Развивающая среда группы для детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Бабарика Алена Александровна

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. В статье рассматриваются задачи к особенностям организации предметно-пространственной среды с учетом инновационных задач ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Представлены цели организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС), функции развивающей образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 СП г. Челябинска»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Развивающая среда группы для детей дошкольного возраста (на примере 2 младшей группы)»

Выполнила:

воспитатель МАДОУ ДС №47,

Бабарика Алена Александровна,

г. Челябинска

                                           г. Челябинск, 2023 г.

Содержание

 

1. Принципы конструирования    предметно - развивающей среды. 

2. Предметная развивающая среда – как основа обеспечения комфортных условий образования и воспитания детей в ДОО.

3. Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе.

4. Использование предметно – пространственной среды при реализации здоровьесберегающих технологий в младшей группе. 

5. Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принципы конструирования    предметно - развивающей среды

     Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

         Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Исходя из данных концепций, при создании предметно - развивающей среды педагогам необходимо учитывать принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждения, изложенных в «Концепции по дошкольному воспитанию»

Рассмотрим данные принципы.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии             

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции "сверху", а ребенок — "снизу". Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый "диктует" свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа "глаза в глаза".

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослого — свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой" дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.

В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Нам представляется, что эта — последняя из перечисленных здесь "дистанция" взаимодействия детей и взрослых оптимальна для большинства детских занятий.

 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

         По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе результативной настоящей деятельности и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. Для этих целей используются различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т.д.). Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

Пример: На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен - «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды          

  Среда развития стимулирует детей к активной деятельности с теми предметами, игрушками, которые привлекают своей формой, цветом. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. При этом важным моментом является учет половозрастной характеристики детей группы. Если в группе больше мальчиков, то целесообразнее отвести большее пространство группы для работы с напольным конструктором, машинами. Если больше девочек, чаще разворачивается игра в «семью», «больницу», «магазин», поэтому большую часть группы необходимо наполнить соответствующими играми и пособиями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования 

При рассматривании этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную связан с предыдущим принципом стабильности - динамичности, но и в какой - то степени перекрывает его, особенно в той части, где представлена динамичность развивающей среды. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит каждому ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматривание иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д. Эти помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный, настрой, чтобы дети могли их использовать для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношений в мире — от ценностей до антиценностей. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Для гибкого зонирования могут быть с успехом использованы пустующие плоскости здания. Среда должна представлять единый комплекс: цветовой, звуковой, кинестетической (движение, осязание, обоняние и др.) модальностей. Каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь друг с другом. 

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

         Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давая им возможность осуществлять разнообразные движения. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем (природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей. Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо создать ему условия отдыха от общения, поэтому в группе должна быть зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., тем самым мы создадим условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.                                                                        

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды                                                         

      Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов, созданные руками педагогов, родителей. При этом необходимым условием созданных экспонатов является их художественная красота, чувство вкуса. Интерьер группы должен меняться. Например, при знакомстве дошкольников с народным творчеством (гжель, хохлома, дымка и др.) педагогу целесообразно ввести в предметно - развивающую среду предметы, игрушки по данной теме. Именно тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством, закрепить основные признаки росписи.  Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.                                                    

Украшением группы может стать подвесная среда, которая создается с учетом возраста детей, периода прохождения определенных тем реализуемой программы. Подвесная среда группы позволяет не только внести в дизайн помещения красоту и новизну, но и проводить работу по закреплению пройденного материала.                                             

Так, например, в младшей группе с целью освоения сенсорных эталонов, можно подвесить птичек (бабочек, снежинки, листочки), различных по цвету, размер. В старших группах для закрепления знаний о перелетных и зимующих птицах, можно подвесить рисунки птиц в разных уголках группы, для закрепления геометрических фигур - разместить их в разных уголках группы и использовать для закрепления, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

7. Принцип открытости - закрытости                                    

Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Данный принцип представляется в нескольких аспектах:

 Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующие единству человека и природы. Важно использовать в группах цветы, используя растения с учетом их разрешения использования в детских учреждениях, осуществляя расстановку, исходя из предпочтений различных растений.

 Во-вторых, это открытость культуре. Элементы культуры - настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещения, а должны органически входить в дизайн интерьера.

 В-третьих, это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия "МОЙ ДОМ". Представители, проявляющие желание принять участие в организации и функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители.

  В-четвертых, открытость своего «Я». Среда формируется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Возраст от 3 до 7 лет -замечательный возраст, в котором ребенок формируется как личность. У него начинается складываться Я - концепция - динамическая система представления о самом себе, которая включает в себя:                                                  

 -сознание своих физических и интеллектуальных свойств;                                

 - самооценку;

- субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.                                                                                                              

Я - концепция формируется под воздействием жизненного опыта, детско-родительских отношений. И так как опыт у ребенка невелик, то нужно и важно помочь ребенку в формировании Я - образа, при этом, обращая особое внимание на умение ребенком распознавать свои положительные качества личности, помогающие в общении с другими членами общества.                                                                             

 Обратить внимание на умение ребенка оценить свое состояние, настроение, дать собственную оценку выполненной деятельности поможет педагогу «Уголок настроения». На стенде «Уголок настроения», ребенок показывает свое эмоциональное состояние, свою самооценку деятельности. Тем самым дает возможность педагогу проследить комфортность пребывания ребенка в определенный временной промежуток.

В среде развития обязательно должны быть зеркала, чтобы ребенок мог не только разглядеть себя, но и своего друга, сравнить и определить, чем он похож, а чем отличается от своего сверстника. Также наличие зеркала в группе помогает педагогу осуществлять привитие культуры внешнего вида у  ребенка.                                                                                                      

Особое внимание педагог должен уделить и периодичности выставления работ детей на «стене творчества», что позволит ребенку познакомиться с работами других детей, выделить лучшее произведение. При этом, необходимо помнить, что в течение года, работа каждого ребенка должна быть размещена на «Стене творчества»!

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей                          

Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными, прежде всего, для них, но по содержанию должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда развития должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.

 

2.Предметная развивающая среда – как основа обеспечения комфортных условий образования и воспитания детей в ДОУ.

 

         Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

    Цель создания комфортной развивающей предметно- пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.        Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:                                                                   - интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;  - физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную   активность       детей;   -игрового   развития;  -экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных      форм; -компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение. Обе концепции взаимодополняют друг друга.  В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой – содержательный. Развивающая предметно-пространственная среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению каких-либо потребностей. Развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о ребенке,  эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми одного возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.).

    Необходимо учитывать ряд требований по созданию комфортной предметной         среды:                                                                                             - в среде  должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрасте;                                                                                                                     - тематика должна быть разнообразной,  весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов; 

-в групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но      новые         компоненты.                                                                                 - среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.

  В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:                                                                                                                     

- для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) которые реализуются в центрах (зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий; - для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

    Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве         групповых  помещений         должно:                                       - быть рационально – логичным и удобным для детей (библиотечку, настольно–печатные  игры  уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, живые растения –  интеллектуальный         отдых);                                                                              - отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

   Таким образом, комфортная предметно-пространственная среда развития – это организация пространства, использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.

 

3.Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Дети возраста 3-4 лет, плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. 

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.                                                

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей.

 Оснащение музыкально- театрального уголка для 2-ой младшей группы

1.   Различные виды театра: театр картинок («Три поросенка», «Колобок» и др., театр петрушек «Заячья избушка», театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

2.   Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

3.   Маленькая ширма для настольного театра.

4.   Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

5.   Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

6.   Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — маракасы, колокольчики, пианино, ксилофон, бубен, барабан.

 Оснащение книжного уголка для 2-ой младшей группы

         Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию  и        т.д.
         В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

 Оснащение экологического уголка для 2-ой младшей группы

1 -для простейшей экспериментальной деятельности имеется: песок, дерево, фольга, различные колбы, лупы, трубочки, пипетки, стаканчики...

2 - многообразие бросового природного материала: косточки, семечки, различные крупы, перья, семена, шишки, жёлуди, листья с разных деревьев, кора, камушки, ракушки...

3 - различные дидактические игры: например, "Круглый год", "Где чей домик?", "Кто где живёт?", "Времена года", "Ассоциации" и многие другие.

4 - разнообразные наглядно - дидактические пособия: "Что перепутал художник?", "Как появляется бабочка?", "Овощи", "Фрукты", "Обитатели морей и океанов", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Перелётные птицы", "Что растёт в саду, в огороде и в поле"...

5 - подборка серии книг и энциклопедий о животных и растениях: "Удивительные животные", "Загадки о животных и растениях", "Животный мир"...

6 - картотеки сезонных наблюдений

7 - альбомы для рассматривания : "Птицы разных стран мира", "Домашние птицы", "Насекомые", "Полевые цветы", "Ядовитые растения"...

8 - так же имеются различные плакаты с изображением диких и домашних

 Оснащение сенсорного уголка для 2-ой младшей группы

  1. Для развития мелкой моторики

 Пирамидки, окрашенные в основные цвета;

 Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика;

Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы;

Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы);

 Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»);

  1.  Для восприятия формы и величины

Набор геометрических тел для сериации по величине;  

Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине;

Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.

  1. Для восприятия цвета

Набор цветных палочек, дидактические игры по теме;

Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина);

Бусы, ленточки, прищепки, мячики;

4. Для восприятия звуков

 Звучащие инструменты (колокольчики, пищалки, трещотки);

5. Для тактильных ощущений

 Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)

Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

         Уголок конструирования (строительный уголок), 

Сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, но достаточно мобилен, т.к находиться в коробах на колесиках и дети могут передвигать их в любую зону группы. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам; кубики; схемы и чертежи построек, наборы игрушек, позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

 

4.Использование предметно – пространственной среды при реализации здоровьесберегающих технологий во 2 младшей группе

         Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

         Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно – воспитателями мы уделяем особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных приемов и методов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Ежедневно в своей работе мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:

1.     Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Её можно провести как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.

 2. Дыхательная гимнастика проводится так же ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.

 3. Подвижные и спортивные игры Подвижные игры проводятся и на прогулке, и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

4. Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

 Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление всего организма и отдельных частей тела. Для работы мы используем спокойную классическую музыку, например: звуки природы или белый шум. Детям очень нравится выполнять такие упражнения.

     Таким образом, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально устойчивых условий пребывания ребёнка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1)  Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 2011 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")

2)  Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2011. - 696 с.

3)  Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М.: Центр инноваций в педагогике, 2015. - 64  с.

4) Ясвин В.А. Я 804 Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2010. — 365 с.

5) Володина И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС / И.А. Володина // Молодой ученый. – 2015. №11. – с. 1301-1304.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста

Как же создавать в семье развивающую среду?...

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста

В помощь родителям для организации предметной развивающей среды дома для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Презентация поможет воспитателям оформить в группе центр "Безопасность дорожного движения".В каждой возрастной группе должен быть такой центр в соответствии с программными требованиями   группы. ...

Статья «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». (советы для родителей)

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное восп...

Совершенствование предметно-развивающей среды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в группе ДОУ

Цель этапа: внесение изменений в предметно-развивающую среду младшей группы ДОУ с целью развития изобразительной деятельности детей.В своем исследовании мы исходили из понимая того, что эффективность ...

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития в условиях образовательного комплекса...

Статья на тему: «Предметно- развивающая среда дома для детей дошкольного возраста.»

Дорогие родители, для создания предметно- развивающей среды дома рекомендуем: 1. Сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие...