопы вперед насколько возможно. Тем же движением вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

«Уточка». И.п.: Лежа на животе, руки сложены впереди, лоб — на руках. Приподнять голову, верхнюю часть груди, руки вытянуть назад; приподнять прямые ноги; прогнуться и задержаться в этом положении на 4-5 счетов; и.п.

«Горизонтальные ножницы» И.п.: Лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Приподнять прямые ноги и совершать ими движения в горизонтальной плоскости — «горизонтальные ножницы», 3 раза по 15 секунд.

«Ракушка» И.п.: Сесть на пятки, руки опущены. Наклонить туловище вперед, не отрывая таза от пяток; вытянуться вперед, скользя руками по кровати; и.п.

«Ванька-встанька» И.п.: Сидеть по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька»: покачивания из стороны в сторону

«Велосипед» И.п.: Лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены: сгибать и разгибать ноги на весу одновременно, имитируя «велосипедные» движения.

«Кружок» И.п.: Лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев; поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны; круговые движения руками вперед и назад; вернуться в и.п.

«По-турецки посидим» И.п.: Сидя на кровати по-турецки, спина прямая, ладони лежат на верхней поверхности бедер. Сцепить пальцы в замок, поднять руки вверх, вывернув сцепленные ладони, потянуться макушкой вслед за руками; и.п.

«Змея» И.п.: Лежа на животе, голова опирается лбом, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Плавно, поднять голову, затем грудь как можно выше, пошипеть: «ш-ш-ш»; вернуться в и.п.

«Художники» И.п.: Лежа на боку, нижняя нога полусогнута и лежит под головой, верхняя — в положении упора перед грудью. Поднять прямую ногу и совершать ею движения, «рисуя» носком небольшие окружности вперед назад. Опустить.

Упражнения возле кровати

  1. Ходьба на месте с высоким подниманием колена. а) подтянуться на носках, руки вверх;

б) присесть, сгруппироваться; в) выпрямиться.

  1. Прыжки, бег на месте.
  2. “Кто быстрее спрячется”. Игра с одеялом. Подскоки на месте.

Сигнал: Раз, два, три! Под одеялом лежи. Хождение по «дорожке здоровья»

«Птицы летят» И.п.: Основная стойка. «Птицы летят»: 1 — поднять руки в стороны, вверх; 2 — вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

«Зайчики» И.п.: Ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков), пауза.

«Здоровые ножки» Ходьба по дорожке здоровья.

«Флюгер». И.п.: Стать прямо, ноги чуть расставлены; руки вперед, ладони вместе «стрелочка». 1- медленно повернуть корпус на 900, не отрывая глаз от рук; ноги остаются неподвижными; задержаться на 4-5 счетов; вернуться в и.п.

«Паровоз» И.п.: Руки согнуты в локтях. Ходить по спальне, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух-чух» (20-30 сек).

«Сбор яблок» И.п.: Основная стойка. «Сбор яблок»: поднять руки вперед- вверх, встать на носки, потянуться («сорвать яблоко») — вдох; наклониться вперед-вниз, руки свободно опустить («положить яблоко в корзину») — выдох. Повторить 5-6 раз

«Воробей» И.п.: Стойка на левой ноге, правая нога согнута в колене и взята правой рукой за щиколотку. «Воробей»: 10 невысоких прыжков на левой, затем на правой.

«Качалочка» И.п.: Стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки опущены: перекатывание с носка на пятку, руки при этом слегка раскачиваются вперед-назад. Сделать паузу, повторить еще раз.

«Месяц» И.п.: Стойка ноги слегка расставлены, прямые руки поднять вверх, ладонями внутрь.

«Месяц»:1-медленно наклонить туловище в сторону, ноги не сгибать, прямые руки не разводить; 2- медленно вернуться в и.п.

«Петух» И.п.: Стойка ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (4-5 раз).

«Боксеры»» И.п.: Стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки. «Бокс»: вытянуть одну руку вперед, вернуться в и.п.; вытянуть другую руку вперед, вернуться в и.п. Движения «бокс» выполняются с легким поворотом корпуса и в различном темпе.

«Любопытные ребята» И.п.: Основная стойка, руки на поясе, повороты головой влево - вправо, вверх-вниз; наклоны головой влево - вправо. Выполнить без рывков.

«Гуси шипят» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть вперед)- медленный выдох на звуке

«Ш-ш-ш». Выпрямиться вдох.

«Цапля И.п.: Стать прямо около кровати, ноги вместе, руки на поясе. Поднять согнутую в колене ногу, носок вытянуть, прикоснуться им к колену; бедро параллельно полу. Стоять около 30 секунд

Массаж и самомассаж

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке. Подобранные упражнения комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, к массажным приемам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у детей возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Самомассаж головы («помоем голову»). И.п. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки, А потом назад. Словно плюшевые мишки, Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для ушек Нужно делать всем. Оттяну вперёд я ушки, А потом назад.

Словно плюшевые мишки, Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для щёчек Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30. Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу Чётко, быстро говорить, Звуки все произносить. Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой Нужно делать всем.

Чтобы думали получше озорные мишки,

Мы погладим лобики Плюшевым плутишкам. Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел, Стал внимательней, шустрей, Мы волшебные очки Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев В точки попадём:

Так курносому мишутке Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре, Пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для носа Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой! И налево двинь щекой… Мишка, мишка, рот открой! И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки, Тихо в ряд сидят. Знают: польза от массажа Будет для ребят!

Самомассаж лица «Снежок»

Белый-белый мельник        Провести пальцами полбу от Сел на облака.                середины к вискам.

Из мешка посыпалась        Легко постукивать пальцами по Белая мука.                щекам.

Радуются дети,        Указательными пальцами, сжатыми

Лепят колобки.        в кулак, растирать крылья носа.

Заплясали сани,        Указательными пальцами массировать

Лыжи и коньки.        углубления на верхней челюсти под ноздрями и за ушными раковинами.

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять – Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть, Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора, Вот и кончилась игра.

Игра "Дарики-комарики"

Соединить большой и указательный пальчики на обеих руках, вращать кисти рук (как фонарики).

Дарики, дарики, дарики-комарики!

Вились, вились, В носик впились!        На эти слова пощипываем соединенными пальчиками нос и говорим: Кусь-кусь, Кусь-кусь!

Затем опять вращаем кисти рук под слова:

Дарики, дарики, Дарики-комарики!

Вились, вились, В щечки впились!        Пощипываем щечки.

И так далее, пощипываем ушки, шейку, волосики, ручки ,ножки, животик, все что угодно))) В конце игры "ловим" комара -хлопаем в ладоши.

Самомассаж рук.

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это «лучи солнца».

Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце,как и мама, Лишь одно бывает. Г.Виеру.

(Предварительно изобразить солнышко. Расправить пальцы массирующей руки. Направление движения от кончиков пальцев к лучезапястному суставу).

Растирание ладоней

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо. Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим - И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок. Будем сильно тесто мять, Будем няне (маме) помогать.

Растирание пальцев

Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. - сидя в постели, ноги скрестить. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить три-четыре раза.

«Крепко пальчики сожмём, После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю, Искры, пламя выбиваю!»

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу. Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш. Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз. Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить. Раз, два, три, четыре, Острый ножик наточили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно, Очень толстое оно.

Надо сильно постараться, И терпения набраться.

«Сильным я родился,

А ну, стена, подвинься!»

Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.

«Вот все пальцы на виду! Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Ручкой ручку поддержу, Сильно ею потрясу»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево- вправо (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем, Крутим, крутим, продвигаем, Влево-вправо, влево-вправо, На другой руке сначала.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем, А потом обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю. Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га, Очень сочная трава.

«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки: Человечки на двух ножках Маршируют по дорожке, Левой-правой, левой-правой Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках Стали прыгать по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках Стали бегать по дорожке, Побежали, побежали, Вдруг споткнулись и упали.

Массаж пальцев рук

Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек - стайка. Эта птичка - соловей, Эта птичка - воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель, Эта птичка - скворушка, Серенькое пёрышко. Эта - зяблик. Эта - стриж.

Эта - развесёлый чиж.

Ну, а эта - злой орлан. (Дети сжимают и разжимают пальцы. Поочерёдно массируют пальцы на левой и правой руке.)

Птички, птички, по домам! (Дети прячут руки за спину)

Игра-кураж

Эй, ребята, все ко мне! Кто стоит там в стороне?

А ну, быстрей лови кураж. И начинай игру-массаж. Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру. Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу. На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Стирка

Буду маме помогать,

Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга) Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке) Крепко трутся кулачки,(трём кулачками друг о друга) Сполосну носки я ловко (двигаем кистями рук вправо-влево)

И повешу на верёвку (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем).

Точечный массаж

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три, И под носом себе утри – раз, два, три,

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять, Вытри пот теперь со лба – раз, два,

Серьги на уши повесь, если есть, Заколкой волосы скрепи – раз, два, три, Сзади пуговку найди и застегни,

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку. А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились, Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Массаж спины «Дождик»

Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине Дождик бегает по крыше

БОМ! БОМ! БОМ!

По весёлой звонкой крыше БОМ! БОМ! БОМ!

Дома, дома посидите        Постукивание пальчиками БОМ! БОМ! БОМ!

Никуда не выходите БОМ! БОМ! БОМ!

Почитайте, поиграйте        Постукивание кулачками БОМ! БОМ! БОМ!

А уйду- тогда играйте БОМ… БОМ… БОМ…

Дождик бегает по крыше        Поглаживание ладошками БОМ… БОМ… БОМ

По весёлой звонкой крыше БОМ! БОМ! БОМ!

Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют тот же массаж

Массаж спины        Встать друг за другом «паровозиком» Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом. (Дети похлопывают ладонями по спине впереди стоящего) Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами)

Клювом, клювом он стучит, Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками)

Дятел в дуб все тук да тук… Дуб скрипит: «Что там за стук?» ( Постукивают рёбрами ладоней) Дятел клювом постучал, Постучал и замолчал,

Потому что он устал. (Поглаживают ладонями)

  1. этап. Хождение по тропе здоровья

Целью проведения оздоровительной процедуры «Тропа здоровья» является укрепление свода стопы, воздействие на рефлексогенные точки стопы, повышение общей резистентности организма к инфекциям, активизации умственной деятельности. Процедура проводится перед сном и после сна. Необходимое оборудование: раздражающие поверхности (ребристая доска, колючий коврик, коврики с нашитыми пуговицами и т. д.).

  1. этап. Корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Корригирующая ходьба

И. п. – стоя между кроватями. Ходьба на месте; перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку; приседание на носки; «велосипед» (нажимаем поочередно на педали). Каждое упражнение повторять по 10 раз.

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).

Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, го пятками; ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. Каждое упражнение повторить шесть- восемь раз.

Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

Профилактика нарушений осанки

Физкультминутка «Руки в стороны». И. п. – стоя около кровати.

Руки в стороны, в кулачок (руки в стороны, пальцы в кулак, спина прямая, Разожмем и на бочок (руки на пояс).

Руки вверх, в кулачок (руки вверх, пальцы в кулак, спина прямая, Разожмем и на бочок (руки на пояс).

На носочки поднимайся (встать на носки, спина прямая, Приседай и выпрямляйся (присесть и встать, спина прямая). Чтобы вырасти быстрей (руки вверх, потянуться,

Потянулись посильней (руки расслабленно вниз).

Физкультминутка «У меня спина прямая». И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок. У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)! Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте). Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом),

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Поза «зародыш» (хатха-йога). И.п. - лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное, спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. Повторить упражнение несколько раз.

Упражнение «Сосулька». Вися на вытянутых руках на турнике детского спортивно го комплекса или на рейке гимнастической стенки спиной к ней; при этом туловище держать прямо, ноги вместе.

Постепенно увеличивать время выполнения упражнения (индивидуально для каждого ребенка).

  1. этап дыхательная гимнастика

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:

Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.

Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).

Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.

Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Заниматься до еды.

Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

Вдох - с улыбкой день встречаем, Выдох - всё мы замечаем.

Вдох - мы руки развели И плывём, как корабли.

Выдох - вместе с капитаном Странствуем по разным странам.

Вдох - спешим за облаками, Машем крыльями-руками. Выдох - вот уже летим, Руки в крылья обратим.

Успокоились немножко - Вдох - закончилась дорожка, Выдох встанем у порожка

И опять начнём играть, День с улыбкою встречать.

ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу - налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Часики.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить

«тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить

«п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик.

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух- чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи.

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х- х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

Повторить 4–5 раз.

Лыжник.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Дыхательно-звуковая гимнастика «Новый год»

При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Бьют часы 12 раз». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.; выдох - наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить 12 раз.

«Елочка нарядная». И.п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох - приподняться на носки, немного развести руки л стороны; выдох - поворот туловища» сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить три-четыре раза в каждую сторону.

«Хлопушка». И.п.,- стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!*. Повторить шесть-восемь раз.

«Дует Дед Мороз». И.п. - сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: "«У-у-у-у-у». Повторить шесть-восемь раз.

Игра «Гонки снежинок». На старте выстраиваются несколько детей, у каждого снежинка, вырезанная из тонкой, легкой бумаги (например, салфетки). И.п. – стоя с опорой на кисти и ступни, снежинка лежит на полу перед ребенком. По команде дети начинают дуть каждый на свою снежинку, чтобы она передвигалась вперед к линии финиша. Побеждают дети, прошедшие всю дистанцию, не касаясь снежинки руками.

Дыхательно-звуковая гимнастика « Полет на Луну»

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель». И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить четыре-шесть раз.

«Летим на ракете». И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох — покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз.

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. - сидя па корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох

  • и.п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. - узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох - и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить четыре-шесть раз.

«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох — наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи», Повторить по три-четыре раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п.

- ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.

Дыхательная гимнастика.

  1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»
  2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.
  3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.
  4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.

Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

  1. этап. Гимнастика для глаз

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

«Весёлая неделька» гимнастика для глаз

Всю неделю по порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали, Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали, Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись, Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

  1. этап. Закаливающие процедуры с умыванием

Водные процедуры Обширное умывание

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

  1. растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
  2. кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
  3. растираем ноги в направлении от стопы до колена;
  4. одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку
  5. обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

Комплексы гимнастик после сна

Комплекс № 1        «Мы проснулись»

  1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)
  2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)
  3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)
  4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

Комплекс № 2        «Бабочка»

Спал цветок И.п.: сидя на корточках, руки вместе под щекой, глаза закрыты, голова наклонена. И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать. Больше спать не захотел И. п.: стоя. Повороты головы вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».

Потянулся, улыбнулся, Взвился вверх и полетел. Дети выполняют движения по тексту. (2-3 раза)

Комплекс № 3        «Солнышко»

  1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево- вправо. (4 раза)
  2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)
  3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)
  4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)
  5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)
  6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Обычная ходьба босиком.

Комплекс № 4        «Пробуждение солнышка»

  1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.
  2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и.п.
  3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.
  4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх- вниз.
  5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.
  6. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
  7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.

(Повторить 2 раза)

Комплекс № 5        «Заинька – зайчишка»

  1. «Заинька, подбодрись, И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

серенький, потянись» Приподняться на носки, руки через стороны вверх.

  1. «Заинька, повернись, И. п.: стоя, руки на поясе.

серенький, повернись» Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.

  1. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
  2. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
  3. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
  4. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по ребристой доске.
  5. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.

Комплекс № 6        «Ветерок»

  1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
  2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.
  3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.
  4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.
  5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.
  6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

Комплекс № 7        «Лесные приключения» часть первая.

  1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
  2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.
  3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками –

«спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

  1. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».
  2. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.
  3. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

Комплекс № 8        «Лесные приключения» часть вторая

  1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
  2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками –

«спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

  1. «Волчок-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.
  2. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.
  3. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

Комплекс № 9        «Путешествие снежинки» часть первая.

  1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево- вправо.
  2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.
  3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.
  4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.
  5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

Комплекс № 10        «Путешествие снежинки» часть вторая.

  1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.
  2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.
  3. «Клубок снежинок» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.
  4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.
  5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».
  6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.        Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

Комплекс № 1

Гимнастика пробуждения в постели.

  1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
  2. Пошевелите пальцами рук и ног.
  3. Сожмите пальцами в кулаки.
  4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
  5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
  6. Опустите руки.
  7. Разотрите ладони до появления тепла.
  8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
  9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
  10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
  11. Потяните две ноги вместе.
  12. Прогнитесь.
  13. Сели.
  14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
  15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

Массаж ног.

И.п. - сидя по-турецки.

  1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!...» То же – с правой ногой.
  2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Мы проверили осанку». И.п. – стойка руки на пояс или за спину. Мы проверили осанку (ходьба на носках на месте)

И свели лопатки.

Мы ходили на носках,

А потом на пятках (ходьба на пятках).

Мы идем, как все ребята (ходьба на месте),

И как мишка косолапый (ходьба на внешнем своде стопы). Потом быстрее мы пойдем (ходьба на месте)

И после к бегу перейдем. (бег на месте)

Дыхательная гимнастика.

Оздоровительные упражнения для горла.

  1. «Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.
  2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар». Повтор 5-6 раз.
  3. «Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.
  4. «Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо- хо-хо-о-о-о-о» - позевать . Повтор5-6 раз.
  5. «Веселый плакальщик». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом без выдоха – 30-40 сек.
  6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы».

Игра «Король ветров». Вертушка или шарик. Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

Комплекс № 2

Гимнастика в постели.

«Потягивание». И.п. – из позиции «лежа на спине» в кровати.

  1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».
  2. Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
  3. Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

Профилактика плоскостопия.

И.п. – стоя возле кровати.

  1. «Сокращение» стоп.
  2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
  3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.
  4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
  5. Приседание на носки.        Хождение босиком по ребристой доске.

Массаж рук.

  1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по стиральной доске.
  4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Профилактика нарушений осанки, дыхательная гимнастика. Физкультминутка «Стрекоза». И.п. – стоя между кроватями. Вот такая стрекоза, (встать на носки, руки вверх через стороны)

Как горошины, глаза. (соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»), повороты в стороны)

А сама, как вертолет, (вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)

И на травушке – роса, (присед)

И на кустиках роса. (наклоны вперед, прогнувшись)

Мы ладошки отряхнули, (хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз) Улетела стрекоза. (мелкие частые движения кистями, руки в стороны) Попрыгунья испугалась, (руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони Только песенка осталась. сложить рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з»)

Комплекс № 3

Гимнастика в постели.

Потягивание. («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты.

Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком ,то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п. – лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал

«Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. – сидя на постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3-4 раза.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «комбинированной дорожке».

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Веселая физкультура». И.п. – стоя между кроватями. Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки (ходьба с резкими движениями рук в стороны), Для чего нужна зарядка? (встать на носки, руки вверх – потянуться)

Это вовсе не загадка – Чтобы силу развивать (присесть – встать, держать осанку) И весь день не уставать! (наклон назад – выпрямиться)

Если кто-то от зарядки (бег с высоким подниманием бедра, держать осанку) Убегает без оглядки – Он не станет нипочем (повороты туловища направо – налево) Настоящим силачом! (П. Синявский)

Дыхательная гимнастика.

  1. И.п. – стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половинку носа.
  2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
  3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.
  4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз).
  5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).

Комплекс № 4

Гимнастика в постели.

  1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
  2. Пошевелите пальцами рук и ног.
  3. Соединить ладони и потереть до нагрева. Одну ладонь о другую поперек.
  4. Слегка подергайте кончик носа.
  5. Указательными пальцами массировать ноздри.
  6. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».
  7. Сделать вдох, на выдохе произнести звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
  8. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

Профилактика нарушений осанки.

Ходьба с плоской игрушкой лежащей на голове, руки на поясе, спина прямая. Пройти не уронив игрушку.

Массаж головы.

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.

Динамичная дыхательная гимнастика.

  1. Руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.
  2. Руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.
  3. Круговые вращения головой на два счета вдох, на четыре, шесть и восемь – выдох.
  4. Вдох – голову с напряжением повернуть к правому плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому плечу. Повторить 3-4 раза и наклонить голову вниз, чтобы расслабить мышцы шеи.
  5. Вдох – голову с напряжением закинуть назад, выдох – наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнения, произнося при наклоне поочередно гласные звуки (а), (о), (у).

Самостоятельная работа детей на «нестандартном оборудовании» - «счеты». Водные процедуры.

Комплекс № 5

Гимнастика в постели.

  1. Потягивание. И.п. – лежа на спине. Упражнение имитирует потягивание кошки: потянуться руками, ногами, наискосок рука-нога.
  2. «Велосипед». И.п. – лежа на спине. Имитировать езду на велосипеде, стопами описывая круги. (20 сек.)
  3. «Калачик». И.п. – лежа на спине. Подтянуть голову и бедра к груди («калачик») стараясь оставаться в этом положении как можно дольше (20 сек.)

Зарядка для глаз.

  1. «Часики». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

На раз – глаза вправо, на два – и.п., на три – глаза влево, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.

  1. И.п. то же. На раз – глаза вверх, на два – и.п., на три – глаза вниз, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. тоже . Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
  3. «Жмурки». И.п. то же. На раз – глаза закрыли, на два – и.п., на три – подмигнули одним глазом, на четыре – другим глазом. Повторить 8-10 раз.

Профилактика нарушений осанки.

  1. И.п. – стоя, ноги вместе. Одна рука вверху, другая внизу. На раз – соединить руки сзади; на два, три, четыре, пять – держать, не расцепляя; на шесть – и.п. Тоже самое с другой руки. Повторить 6-8 раз.
  2. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз – поднять согнутую ногу, на два – ногу выпрямить вперёд, руки развести в стороны, на три – ногу и руки сложить, на четыре – ногу опустить. Повторить 6-8 раз. (Выдерживать паузу,)
  3. «Походи». Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «комбинированной дорожке».

Дыхательная гимнастика.

  1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»
  2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.
  3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.
  4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.

Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

Комплекс № 6

Гимнастика пробуждения в постели.

  1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
  2. Пошевелите пальцами рук и ног.
  3. Сожмите пальцами в кулаки.
  4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
  5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
  6. Опустите руки.
  7. Разотрите ладони до появления тепла.
  8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
  9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
  10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
  11. Потяните две ноги вместе.
  12. Прогнитесь.
  13. Сели.
  14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
  15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «комбинированной дорожке

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Веселая физкультура». И.п. – стоя между кроватями.

Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки (ходьба с резкими движениями рук в стороны), Для чего нужна зарядка? (встать на носки, руки вверх – потянуться)

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать (присесть – встать, держать осанку) И весь день не уставать! (наклон назад – выпрямиться)

Если кто-то от зарядки (бег с высоким подниманием бедра, держать осанку) Убегает без оглядки –

Он не станет нипочем

Настоящим силачом! (повороты туловища направо – налево) (П. Синявский)

Дыхательная гимнастика.

  1. И.п. – стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половинку носа.
  2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
  3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.
  4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз).
  5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ «Приключения дождевой капельки» Жила в поднебесье одинокая дождевая капелька по имени Крапа. Домиком ей была синяя тучка, которая любила путешествовать по небу вокруг земли. А вместе с ней путешествовала и Крапа.

УПР.№1 «МЯГКАЯ ТУЧКА»

И.п. лежа на спине, перекатываться сбоку на бок.

Крапа была очень любопытной , она часто высовывала свой носик из-за тучки и с интересом поглядывала вниз на поля и реки, мосты и дороги.

УПР.№ 2 «ВСЕЗНАЙКА»

И.п. лежа на животе поперек кровати, упираясь руками об пол, поднимать по очереди руки и прикладывать их ко лбу.

Особенно нравились Крапе высокие крыши домов с высокими трубами-дымоходами. Однажды тучка так низко пролетала над старым мостом, что при этом даже зацепила антенны и натянутые между домами веревки для белья.

УПР. №3 «СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ»

И.п. лежа на спине поднимать верхнюю часть туловища и ноги, развести руки ноги в стороны.

Не успела Крапа опомниться, как сразу подхватил на свои прозрачные крылья ветер и понес капельку над крышами домов.

УПР.№ 4 «БЫСТРЫЙ ВЕТЕР»

И.п. лежа на животе – одновременное поднятие рук и ног.

В одном из узких переулков ветер потерялся среди старых домов. На одной из скользких крыш оказалась и капелька. Она больше не хотела падать вниз и поэтому крепко держалась за водосточную трубу.

УПР.№ 5 «ВОДОСТОЧНАЯ ТРУБА»

И.п. стоя в упоре на коленях раскачиваться туда-сюда.

Из-за кирпичного дымохода на Крапу смотрело своими желтыми глазами что-то пушистое и черное. И вдруг оно замяукало.

УПР. № 6 «ЧЕРНОЕ И ПУШИСТОЕ»

И.п. в упоре стоя на коленях по очереди поднимать ноги, разводить, качать головой.

От неожиданности капелька прижалась к чему-то уютному.

УПР.№ 7 «ЗАДНИЙ ХОД»

И.п .сидя, упор сзади, повернуться в исходное положение.

Только теперь Крапа заметила, какой высокой была крыша, на которую она упала.

УПР.№ 8 «ВЫСОКАЯ КРЫША»

И.п. в упоре стоя на коленях переступать с ноги на ногу, поворачиваясь вокруг.

Она увидела водосточную трубу, прыгнула туда и на большой скорости вылетела из нее.

С разгону упала в большую лужу. Тысячи таких же капелек разлетелись в разные стороны и подпрыгивали по дороге.

УПР. № 9 «ДОЖДЕВЫЕ БРЫЗГИ»

И.п.стоя, приседать , говорить :кап-кап.

Очутившись в луже, среди таких же, как она, капелька успокоилась. Крапа попала в дружную семью дождевых капелек, которые стекают в ручейки.

УПР.№ 10 « РУЧЕЙКИ»

Ходьба к колонне по одному, взявшись за руки между кроватями.

Большая синяя тучка летела все дальше и дальше. А Крапа уже не грустила – начиналась новая жизнь, полная тайн и приключений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)СентябрьКомплекс № 11.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди,...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)...

Комплекс занятий гимнастикой после пробуждения дневного сна после дневного сна в средней группе

Весёлый, доступный комплекс занятий гимнастики после дневного сна. Простые, понятные упражнения дарят хорошее настроение, заряд бодрости и позитива!...

Гимнастика после сна Цель: Способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию, укреплять здоровье, профилактика простудных заболеваний. Задачи: 1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. 2. Повышать жизненный тонус и с

Гимнастика после снаЦель: Способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию, укреплять здоровье, профилактика простудных заболеваний. Задачи: 1. Способствовать быстрому и комфортному пр...