Картотека игр на тему "Обитатели водоёмов"
картотека (старшая группа)

Яна Викторовна Захарова

Картотека игр и упражнений на тему «Кто живет в морях и океанах?» в старшей возрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_more.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений на тему «Кто живет в морях и океанах?» в старшей возрастной группе

Подвижные игры

Игра «Море волнуется»

Цель: развитие ловкости и внимания.

Ход игры: Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
  В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.

Игра «Рыбаки и рыбки»

Цель: развитие ловкости, быстроты.
Ход игры: Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:

— Что вы делаете?

— Невод.

— Что вы будете ловить?

— Рыбу.

— Какую?

— Щуку.

— Ловите!

«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».

Игра «Водяной»

Цель: развитие воображения.

Ход игры: для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука — это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:

Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!

  После слова «Гори!»  все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.

Существуют и другие варианты правил:

    После слова «Гори!»  водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным».

Игра «Удочка»

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты движения.
Ход игры: играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

Оборудование: веревка и мешочек с песком, либо скакалка.

Дидактические игры

Игра «Назови рыбку»

Цель: развитие словаря по теме «Морские обитатели».

Воспитатель: Странные рыбы на свете живут,

Плавают так, как их с детства зовут.

Те, кто назвал их, словами играли.

Вы этих рыб не встречали?

Ход игры: Дети становятся в круг, и воспитатель бросает мяч, дети называют рыб. Важно не повторяться и назвать как можно больше морских обитателей.

Оборудование: мяч.

Игра «Опиши» или «Отгадай по описанию»

Цель: развитие словарного запаса по теме, формирование ассоциативного мышления.
Ход игры: необходимо описать морского обитателя, изображенного на картинке, либо угадать по описанию, о каком морском обитателе идёт речь.

Оборудование: карточки с изображением морского обитателя.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление у детей понятия о том, в каких водоемах обитают морских жители.

Ход игры: раскладываются карточки морских обитателей и изображения моря, реки и аквариума. Задача детей, определить, где живёт морской житель, изображенный на карточке и определить его на свое место.

Оборудование: картинки раскладываются на изображения: моря, реки, аквариума.

Игра «Чьи детки?»

Цель: формирование понятия о том, какие детеныши у морских обитателей.

Ход игры: воспитатель называет водного жителя, дети должны назвать его детеныша.

Оборудование: мяч, карточки с изображением детенышей морских обитателей.

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет морского обитателя, а дети должны ловить мяч и называть его ласково.

Оборудование: мяч

Игра «Четвертый лишний»

Цель: формирование умения определять, какая в ряду лишняя карточка и почему.
Ход игры: Дается по 4 карточки, нужно найти в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Оборудование: карточки с изображением водоемов, морских жителей и др.

Игра «Ассоциации»

Цель: формирование ассоциативного мышления.

Ход игры: Даются карточки, нужно сопоставить карточки, которые представляют собой ассоциацию с названием морского обитателя.

Оборудование: карточки с изображением морских обитателей и ассоциативные карточки к ним.

Игра «Кого не стало?»

Цель: развитие внимания и памяти.

Ход игры:
Воспитатель: Рыбы очень любят играть в прятки. Нужно закрыть глаза, а потом открыть. Кого не стало?
Оборудование: карточки с изображением рыбок разных цветов или разных морских обитателей.

Сюжетно-ролевые игры

«Круиз по морю. Морское путешествие»

Цель: развитие умения реализовывать игровой замысел и сюжет игры, побуждать детей творчески воспроизводить сюжет.

Игра «Подводная экспедиция»

Интеллектуальные игры

Викторина «Морские обитатели»

Цель: закрепление знаний детей о морских обитателях.

Ход игры: выполнение различных упражнений и заданий по теме в форме викторины.

Оборудование: карточки с заданиями, фишки.

Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: закрепление знаний детей о морских обитателях.
Ход игры: выполнение различных упражнений и заданий по теме в форме викторины.

Оборудование: карточки с заданиями, фишки.

Пальчиковые упражнения и физкультминутки

Упражнение «Волны»

Цель: обобщение знаний детей о морских обитателях, развитие моторики.

Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

«Ходят волны на просторе, 
Вы узнали? Это — море»

Упражнение «Дельфин»

Цель: обобщение знаний детей о морских обитателях, развитие моторики.

Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.

«А рядом вижу чьи-то спины: 
Плывут в волнах ко мне... дельфины»

Упражнение «Пароход»

Цель: обобщение знаний детей о морских обитателях, развитие моторики.

Поставьте слегка скругленные ладони на ребра. Прижмите их к поверхности стола. Кончик указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите — это труба парохода.

«Посмотрите, пароход
По волнам плывет вперед»

Упражнение «Кит»

Цель: обобщение знаний детей о морских обитателях, развитие моторики.

«Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?»

Вытяните руки вперед, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.

«Через море - океан 
Плывет чудо-великан, 
Фонтаны пускает. 
Кто его узнает?» (Кит)

Упражнение «Подзорная труба»

Цель: обобщение знаний детей о морских обитателях, развитие моторики.

Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

«Встал на мостик капитан, 
Смотрит здесь, смотрит там. 
То в бинокль, то в трубу — 
Влево, вправо, за корму»

Разминка «Море»

Цель: обобщение знаний детей о морских обитателях, снятие мышечного напряжения.

- Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)

- что нам чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперед)

- Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вверх),

- Пусть плывут сюда скорей! (дети приветственно машут руками)

- Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (ходьба на месте)

- Ищем ракушки в песке, (наклон вперед)

- И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулак)

- Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседания).

А теперь возьмемся за руки и представим, что мы водоросли: покачаемся, ветер дует волны колышутся.

Физкультминутка «Рыбка»

Цель: обобщение знаний детей о морских обитателях, снятие мышечного напряжения.

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "УТРО НА ВОДОЁМЕ".

Конспект занятия по обучению плаванию «УТРО НА ВОДОЁМЕ» (средняя группа)В игровой форме дети осваиввают пространство воды. Задачи занятия:  вызвать у детей положи...

Мы пришли на водоём "Безопасность на льду"

Расширение представления детей о причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду в весеннее время года....

Консультация для родителей "Правила безопасности на льду водоёма"

Памятка для родителей "Весенний лёд - источник повышенной опасности"...

Памятка о правилах безопасности вблизи водоёмов и на водоёмах в осенне-зимней период

Памятка о правилах безопасности вблизи водоёмов и на водоёмах в осенне-зимней период...

Памятка о правилах безопасности вблизи водоёмов и на водоёмах в осенне-зимней период

С наступлением заморозков (иногда уже в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых оп...

Беседа для детей: « Правила безопасного поведения на водоёмах в летний период». «Осторожно водоём». «Минутка безопасности».

Цель. Учить детей предвидеть и распознавать опасности во время отдыха наводоёмах и по возможности их избегать.- Все ли из вас знают правила поведения на воде?- Все ли вы соблюдаете эти ...