ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДОШКОЛЬНИКА
статья
А.П.Чабовская, "Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста", М., 1980 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda_i_obuv_doshkolnika.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДОШКОЛЬНИКА
Детское белье, в том числе и постельное (наволочки, простыни, пододеяльники), шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижние рубашки для девочек без рукавов, с вырезным воротом, на проймах (бретели плохо держатся на плечах у ребенка); для мальчиков — рубашки с короткими рукавами или майки.
Ткани для комнатной одежды (платьев, юбок, костюмов) подбирают в соответствии с сезоном и погодой. Для теплого времени года — ситец, майя, полотно, сатин и др.; для зимы — бумазея, байка, трикотаж, вельвет. Шерстяные ткани дороги и от частой стирки теряют внешний вид и качество, поэтому из них лучше шить праздничную одожду, которую ребенок надевает реже. Покрой платьев для каждого дня простой, без лишних украшений (рюши, волан), затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук. Верхние штанишки для мальчиков, юбки для девочек делают на бретелях. Поверх платьев и костюмов во время дежурства или работы детей на участке рекомендуется надевать фартучки простого фасона, сшитые из сурового полотна, ситца, пике и других тканей. В жаркое время года лучшая одежда для девочек — сарафаны, для мальчиков — трусы или короткие штанишки на лямках. В верхней детской одежде имеется карман для носового платка.
Одежда, предназначенная для прогулок в холодную погоду, обладает хорошими теплозащитными свойствами. Конструкция ее должна обеспечивать возможно большую герметичность, исключающую поступление холодного воздуха через застежки, воротники, рукава.
Осенью и весной в зависимости от погоды поверх белья детям надевают байковые или шерстяные костюмы, фуфайки и рейтузы, комбинезоны или куртки из репса с водоотталкивающей пропиткой на полушерстяном ватине (подкладку делают также из одного слоя — 3— 4 мм — поролона либо пенопласта), демисезонные пальто, плащи.
Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода и атмосферной влаги, поэтому должна состоять не менее чем из двух слоев: нижнего — теплозащитного (высокопористого, упругого материала) и верхнего — ветрозащитного, предохраняющего от проникновения в одежду и под нее наружного воздуха. Если верхняя ткань этих функций не выполняет, между верхним и теплозащитным слоями делают дополнительный ветрозащитный слой. Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются.
Зимнее пальто для ребенка можно сшить из шерсти на вате или шерстяном ватине. Меховые шубы, а также пальто на меховой подкладке, как правило, тяжелы, малогибки, затрудняют движение ребенка, в них малыш перегревается, поэтому нежелательны.
В последнее время для пошива верхней одежды широко применяют тонкую плащевую ткань (репс с водоотталкивающей пропиткой) и синтетические материалы: поролон, пенопласт и др. Пенопласт толщиной 3 мм греет не хуже, чем шерстяной ватин, а по весу значительно легче. Соединенный с трикотажной, хлопчатобумажной, вискозной или другой тканью, он придает им постоянство размеров и формы, предотвращая усадку. Изделия из него хорошо стираются, а также поддаются химической чистке. Они быстро высыхают, не набухают, не имеют, как мех, специфического запаха, при носке сохраняют эластичность и гибкость, не мнутся, очень прочны, не поражаются молью, грибками и бактериями.
В детской одежде хорошо сочетать ветрозащитную ткань с другими тканями — натуральными и синтетическими, обладающими высоким тепловым сопротивлением: ватой (хлопчатобумажная, капроновая, шерстяная, лавсановая), ватином (шерстяной, полушерстяной), искусственным мехом и т. д.
С самого раннего возраста головку ребенка в помещении держат открытой, так как под платком и чепчиком она потеет, может покрыться сыпью или плотными корочками из ороговевшего эпителия (себорея). Головной убор малыша должен соответствовать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни головку прикрывают светлой панамой, соломенной шапочкой или легкой фуражкой с козырьком; весной и осенью, если не очень холодно и ветрено, девочкам надевают береты, мальчикам — береты и кепи; в прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов рекомендуются вязаные или фетровые шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы — меховые шапочки или шапки-ушанки.
С 6 месяцев ребенку надевают колготы соответствующего размера и мягкие ботиночки, которые в дальнейшем, когда он начинает ходить, заменяют кожаными туфельками.
Детская обувь должна быть легкой, удобной, иметь эластичную подошву, широкий носок и каблучок высотой 8 мм.
Тапочки (чешки) детям надевают только на музыкальные, физкультурные занятия и занятия утренней гимнастикой.
Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и вызывая застой крови в ногах, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет движение детей, вызывает потертости ног. Для повседневной носки не следует рекомендовать резиновую и лакированную обувь, так как она обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног. Резиновые сапожки с проложенными в них стельками из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.
В теплое время года как в помещениях, так и на прогулках удобна текстильная и вельветовая обувь. Она легка, воздухопроницаема и гигроскопична. Зимой на прогулках следует носить утепленные суконные или кожаные ботинки, а в очень сильные морозы — валенки с галошами. По возвращении с прогулок обувь обязательно снимают, очищают от снега и просушивают.
При загрязнении вес одежды увеличивается (за десять дней носки на 10—11%), тепловые и гигроскопические свойства ее снижаются, ткань пропитывается потом и салом, в ней увеличивается количество микробов. Поэтому загрязнившуюся одежду надо вовремя и хорошо чистить, простирывать, а где это возможно, кипятить и гладить. Крахмалить детское белье и одежду не следует, так как после этого они становятся жесткими, снижается их гигроскопичность и воздухопроницаемость. Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка. Грязное белье и пеленки складывают в бак или специальное ведро с крышкой, а затем простирывают, кипятят и проглаживают горячим утюгом. Чистое белье хранят в специальных шкафах. В зависимости от возраста ребенка частота смены белья может быть различной. У детей первых шести месяцев жизни — не реже одного раза в день; от 6 месяцев до года — через день; от 1 года до 2 лет — 2 раза в неделю и старше 2 лет — раз в 5—7 дней. Носки и колготы быстро пропитываются потом и легко загрязняются, поэтому их надо менять не реже чем через каждые 2—3 дня. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки — выносят на воздух для проветривания и сушки не реже 2 раз в месяц. Стеганые ватные одеяла, кроме того, 1—2 раза в год надо стирать.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду ему прививают навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном ребенок должен аккуратно сложить одежду на стульчик или повесить на специальные плечики. Проснувшись, раньше, чем приступить к одеванию, он должен откинуть одеяло на заднюю спинку кровати для проветривания простыни и пододеяльника, затем одеться и застелить свою постель.
А.П.Чабовская, "Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста", М., 1980 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОДЕЖДА И ОБУВЬ ДОШКОЛЬНИКА
А.П.Чабовская, "Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста", М., 1980 г....
конспект занятия в первой младшей группе Тема: Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви»
Конспект занятия в первой младшей группе Тема: Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви» Цель: учить, внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность...
Одежда и обувь дошкольника
Покрой одежды имеет большое значение для профилактики переохлаждения. Комплект из куртки и полукомбинезона (утепленные брюки с грудкой и спинкой на лямках) наиболее удобен. Куртки при активных движени...
Конспект занятия образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением в группе детей 2-3 лет Тема: «Одежда и обувь. Для чего нужна одежда и обувь»
обобщить и расширить представление детей по теме «Одежда, обувь»...
Консультация для родителей "Одежда и обувь дошкольника"
Консультация для родителей "Одежда и обувь дошкольника"...
Консультация для родителей "Одежда и обувь дошкольника"
Консультация для родителей "Одежда и обувь дошкольника"...