Стратегический план оздоровления детей
статья
Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников через оптимизацию режима дня, организацию оптимального двигательного режима, охрану психического здоровья детей, лечебно - профилактическую работу, закаливание ребенка, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategicheskiy_plan_ozdorovleniya_detey.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегический план оздоровления детей в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска» на 2020– 2021 г.
В стратегический план оздоровления детей в ДОУ включен комплекс оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников.
Все мероприятия по оздоровлению детей включены в режимы дня. Но без организации здоровьесберегающей учебной деятельности в ДОУ, сохранение и укрепление психофизического здоровья затруднительно. Стратегический план оздоровления детей дополнен подходами к построению занятий с детьми в здоровьесберегающем образовательном пространстве.
Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников через оптимизацию режима дня, организацию оптимального двигательного режима, охрану психического здоровья детей, лечебно - профилактическую работу, закаливание ребенка, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
№ п/п | Содержание | Группа | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
1. | Оптимизация режима | ||||
| Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима | все группы | ежедневно | воспитатели | в течение года |
| Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей | все группы |
| Ст. воспитатель, медработник | в течение года |
2. | Организация двигательного режима | ||||
| Физкультурные занятия | все группы | 3 раза в неделю | Воспитатель по физвоспитанию | в течение года |
| Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна (пробудка) | все группы | ежедневно | воспитатели, контроль медработника | в течение года |
| Прогулки с включением подвижных игровых упражнений | все группы | ежедневно | воспитатели | в течение года |
| Музыкально-ритмические занятия | все группы | 2 раза в неделю | воспитатели, музыкальный руководитель | в течение года |
| Спортивный досуг, развлечение | все группы | 1 раз в месяц | Воспитатель по физвоспитанию, воспитатели | в течение года |
| Гимнастика глаз | все группы | Во время занятий на физминутках | воспитатели | в течение года |
| Пальчиковая гимнастика | все группы | 2–3 раза в день | воспитатели, логопед | в течение года |
| Оздоровительный бег Пешие походы | Средняя, старшая, подготовит. | ежедневно во время прогулок 1 раз в месяц | воспитатели | с апреля по ноябрь на улице. С декабря по март в помещение |
3. | Охрана психического здоровья | ||||
| Специальные оздоровительные мероприятия: психогимнастика музыкотерапия, смехотерапия, сказкотерапия | все группы | ежедневно (в чередовании) | Воспитатели специалисты | в течение года |
| Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы | все группы | ежедневно несколько раз в день | Воспитатели, специалисты | в течение года |
4. | Профилактика заболеваемости | ||||
| Массаж «9 волшебных точек» и «аурика» по методике А.А.Уманской | Оздоровительные группы | ежедневно | Воспитатели, контроль медработника | с октября по апрель |
| Дыхательная гимнастика в игровой форме | все группы | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Воспитатели, контроль медработника | в течение года |
| Профилактика гриппа интерфероном | все группы с согласия родителей | ежедневно через 2 часа после завтрака, 1 месяц | медработник | ноябрь – декабрь |
| Оксалиновая мазь, аскорбиновая кислота, глюконат кальция | все группы | ежедневно, 2 раза в день перед прогулкой | медработник, воспитатели | ноябрь – декабрь, |
5. | Оздоровление фитонцидами | ||||
| Чесночно-луковая закуска, чесноч | все группы | перед прогулкой, перед обедом | мл. воспитатели | с октября по апрель |
| Ароматизация помещений (чесночные букетики) | все группы | в течение дня, ежедневно | мл. воспитатели, контроль медработника | |
6. | Закаливание с учётом состояния здоровья ребёнка | ||||
| Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года) | все группы | ежедневно | воспитатели | в течение года |
| Прогулки на воздухе | все группы | ежедневно | воспитатели | в течение года |
| Хождение босиком по траве | все группы | ежедневно | воспитатели | июнь – август |
| Хождение босиком по дорожке здоровья | все группы | ежедневно после дневного сна | воспитатели | в течение года |
| Обширное умывание | все группы | ежедневно | воспитатели | в течение года |
| Контрастное обливание ног | все группы | после 1 прогулки | воспитатели, мл. воспитатели | июнь – август |
| Игра с водой | все группы | на прогулке, на занятии | воспитатели | июнь – август |
| Полоскание зева кипячёной охлаждённой водой | все группы | после каждого приёма пищи | воспитатели, мл. воспитатели | в течение года |
7. | Лечебно-оздоровительная работа | ||||
| витаминотерапия | ||||
| «Ревит» | все группы | по 1 разу в течение 10 дней | медработник | декабрь – февраль |
| Настойка шиповника | все группы | по одному разу в день в 10.00 3 раза в неделю | медработник | октябрь, ноябрь, январь, март |
| Витаминизация третьего блюда | все группы | ежедневно | медработник | в течение года |
Режим дня с включением оздоровительных мероприятий
Режимные процессы | С 2 – 3 лет. |
1. Прием детей. | 7.30 – 8.15 утренняя гимнастика 8.15 – 8.20 |
2. Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.20 – 9.00 |
3. Занятия. Игровая деятельность с подключением обучающих приемов по развитию речи, сенсорики, продуктивной деятельности. | 9.00 – 10.00 |
4. Сборы на прогулку. Прогулка. | 10.00 – 11.30 |
5. Возвращение с прогулки. Игры. | 11.30 – 11.45 |
6. Подготовка к обеду. Обед. | 11.45 – 12.30 |
7. Подготовка ко сну. Сон. | 12.30 – 15.00 |
8. 2-я половина дня | 15.00 – 15.30 |
9. Полдник. | 15.30 – 15.45 |
10. Самостоятельные игры, занятия, развлечения. | 15.45 – 17.30 |
Режим дня с включением оздоровительных мероприятий
Режимные процессы | С 3 – 4 л. | 4 – 5 л. |
1. Утренние встречи. Игры. | 7.30 – 8.10 | 7.30 – 8.20 |
2. Оздоровительная работа: осмотр детей, гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег. | 8.10 – 8.30 | 8.10 – 8.30 |
3. Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.30 – 8.45 | 8.30 – 8.45 |
4. Игровой час. | 8.45 – 9.00 | 8.45 – 9.00 |
5. Занятия. | 9.00 – 9.55 | 9.00 – 10.05 |
6. Подготовка к прогулке. Прогулка. | 9.55 – 11.45 | 10.05 – 12.00 |
7. Подготовка к обеду. Обед. | 11.45 – 12.15 | 12.00– 12.30 |
8. Подготовка ко сну. Сон. | 12.15 – 15.00 | 12.30 – 15.00 |
9. Постепенный подъем. | 15.00 – 15.30 | 15.00 – 15.35 |
10. Занятия. Игровая деятельность. | 15.30 – 17.30 | 15.35 – 17.30 |
Режим дня с включением оздоровительных мероприятий
Режимные процессы | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
1. Прием детей. Утренние встречи. Игры. | 7.30 – 8.20 8.20 – 8.30 | 7.30 – 8.20 8.20 – 8.30 |
2. Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.10 – 8.35 | 8.20 – 8.45 |
3. Игровой час. | 8.35 – 9.00 | 8.45 – 9.00 |
4. Занятия. | 9.00 – 10.30 | 9.00 – 11.00 |
5. Подготовка к прогулке. Прогулка. | 10.30 – 12.15 | 11.00 – 12.30 |
6. Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. | 12.15– 12.30 | 12.30 – 12.40 |
7. Подготовка ко сну. Сон. | 12.30– 15.00 | 12.40 – 15.00 |
8. Подъем. Полдник. | 15.00 – 15.40 | 15.00 – 15.45 |
9. Занятия, развлечения, спортивные досуги. | 15.30 – 17.00 | 15.30 – 17.05 |
При организации занятий рекомендуем учитывать основные принципы здоровьесберегающего пространства:
- Мультисенсорность.
- Двуполушарность (работа на развитие правого и левого полушария)
- Учет стадий процесса познания: чувство – образ – логика – мыслеобразность.
- Свобода выбора способов получения информации, разных способов действий, темпа, восприятия, обработки информации.
- Высокая учебная мотивация
- Развитие поисковой активности, творчества
Использование на занятиях собственно здоровьесберегающих технологий:
- Включение в образовательный процесс методов, предоставляющих для ребенка свободу выбора способа работы с информацией;
- Использование методов, направленных на стимулирование активности ребенка (цвет, музыка, нетрадиционные вопросы)
- Обучение на занятиях способам действий;
- Обеспечение мотивации: внешняя – одобрение, внутренняя – интерес;
- Система отношений «воспитатель – ребенок» не авторитарного типа.
Реализация эколого-гигиенических требований к учебной деятельности:
- Обеспечение смены видов учебной деятельности;
- Комфортность учебного помещения (температура, света решение, влажность, эстетичность и др.)
- Место в расписании и учет воспитателем биологического времени активности детей для определения нагрузок и видов деятельности.
Включение в образовательный процесс собственно оздоровительных моментов:
- Разные формы организации занятий: фронтальные, по подгруппам (сидя за столами, лежа на коврике, стоя за конторками)
- На столах держалки, чтобы поставить маленький цветок в горшочке, положить ракушку, поделку из бересты – кусочек живой природы – он греет душу ребенка;
- Перед сложным занятием слушать музыку Моцарта (активизирует мыслительные процессы);
- Для самоорганизации использовать тихую музыку, музыкальную игрушку, цветовые эффекты.
- На занятиях по обучению грамоте, математике, логике, развитию речи использовать сенсорные решетки, экологического панно.
- Включение элементов релаксации и физминуток;
- Использование упражнение, игр для снятия напряжения;
- Эмоциональные качели для смены настроения (шутка, забавный случай, музыка, творческие задания и т.д.);
- Разные виды поисковых заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями, направленная на оздоровление детей. План работы семейного клуба.
План работы семейного клуба на год. Родительский практикум...
План оздоровления детей на год.
В материале представлен план оздоровления детей на год - виды оздоровительной деятельности по месяцам и сроки их проведения....
Перспективный план работы с родителями по оздоровлению детей 2 младшей группы
Представлен план работы с родителями дошкольников младшего дошкольного возраста в условиях Крайнего севера...
Стратегический план проекта «Наследие» (Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста).
Проект для детей среднего дошкольного возраста...
План оздоровления детей
План оздоровление детей во второй...
План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
План оздоровления детей старшей группы
План работы по оздоровлению детей на 2021-2022 гг....