РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья

Юлова Алена Игоревна

Юлова Алена Игоревна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний Новгород

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

 

«Источники способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

 

          Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

          Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение для развития ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motorika.ispr_.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Юлова Алена Игоревна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний Новгород

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

«Источники способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение для развития ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь.

Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе.

В настоящее время много говорят о зависимости между движениями пальцев рук и формировании речи ребенка.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки.

Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.

Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

С развитием мелкой моторики дети раннего возраста учатся координировать движение рук (пальцев), их гибкость и подвижность, происходит стимуляция и усовершенствуется речевая и общая двигательная активность, тренируется память, пространственное мышление, воспитание эмоциональной выразительности.

Существуют различные способы развития мелкой моторики:

1. Ежедневный и тщательный массаж кистей рук: разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, предплечья. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии.

2. Лепка из разных материалов (соленое тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев. Лепка также способствует улучшению речи.

3. Игры с крупами: перебирать в разные емкости, пересыпать, перемешивать. В коробку с фасолью (горохом) можно спрятать игрушки, чтобы ребенок руками их выискивал. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

4. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры активизируют работу головного мозга, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

5. Игры-шнуровки – различные развивающие игрушки прекрасно развивают мелкую моторику рук, например пришнуровывать яблоко к колючкам ежика.

6. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание, застегивание, перебирание пальцами. Ребенок будет тренировать пальчики, развивать сообразительность.

#1055;азлы, мозаики, пирамидки, кубики, конструктор – развивают внимательность, сообразительность, творческие способности, скоординированную работу глаз и кистей, нужную нам моторику.

#1056;исование и раскрашивание. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области положительно влияют на развитие ребенка.

#1040;ппликация из бумаги или ткани тренирует ловкость рук, учит аккуратности, терпению, активно тренирует важные отделы мозга.

#1052;узыкальные инструменты с кнопками и клавишами прекрасно развивают мелкую моторику.

#1048;гры с куклами, например, ребенок одевает-раздевает куклу, совершает много мелких движений пальчиками.

Польза от таких занятий очевидна. Точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию. Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста. Чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребенок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить. Мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут его движения, тем и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Список используемой литературы:

1. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – №5.

2. Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,#1089;.

3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.»-3г./В. Гербова - М.: Мозаика -Синтез,#1089;.

4. Маланка, Е.Г. Развитие внимания, памяти, речи/Т.Г. Маланка. -М.: Эксмо,#1089;.

5. Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,#1089;.

6. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3лет/Е.А. Янушко. - М.:Эксмо,#1089;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...