Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»
материал
Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм.
В своей работе при проведении игр мы учитываем возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry_master-klass.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»
Педагог приглашает участников мастер-класса :
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званные и желанные.
Красивые молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге -
Хозяйке радость!
Для Вас и место готово.
Красному гостю – красное место.
Мы с вами живем в удивительное время. Происходит много разных открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Русские народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2020
Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр.
Цель мастер-класса : передача опыта проведения народных игр участникам мастер-класса.
Задачи: распространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр;
- повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса;
- творческое общение участников творческих коллективов.
Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм.
В своей работе при проведении игр мы учитываем возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид
Сейчас каждый из вас вытяните считалочку и прочитайте ее выразительно.
Предлагаю считалочки:
1. Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели
А тебе водить велели!
2. Аист - аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне - болотные опушки,
- А еще?
- Еще лягушки!
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
3. Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
4. Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?"
Выходи, тебе водить!
5. Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет - тот уйди!
6. Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване сидел слон,
Кто не верит - выйди вон!
7. Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет
Тот и прятаться пойдет.
8. Катилось яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон пойдет!
9. Таря - Маря
В лес ходила,
Шишки ела - нам велела.
А мы шишки
Не едим
Таре - Маре отдадим!
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым
обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Я хочу предложить поиграть в игры, в которые можно поиграть и на улице, и в групповых комнатах.
Хороводная игра «Дударь»
Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:
"Дударь, Дударь, Дударище,
Старый-старый, старичище.
Его во колоду,
Его во сырую,
Его во гнилую".
Пропев песню, спрашивают:
"Дударь, Дударь, что болит? "
Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)
Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
Игра «Пирог»
Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог» (в шапочке пирога)
Перед игрой: потешка: Хлебом солью всех встречаем
Самовар на стол несем
Мы за чаем не скучаем
Поговорим о том о сем.
Затем все дружно начинают расхваливать пирог.
-Экий он высоконький, да экий он мякошенький, экий он широконький, режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
Игра «Заря»
Игроки образуют круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит:
- Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ленты голубые, кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу и стараются занять свободное место. Кто останется без места становится зарёй.
Игра «Золотые ворота» 1 вариант.
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота,
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз,
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца»? Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла.
2 вариант. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся за руки и образуют цепочку. Все дети говорят:
- Ай, люли, ай, люли наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше, получилась красота!
Получились не простые, золотые ворота!
Игроки – ворота поют, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Дети – ворота поют:
- Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются (ворота захлопываются) Те, кто оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Игра «Нитка – иголка»
Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. (вед. – иголка, дети – ниточка)
Ведущий, напевая песню, ведёт детей в разных направлениях (змейкой, по диагонали, соблюдая углы)
- А я улком шла, переулком шла, клубок ниточек нашла, нитка тянется, перетянется. Клубок катится, перекатится, нитка далее, далее, далее, клубок боле, боле, боле! Песня повторяется столько раз, сколько захочет педагог. В конце ведущий начинает идти по кругу, завивая клубок из «ниточки», чтобы он был плотным. Затем дети поднимают руки вед. начинает развивать клубочек, образуя снова круг, иголочка соединяется с ниточкой. Все произносят слова, раскачивая руками: «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась!» (разъединяют руки)
Большой мяч.
Для игры нужен большой мяч.
Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится
в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто
пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом.
Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить
мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину
встает пропустивший мяч. Игра повторяется.
Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а
перекатывают его только ногами.
Ручейки и озера.
Дети стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в
разных частях зала —это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал
«Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера.
Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры : бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.
Строиться в круг можно только по сигналу.
И в завершении мастер-класса я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Народные игры»
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Мастер – класс завершаем и предлагаем вам словесную игру «Доскажи словечко».
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Народные игры показали.
Новых много мы…. (узнали).
Разные народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть).
На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наше практическое занятие, на котором мы отдохнули и набрались сил для дальнейшей работы.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Пошив куклы в русском народном стиле"
Тряпичная кукла...
Мастер – класс «Приобщение к истокам русской народной культуры» (открытое мероприятие с родителями)
Мастер-класс для родителей по росписи дымковской игрушки....
Мастер-класс для педагогов. Тема: "Русская народная игрушка "Закидушка"
Цель: Изготовление игрушки «Закидушка» из различного искусственного материала. Задачи: •создание условий для профессионального общения, саморе...
Мастер – класс для воспитателей "Русские народные игры, их значение в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников"
В ходе данного мероприятия педагоги повышают знания о значении русских народных игр в жизни дошкольников....
Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.
I. Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...
Мастер - класс для педагогов дошкольников "Русские народные игры"
Нет человека, который ни разу бы не играл хоть в какую-нибудь игру! Народная игра интересна и доступна всем и не требует особой подготовленности!...
Мастер – класс для родителей ТЕМА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» СТАРШАЯ ГРУППА «СКАЗКА»
Цели: воспитывать нравственную сплоченность семьи;укреплять связь семьи и детского сада, внутрисемейные отношения;научить родителей организовывать досуг детей. Задачи:Упражнять в ходьбе, бег...