Тренажеры развития речевого дыхания
методическая разработка (старшая группа)

Чиглинцева Любовь Ивановна
«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание – 
основа здоровья и долголетия».
 К.С. Станиславский
 
 
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.   
Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Известно немало методик дыхательной гимнастики, но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Когда человек говорит, его «речевое» дыхание принципиально отличается от обычного, которое называется «физиологическим».
В чем же заключаются особенности речевого дыхания?
При физиологическом дыхании человек делает вдох и выдох равномерно, за одинаковые промежутки времени.  Физиологическое дыхание происходит рефлекторно, само, как и многие другие базовые процессы жизнедеятельности в организме, и им нет нужды управлять.
Речевое дыхание обычно включает в себя короткий глубокий вдох и долгий медленный выдох, при котором воздух воздействует на голосовые связки, в результате чего произносятся звуки и слова. Чтобы появился звук, голосовым связкам нужен поток воздуха. Сначала делается вдох, затем выдох, вызывающий звук.
В отличие от физиологического, речевое дыхание является управляемым. И развитие правильного речевого дыхания у ребенка является одним из важных элементов развития речи. Качественный и хорошо управляемый произвольный выдох – это основа для звучащей речи. В этом заключается цель развития речевого дыхания.
      Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
 
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляются ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр и тренажеров для развития речевого дыхания:
- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
- дуть на легкие шарики, карандаши, свечи на торте и т.д.
Вашему вниманию предоставляю тренажеры, сделанные своими руками, которые помещены в коробку «Чудо - дыхание».  
«Волшебные стаканчики» - тренажер развивает плавный ротовой выдох, учит экономно расходовать воздух на выдохе. При этом у ребенка развивается еще и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Оборудование: бумажные стаканчики 4шт (вставляется один в другой и склеиваются), коктейльные трубочки 2 шт., перчатки медицинские 2 шт., декорация перчаток (фомирант мягкий тонкий (цветы) цветная бумага и самоклеящаяся бумага.
Варианты игры: Ребенку предлагается надуть перчатку, одетую на стакан с помощью коктейльной трубочки, цветочки завяли давай их оживим, и затем их сорвать т.е подуть сильнее, чтоб перчатка слетела со стакана, и так же с зайчиком, давай разбудим зайчика, и второй вариант, покажи, как он далеко прыгнет. 
 
«Забавные вертушки» - тренажер развивает плавный продолжительный выдох.
Оборудование: синий трактор (ламинированная картинка) колеса, разрезанные по кругу (немного загнуты разрезы), солнышко картинка (загнутые лучики)
 3 кнопки (гвоздики цветные), коктейльная трубочка. Все эти картинки занимают одну сторону коробки «Чудо дыхание».
Варианты игры: Ребенку предлагается дуть на колеса трактора, чтоб он поехал, от струи воздуха, колеса начинают крутится, сначала подуй на одно большое затем на маленькое колесо, а, далее на солнышко, чтобы оно показало путь, и солнышко тоже крутится, так же, можно вспомнить песенку про синий трактор либо заклички и стихи про солнышко.
«Воздушные лабиринты» - тренажер способствует укреплению дыхательных мышц, стимуляции работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечивает вентиляции легких во всех его отделах.  При этом у ребенка развивается еще и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Оборудование: рельефный картон, коктейльные трубочки, и легкий мячик. Коктейльные трубочки приклеиваются на картон разными способами лабиринтов, а также арки из рельефного картона. 
Варианты игры: Ребенку предлагается сначала пройти самый легкий лабиринт, (прямой) затей второй зигзагом и третий лабиринт сложный нужно набрать большое количество воздуха, чтоб преодолеть три арки сразу на одном выдохе. А также 2 лабиринта одинаковые можно устроить соревнование кто быстрей его пройдет, тем самым соблюдая правила дыхания. (вдох только через нос, выдох через рот)
«Сезонная буря» («Листопад», «Снегопад», «Дождик») -  тренажер развивает сильный ротовой выдох, обучает умению дуть через трубочку, активизирует губные мышцы, способствует формированию правильной, непрерывной воздушной струи.
Оборудование: 3 прозрачных бутылки с широкой крышкой, (картинки на бутылках – снеговик, осеннее дерево и тучка с капельками) по 3 коктейльных трубочки, наполнитель (пенопласт, цветная бумага виде листочков и капелек дождя)
Варианты игры: Ребенку предлагается сначала узнать какое время года, например зима, и выбрать бутылочку снегопад и раздуть снегопад, затем спросить какое время года ему нравится и какие явления можно увидеть, осенью и предложить устроить листопад итд. В эти тренажеры могут играть как один ребенок, так и 3 сразу, кто быстрее разгонит бурю. 
«Футбол» -  тренажер полезен для развития речевого дыхания у детей. Конкретнее - для формирования сильного и плавного ротового выдоха.
Оборудование: футбольное поле, кладется в крышку коробки «Чудо-дыхание» (фетр зеленого цвета с разметкой) ворота (пластиковые контейнеры) легкий пенопластовый шарик и 2 шт. коктейльные трубочки.
Варианты игры: для игры нужны два игрока, ребята должны забить гол сопернику с помощью плавного длительного выдоха.
Первый вариант с помощью коктейльной трубочки, а второй просто плавного сильного выдоха губами сжав губы трубочкой. Выигрывает тот, кто больше забьет голов.
«Прожорливые овощи и фрукты» - тренажер развивает глубокий вдох и длительный плавный выдох.
Оборудование: ламинированные картинки фруктов и овощей (на липучках), мягкие помпоны разного цвета, коктейльная трубочка.
Варианты игры: Ребенку предлагается выбрать овощ или фрукт, а затем накормить помпонами, например, яблоко (только красные помпоны выбрать) а можно и выбрать разные помпоны какие нравятся, и с помощью коктейльной трубки их сдут в рот фрукту (овощу).
«Кто спрятался?» -  тренажер развивает целенаправленную воздушную струю при постановке свистящих звуков.
Оборудование: прицеп ламинированная картинка(со шторкой из фомиранта), животные на липучках и коктейльная трубочка.
Варианты игры: Ребенку предлагается узнать кто из животных едет в прицепе, с помощью коктейльной трубочки выдувая на шторку узнать, кто спрятался, на прицепе животные на липучках, можно сначала спрятать одного животного, а можно и двух сразу. Можно прятать не только животных, но и цифры, буквы, и другие картинки.
«Посади поляну цветов» - тренажер формирует у детей плавный длительный выдох. С помощью коктейльной трубочки, нужно посадить цветочки на полянку.
Оборудование: полянка (зелёный фетр) цветы одуванчики (сделанные из желтой салфетки) розы (из фомиранта) коктейльные трубочки.
Варианты игры: Ребенку предлагается посадить цветочки на полянке, например, сначала только розы, а затем одуванчики все вместе или только розы, или только одуванчики, а также сорвать цветочки с полянке, в этот тренажёр могут играть от 1 до 5 детей.
«День рождения» -  тренажер упражняет в развитие певческого дыхания.
Оборудование: торт (из фомиранта приклеенный к коробке) и свечи, вырезанные в коробке, ярлычки –язычки (дуделки).
Варианты игры: Ребенку предлагается задуть свечи на торте, а другим ребятам подудеть на язычках. Такой тренажер очень интересен если у ребенка день рождение и использовать его перед караваем, тем самым подготовится к пению. А также, например, день рождение у куклы Маши.
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста при помощи различных тренажеров по речевому дыханию позволяет: сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. Увеличит количество произнесенных слов на выдохе. Выработает четкую и внятную речь. Достигнет координации дыхания, речи и движений. Повысит эффективность коррекции звукопроизношения. 
 
 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 114» Тренажеры для развития речевого дыхания Выполнила: Чиглинцева Л.И. г. Оренбург, 2023г.

Слайд 2

« Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия». К.С. Станиславский У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова.

Слайд 3

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний.

Слайд 4

Цель: Формирование у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.

Слайд 5

Задачи : Формировать навыки правильного речевого дыхания; Укреплять мышцы лица и грудной клетки; Профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; Повышать умственную работоспособность детей; Нормализировать звукопроизношение и просодических компонентов речи.

Слайд 6

Параметры правильного ротового выдоха: выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; выдох происходит плавно, а не толчками; во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос; выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Слайд 7

Продолжительность игровых упражнений: 5 – 8 минут в проветриваемом помещении; упражнение повторяется 3 – 5 раз; дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова; обязательно чередовать с другими упражнениями.

Слайд 8

«Чудо-коробка» для развития речевого дыхания Фото коробки тренажеров

Слайд 9

Тренажер «Футбол» Цель тренажера: развитие речевого дыхания у детей. Конкретнее - для формирования сильного и плавного ротового выдоха. Фото крышка от коробки в ней ламинированое футбольное поле, плюс дополнительно ворота и мячик трубочки

Слайд 10

Тренажер « Ветерокщ 9 9 щщщщщщ 99999999 Тренажер « Посади полянку цветов » Цель тренажера: формирование у детей плавного длительного вдоха. С помощью коктейльной трубочки, нужно посадить цветочки на полянку. Фото с полянкой цветов розочки и одуванчики

Слайд 11

Тренажер «Прожорливые овощи и фрукты » Ц ель тренажера: развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха. Фото гусеницы с мультфильма Лунтик Фото фрукты клубника апельсин итд

Слайд 12

Тренажер «День рождения» Цель тренажера: упражнение в развитие певческого дыхания. Фото торта на коробке Фото праздничные язычки доделки

Слайд 13

Тренажер буря: «Листопад», «Снегопад», «Дождик». Цель тренажера: развитие сильного ротового выдоха, обучение умению дуть через трубочку, активизация губных мышц, для формирование правильной, непрерывной воздушной струи. Фото три контейнера с картинками дерево осенние , снеговик, тучка

Слайд 14

Тренажер «Воздушный лабиринт» Цель тренажера: формирование и укрепление дыхательных мышц, стимуляции работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечивает вентиляции легких во всех его отделах. Фото лабиринты из коктейльных трубочек, возможно шнурки , как вариант и палочки

Слайд 15

Тренажер « Волшебные стаканчики» Цель тренажера: развитие плавного ротового выдоха, учит экономно расходовать воздух на выдохе Фото волшебных стаканчиков (перчатка и трубочка) зайчик, кустик с цветами

Слайд 16

Тренажер «Забавные вертушки» Цель тренажера: развитие плавного продолжительного выдоха. Фото трактор, колеса крутятся , солнышко, летящий вертолет

Слайд 17

Тренажер «Кто спрятался?» Цель тренажера: развитие целенаправленной воздушной струи при постановке свистящих звуков. Фото прицепа сторона коробки куба ( картинки, на липучках –животные, корова ,барашек, итд .)

Слайд 18

Р езультат Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста при помощи различных тренажеров по речевому дыханию позволяет : сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. Увеличит количество произнесенных слов на выдохе. Выработает четкую и внятную речь. Достигнет координации дыхания, речи и движений. Повысит эффективность коррекции звукопроизношения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер для упражнения на дыхание (авторское пособие)

ТРЕНАЖЁР ДЛЯ  УПРАЖНЕНИЙ НА ДЫХАНИЕ.Методика упражнения:Вдыхать воздух носиком, не поднимая плеч, в \'животик\'- диафрагму, и, спокойно выдувать через рот тонкой струйкой на снегирей и снежинок. Он...

Использование логопедического тренажера "Дельфа"для развития дыхания

Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к заняти...

Использование компьютерного тренажера «Здоровое дыхание БОС», как один из эффективных методов психокоррекционной работы с детьми с СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство у детей. Проблема гиперактивности актуальна  на уровне практической помощи детя...

Тренажер для дыхания

Коллеги, предлагаю Вашему вниманию два тренажера для работы над формированием правильного выдоха и  укрепления мышц артикуляционного аппарата.Первый вариант. Игра "Футбол" — ...

Тренажер для дыхания

На подготовку правильного выдоха логопеды уделяют немало времени. Поэтому важно разнообразие, чтобы ребенку занятия были интересны. Предлагаю новые варианты тренажеров!Данные тренажеры для дыхани...

Тренажер для дыхания "Воздушная карусель"

Тренажёр для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата для дошкольников.Совместная конкурсная разработка группы педагогов Погодаева Ирина Викторовна, Проскурякова Ксения Евгеньевна, Тюменев...

Тренажер на дыхание "Подснежники"

Игровое занятие с детьми 3-4 лет.Цель: формирование правильного носового дыхания , плавного длительного выдоха.Оборудование: изображение подснежников спрятанных под снегои "белой тонкой бумагой&q...