Игры с крупами для развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
статья
Юлова Алена Игоревна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний Новгород
Игры с крупами для развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
Крупы - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует исполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.
Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкость и начинает говорить. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krupy.docx | 18.05 КБ |
statya_krupy.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлова Алена Игоревна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний Новгород
Игры с крупами для развития мелкой моторики и речи.
Крупы - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует исполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.
Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкость и начинает говорить. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.
Развивать мелкую моторику рук надо с самого раннего возраста.
Для развития моторики рук создано много специальных игрушек.
Шнуровки, пазлы, всевозможные конструкторы, пирамидки, мозаики, вкладыши. В современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития мелкой моторики рук, сделанные своими руками, в которых используются подручные средства и бытовые предметы.
Крупа - это очень полезный и приятный материал для игр с детьми.
Игры с крупами положительно сказываются на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии.
В какие игры можно поиграть с крупой?
Для развития мелкой моторики и развития речи.
- «Найди игрушки»- спрятать в любую крупу мелкие игрушки попросить найти их.
- «Пересыпание»- дать ребенку ложку и две емкости с крупой и пустую, и показать, как ложкой можно пересыпать крупу из одной посуды в другую. Данная игра очень хорошо помогает приобрести навык самостоятельного пользования ложкой.
- «Сортировка» взять небольшое количество фасоли и гороха, перемешать их и предложить разделить и разложить их на разные тарелочки, можно сортировать по форме (горох, круглый, фасоль овальная), по цвету (белая и темная фасоль).
- «Рисование на крупе»- самый объемный вид игр с крупами. Рисовать можно на манке, песке, пшене. Нам понадобится поднос или любая ровная поверхность (крышка от коробки) с бортиками, чтобы крупа не высыпалась. Насыпаем крупу и распределяем ее ровным слоем по все плоскости. Рисовать можно все, от простых линий, до сюжетных картинок. Сначала можно предложить малышу нарисовать к солнышку лучики, тучки, дождик и цветочки и.т.д.
- «Тренажер для развития речи»- при помощи трубочки для коктейля можно дуть на манку, чтобы обнаружить под манкой наклейку с рисунком (которую предварительно нужно приклеить и закопать). Ребенок в восторге от находки, мама в восторге от развития речи.
- «Волшебные картинки»- можно на месте бумаги нарисовать картинку, а затем нанести клей ПВА, потом посыпать крупой, излишки стряхнуть. Такие игры позволяют детям овладеть важным движением, как «щекотка».
- «Прячем ручки»
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
- «Вкусная кашка.»
Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите мишку, зайку, куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу?! Ах! Какая вкусная кашка!». Через некоторое время обратите внимание ребенка, что она разбухла.
- «Готовим кашу из манки и гречки.»
Соединяем крупу вместе. Мешаем ложкой крупы — готовим кашу. Кашей можно покормить из ложечки мишку, кукол. С помощью сита просейте крупы: манка просеется в тарелку (поднос), а гречка останется внутри сита. Пусть малыш тоже попробует просеять манку, а потом пальчиками порисует на ней.
- «Развитие тактильных ощущений.»
Запаситесь несколькими непрозрачными маленькими мешочками. Насыпьте в них разную крупу. Затем насыпьте те же виды круп в открытую посуду. Предложите малышу потрогать крупу в открытой емкости, а затем найти такую же в закрытом мешочке
- «Мешочки с крупой.»
Дайте ребенку насыпать ложкой в один мешочек манку, а в другой гречку. Туго завяжите мешочки, чтобы малыш не мог их развязать. Просим ребенка определить на ощупь в каком мешочке гречка, а в каком манка. Пусть малыш перекатывает мешочки в ладонях — крупа будет массировать ручки через ткань. Через несколько занятий ребенок будет на ощупь легко отличать крупы друг от друга. Предлагаем ребенку пересыпать фасоль в мешочек, после этого туго завязываем его. Теперь малышу надо определить в трех мешочках, где манка, гречка и фасоль. Не убирайте далеко мешочки после занятия, пусть они будут на видном месте, чтобы ребенок при желании перебирал их и развивал свои тактильные ощущения.
- «Бусы из макарон.»
Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.
- «Форма, цвет.»
Возьмите макароны разного цвета, формы, перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макаронины, чтобы у ребенка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке», «бантик к бантику» или «красная к красной, зеленая к зеленой». Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.
Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.
Игр с крупами очень много. Все зависит от вашей фантазии. Крупы можно использовать для пластилиновых картинок и фигурок. Вдавливать крупинки в пластилин одно удовольствие. Сыпать крупинки, как будто солим что-то. Перед тем, как ваш ребенок начнет играть с крупой. Надо постелить клеенку, чтобы потом легко можно было собрать крупу. Очень важный момент, когда ваш малыш играет с крупами, не оставляй его без присмотра. Бросать крупинки через узкое отверстие в бутылке, слушая звуки. Важно после таких игр ребенка включать в процесс уборки за собой. Во-первых, он понимает, как собрать крупу, а во-вторых, он понимает, что сам должен прибирать последствия своих игр, а это может помочь в будущем в сборе игрушек и уборки комнаты. Пусть малыш воспринимает уборку, как часть игры, а не как скучное обязательное занятие.
Предварительный просмотр:
Юлова Алена Игоревна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №119», г. Нижний Новгород
Игры с крупами для развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
Крупы - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует исполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.
Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться и начинает говорить. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.
Развивать мелкую моторику рук надо с самого раннего возраста.
Для развития моторики рук создано много специальных игрушек.
Шнуровки, пазлы, всевозможные конструкторы, пирамидки, мозаики, вкладыши. В современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития мелкой моторики рук, сделанные своими руками, в которых используются подручные средства и бытовые предметы.
Крупа - это очень полезный и приятный материал для игр с детьми.
Игры с крупами положительно сказываются на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии.
В какие игры можно поиграть с крупой для развития мелкой моторики и развития речи?
- «Найди игрушки» - спрятать в любую крупу мелкие игрушки и попросить найти их.
- «Пересыпание» - дать ребенку ложку и две емкости - с крупой и пустую, и показать, как ложкой можно пересыпать крупу из одной посуды в другую. Данная игра очень хорошо помогает приобрести навык самостоятельного пользования ложкой.
- «Сортировка» - взять небольшое количество фасоли и гороха, перемешать их и предложить разделить и разложить их на разные тарелочки, можно сортировать по форме (горох, круглый, фасоль овальная), по цвету (белая и темная фасоль).
- «Рисование на крупе» - самый объемный вид игр с крупами. Рисовать можно на манке, песке, пшене. Нам понадобится поднос или любая ровная поверхность (крышка от коробки) с бортиками, чтобы крупа не высыпалась. Насыпаем крупу и распределяем ее ровным слоем по всей плоскости. Рисовать можно все, от простых линий до сюжетных картинок. Сначала можно предложить малышу нарисовать к солнышку лучики, тучки, дождик и цветочки и.т.д.
- «Тренажер для развития речи» - при помощи трубочки для коктейля можно дуть на манку, чтобы обнаружить под манкой наклейку с рисунком (которую предварительно нужно приклеить и закопать). Ребенок в восторге от находки, мама в восторге от развития речи.
- «Волшебные картинки»- можно на месте бумаги нарисовать картинку, а затем нанести клей ПВА, потом посыпать крупой, излишки стряхнуть. Такие игры позволяют детям овладеть важным движением, как «щекотка».
- «Прячем ручки»- взять большую миску,
высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
- «Вкусная кашка»
Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите мишку, зайку, куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу?! Ах! Какая вкусная кашка!». Через некоторое время обратите внимание ребенка, что она разбухла.
- «Готовим кашу из манки и гречки»
Соединяем крупу вместе. Мешаем ложкой крупы — готовим кашу. Кашей можно покормить из ложечки мишку, кукол. С помощью сита просейте крупы: манка просеется в тарелку (поднос), а гречка останется внутри сита. Пусть малыш тоже попробует просеять манку, а потом пальчиками порисует на ней.
- «Развитие тактильных ощущений»
Запаситесь несколькими непрозрачными маленькими мешочками. Насыпьте в них разную крупу. Затем насыпьте те же виды круп в открытую посуду. Предложите малышу потрогать крупу в открытой емкости, а затем найти такую же в закрытом мешочке
- «Мешочки с крупой»
Дайте ребенку насыпать ложкой в один мешочек манку, а в другой гречку. Туго завяжите мешочки, чтобы малыш не мог их развязать. Просим ребенка определить на ощупь в каком мешочке гречка, а в каком манка. Пусть малыш перекатывает мешочки в ладонях — крупа будет массировать ручки через ткань. Через несколько занятий ребенок будет на ощупь легко отличать крупы друг от друга. Предлагаем ребенку пересыпать фасоль в мешочек, после этого туго завязываем его. Теперь малышу надо определить в трех мешочках, где манка, гречка и фасоль. Не убирайте далеко мешочки после занятия, пусть они будут на видном месте, чтобы ребенок при желании перебирал их и развивал свои тактильные ощущения.
- «Бусы из макарон»
Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.
- «Форма, цвет»
Возьмите макароны разного цвета, формы, перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макаронины, чтобы у ребенка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке», «бантик к бантику» или «красная к красной, зеленая к зеленой». Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.
Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.
Игр с крупами очень много. Все зависит от вашей фантазии. Крупы можно использовать для пластилиновых картинок и фигурок. Вдавливать крупинки в пластилин одно удовольствие. Сыпать крупинки, как будто солим что-то. Перед тем, как ваш ребенок начнет играть с крупой. Надо постелить клеенку, чтобы потом легко можно было собрать крупу. Очень важный момент, когда ваш малыш играет с крупами, не оставляй его без присмотра. Бросать крупинки через узкое отверстие в бутылке, слушая звуки. Важно после таких игр ребенка включать в процесс уборки за собой. Во-первых, он понимает, как собрать крупу, а во-вторых, он понимает, что сам должен прибирать последствия своих игр, а это может помочь в будущем в сборе игрушек и уборки комнаты. Пусть малыш воспринимает уборку, как часть игры, а не как скучное обязательное занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».
Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....
Перспективный план по теме: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста»
перспективный план по самообразованию на 2016-2017 год...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохра...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»
Данный мастер-класс адресован родителям детей раннегоо возраста. Используя нетрадиционное оборудование дома можно развивать мелкую моторику рук малышей, атем самым стимулировать развитие речи....
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»
Мастер-класс показывает родителям о важности развития мелкой моторики рук для развития речи детей. Здесь предлагаются игры с использованием нетрадиционного материала, что будет интересно как детям, та...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...