РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья
Юлова Алена Игоревна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний Новгород
РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
«Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение для развития ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_motorika.ispr_.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлова Алена Игоревна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний Новгород
РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
«Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение для развития ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь.
Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе.
В настоящее время много говорят о зависимости между движениями пальцев рук и формировании речи ребенка.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки.
Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.
Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
С развитием мелкой моторики дети раннего возраста учатся координировать движение рук (пальцев), их гибкость и подвижность, происходит стимуляция и усовершенствуется речевая и общая двигательная активность, тренируется память, пространственное мышление, воспитание эмоциональной выразительности.
Существуют различные способы развития мелкой моторики:
1. Ежедневный и тщательный массаж кистей рук: разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, предплечья. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии.
2. Лепка из разных материалов (соленое тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев. Лепка также способствует улучшению речи.
3. Игры с крупами: перебирать в разные емкости, пересыпать, перемешивать. В коробку с фасолью (горохом) можно спрятать игрушки, чтобы ребенок руками их выискивал. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
4. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры активизируют работу головного мозга, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
5. Игры-шнуровки – различные развивающие игрушки прекрасно развивают мелкую моторику рук, например пришнуровывать яблоко к колючкам ежика.
6. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание, застегивание, перебирание пальцами. Ребенок будет тренировать пальчики, развивать сообразительность.
#1055;азлы, мозаики, пирамидки, кубики, конструктор – развивают внимательность, сообразительность, творческие способности, скоординированную работу глаз и кистей, нужную нам моторику.
#1056;исование и раскрашивание. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области положительно влияют на развитие ребенка.
#1040;ппликация из бумаги или ткани тренирует ловкость рук, учит аккуратности, терпению, активно тренирует важные отделы мозга.
#1052;узыкальные инструменты с кнопками и клавишами прекрасно развивают мелкую моторику.
#1048;гры с куклами, например, ребенок одевает-раздевает куклу, совершает много мелких движений пальчиками.
Польза от таких занятий очевидна. Точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию. Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста. Чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребенок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить. Мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут его движения, тем и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Список используемой литературы:
1. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – №5.
2. Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,#1089;.
3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.»-3г./В. Гербова - М.: Мозаика -Синтез,#1089;.
4. Маланка, Е.Г. Развитие внимания, памяти, речи/Т.Г. Маланка. -М.: Эксмо,#1089;.
5. Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,#1089;.
6. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3лет/Е.А. Янушко. - М.:Эксмо,#1089;.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста(1-3лет)
консультация для родителей...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...
Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...
Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...