Проект "Шашки - лучшая игра"
проект (подготовительная группа)

Галиуллина Роуза Раильевна

Совместный проект с воспитателями и воспитанниками подготовительных групп,  их родителями, способствующий всестороннему развитию личности ребенка посредством обучения  интеллектуальной игре "Шашки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shashki_-_luchshaya_igra.docx151.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Дубна Московской области лицей №6 имени академика Г.Н.Флерова,

структурное подразделение – дошкольное отделение Детский сад «Радуга»

Проект

«Шашки – лучшая игра»

Описание: https://www.culture.ru/storage/images/35203f0043492d3ed10c60880559d399/f16cebb3360c8a01e5cfb64a440eb94e.jpeg

Разработала

инструктор по ФИЗО высшей квалификационной категории

Галиуллина Роуза Раильевна,

воспитатели подготовительных к школе групп

«Веселинка» и «Чудо-остров»

2023 год

Содержание:

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемый результат

4. Этапы реализации проекта

5. План мероприятий

6. Литература

7. Приложение

  1. ВВЕДЕНИЕ

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

В настоящее время задача  сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни является одной из значимых и приоритетных. 

Вырастить здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития. Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры.

«Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки, и нет ничего сложнее, чем научить играть в шашки правильно», - сказал один мудрый человек.  Шашки - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития. Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление, способствует развитию логики, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, влияет на творческие способности, улучшает память и помогает в обучении.

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех. Что же такое логическое мышление? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Проект «Шашки – лучшая игра»  поможет развить логическое мышление, смекалку, сообразительность у дошкольников.

Проект является:

по доминирующему методу - информационным, практико-ориентированным;

по продолжительности - среднесрочным.

При разработке содержания проекта учтены следующие принципы:

  • принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;
  • принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития;
  • принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;
  • принцип деятельного подхода к развитию личности;
  • принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;
  • принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности;
  • принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста ДОУ №26 «Радуга».  Участниками проекта являются: воспитатели и воспитанники подготовительных к школе групп, родители воспитанников.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Виды игр для детей очень разнообразны. Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Но компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении настольным интеллектуальным играм, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память. Шашки интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В ходе игры развиваются: психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе. Многие дети в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, а игра в шашки ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблема - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – это научить его игре в шашки и шахматы! Но проблема состоит в том, что родители имеют поверхностный интерес к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру. Реализуя проект «Шашки – лучшая игра», я хочу донести до всех участников данного проекта, что игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Воспитанники, обучающиеся этой игре, становятся собраннее, самокритичнее, привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Проект «Шашки – лучшая игра» направлен на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику дошкольного образовательного отделения. Игра в шашки в дошкольном отделении — это интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Таким образом, актуальность проекта подтверждают следующие аспекты:

  • негативная статистика по образу жизни детей и подростков (нездоровый досуг, растущие факторы риска и т.п.);
  • низкая мотивация к ведению здорового образа жизни, значимости культуры здоровья.

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Цель - создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка посредством обучения логической настольной игре «Шашки», обеспечивающих сохранение и укрепление его физического и психического здоровья.

Задачи:

Обучающие

  • познакомить детей с историей и правилами игры в шашки;
  • создать условия по повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах игры в шашки;
  • организовать сотрудничество с семьями воспитанников по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей и основ здорового образа жизни;
  • обучать умению использовать приобретенные знания и навыки на практике.

Развивающие

  • развивать умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • развивать такие качества детей как: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимание, волю, усидчивость, коллективизм;
  • тренировать память, внимание, наблюдательность; закреплять умение ориентироваться на плоскости;
  • развивать способности к самосозиданию и самовыражению;
  • способствовать повышению активности и общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния детей;

Воспитательные

  • воспитывать дух соревнования, соперничества в процессе игры, умение адекватно реагировать на проигрыш и радоваться победам товарищей;
  • сплачивать детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;
  • воспитывать у детей и родителей отношение к шашкам, как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную и творческую направленность.

Ожидаемый результат:

  • расширены знания детей об истории и правилах игры в шашки;
  • сформированы основы шашечной игры;
  • повышена компетентность педагогов и родителей в вопросах игры в русские шашки;
  • расширен словарный запас детей, связанный с игрой в шашки;
  • разработаны методические рекомендаций по игре в русские шашки;
  • организовано сотрудничество детского сада и семьи по укреплению здоровья ребенка, формированию основ здорового образа жизни;
  • улучшено физическое и психоэмоциональное состояние детей;
  • развиты умственные и творческие способности детей, умение работать в команде;
  • возрос интерес и желание родителей играть в совместные интеллектуальные игры с детьми;
  • сформировано умение использовать полученные навыки на практике.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта рассчитана на 16 недель: с 1 сентября 2023 года по

15 декабря 2023 года.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Подготовительно-проектировочный этап

Цель: формирование проблемы проекта. Определение цели и задач. Подбор методической литературы. Планирование основных мероприятий, подбор материала. Вовлечение педагогов ДОУ, детей и родителей  в работу над проектом.

сентябрь

2

Практический этап

Цель: реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей.

сентябрь – декабрь

3

Обобщающе - результативный этап

Цель: получение продукта и итогового мероприятия проекта.

Подведение итогов и определение перспективы на будущее.

декабрь

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительно-проектировочный этап

1

Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта: подбор методической литературы, бесед, консультаций, загадок, стихов о русских шашках, иллюстрированного и видео материала для детей.

Сентябрь

1-10

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели подготовительных групп.

2

Разработка и составление плана мероприятий.

3

Подбор наглядного материала и консультаций для педагогов и родителей.

Практический этап

1

Родительское собрание:

Консультация для родителей «Знает даже детвора – шашки – лучшая игра».

Анкетирование «Шашки в семье».

Приложение 1

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Правила игры в русские шашки».

Консультация для воспитателей «Секрет победы в русских шашках».

Мастер – класс для педагогов подготовительных к школе групп по игре в русские шашки «Как организовать игровое шашечное пространство для детей».

Изготовление информационного стенда «Шашки – семейная игра».

Изготовление  памятки для родителей «Как научить детей играть детей в шашки».

11-30

Сентября

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели подготовительных групп.

Инструктор по ФИЗО

2

Презентация для детей «Учимся играть в шашки».

Беседы:

- «Что мы знаем об игре в шашки. Знакомство с шашками».

- «Что такое шашки и откуда они появились».

- «Правила игры в русские шашки».

Чтение художественной литературы:

- стихи  и загадки о шашках;

- «Зайкины шашки»; «Про Сеню Ершова и Храбрика»; «Галка и шашки»;

- сказки о шашках.

Приложение 2

Выставка детских работ по теме «Разноцветная доска». 

Создание мини – музеев в группах «Эти необычные шашки».

Семейный конкурс «Лучший шашечный набор» (шашки из природного и бросового материала, можно связать шашечную доску и шашки из ниток, а также вылепить разнообразные шашки из соленого теста и т.п.).

Октябрь

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели подготовительных групп.

Домашнее задание: дети совместно с родителями делают шашечные наборы своими руками для мини-музеев группы.

3

Подведение итогов конкурса «Лучший шашечный набор», награждение победителей.

Настольно печатные дидактические игры: «Математическое лото», «Уголки», «Шашечные дорожки», «Кто больше назовет предметов, которые расположены вертикально (горизонтально)», «Развивающее лото».

Фотовыставка «Семейный шашечный турнир».

Групповые шашечные турниры.

1-3

Ноября

13-16

Ноября

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели подготовительных групп.

Домашнее задание

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели групп

4

«Межгрупповой шашечный турнир- 2023» с участием родителей.

 27

Ноября

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели подготовительных групп

5

Подготовка рисунков к выставке «Мир шашек глазами детей».

1-10

Декабря

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели подготовительных групп

Обобщающе - результативный этап

1

«Городской Новогодний шашечный турнир – 2023».

Фоторепортаж с праздника «Шашечный турнир»

12-15

Декабря

Инструктор по ФИЗО

Заключение

Работая над проектом, мы познакомили детей и родителей не только с историей возникновения игры в шашки, но и собрали очень интересные исторические факты. Дети получили как новые знания, так и занимательную деятельность. А родители получили знания и умения, как занимательно, без особых затрат, организовать детский досуг.

Некоторые родители узнали про игры: «Уголки», «Поддавки», уточнили правила игры в «Русские шашки»  и теперь играют с детьми дома.

У ребят возникло желание играть и побеждать в играх в шашки. Многие хотели участвовать в турнире по шашкам и усердно тренировались в группе и дома с  родителями.

Родители стали активными участниками проекта. Они с удовольствием познакомились с необычными музейными коллекциями шашек. Оригинальные наборы шашек придумали и изготовили родители из групп «Веселинка» и «Солнышко».  Самодельные шашечные наборы пользуются большим спросом у ребят, ежедневно они играют ими в шашки. Важная особенность мини-музеев - это участие в их создании и детей, и родителей. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

На этапах реализации нашего проекта мы сделали вывод:

- изменился взгляд родителей на обучение детей игре в шашки в дошкольном возрасте;

- вырос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми.

Таким образом, проект помог воспитателям и детям найти общие интересы, расширить кругозор. Проект благотворно повлиял на детей, дал новый толчок к совместным играм, в которых участвуют и мальчики, и девочки.

        

  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Волчек А.А. Шашечный практикум. Минск: Харвест, 2004.
  2. Галицкая Ю. Русские шашки для дошкольников / Дошк. воспитание – 10/ 2018, 83 с.
  3. Герцензон Б.В., Напреенков А.А. Шашки — это интересно. СПб.,1992.
  4. Городецкий В.Б. Книга о шашках. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  5. Костров В.В., Рожков П.П. Все о шашках Архангельск, 2012.
  6. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей изд. 2-е. Ростов Феникс, 2010.
  7. Погрибной В.К. Шашки для детей изд. 4-е. Ростов: Феникс, 2013.
  8. Юровский Е.М.,Кондратьева Л.П  «Зайкины шашки» - Спб.: Издательский дом  «Литера», 2001.

Список литературы, рекомендуемый родителям для обучения детей игре в шашки:

1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007

3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 1999.

4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.- М.: Владос, 2001

5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.- М.: Владос, 2001,

6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011

7. Авторская адаптационная образовательная программа «Волшебные шашки» Автор: Дубовец Светлана Николаевна;2009год.

8. Абулин В. И. Начала в шашечной партии. - М.: Физк. и спорт, 1982.

9. Погрибной В. Г. Шашки: сборник комбинаций. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 157.

10. Городецкий В. Борьба в середине партии. – М.: Физк. и спорт, 1965.

11. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для родителей на тему « Шашки в семье»

1. Какие настольные игры вы знаете?

2. Какие настольные игры предпочитает ваш ребенок?

3. Вы знакомы с игрой шашки?

а) да

б) нет

в) частично

4. Во сколько вы научились играть в шашки?

5. Играете ли вы с семьей в шашки?

а) да

б) нет

в) иногда

6. Как вы думаете, в каком возрасте можно начать учить ребенка играть в шашки?

7.Влияет ли игра в шашки на развитие ребенка? Как?

8. Как вы относитесь, если уже в детском саду начать обучать играть в шашки?

9. Ваш ребенок умеет играть в шашки?

а) да       в) частично

б) нет     г) не интересовался

10. В какой степени вы владеете игрой в шашки?

а) очень хорошо                 в) плохо

б) хорошо                             г) не умею

Приложение 2

Галка и шашки

Мама научила меня играть в шашки. Игра мне очень нравилась, но я почему-то всем проигрывал. Я проиграл восемь партий маме, пятнадцать папе, продул по две партии во дворе трём мальчикам и глуховатой бабушке, которая с утра до вечера сидела на лавочке и грызла семечки.

Когда я уже был готов смириться с положением «короля проигрыша», во двор вышла Галка со своим плюшевым щенком, которого называла Шурик.

– Привет! — сказал я. — Ты умеешь играть в шашки?

– Очень плохо! — призналась Галка. — Я всем проигрываю!

– Чудесно! — обрадовался я. — Проиграй и мне хотя бы одну партию. Пожалуйста!

– Мне некогда! — ответила Галка. — Нужно погулять с Шуриком!

– Погуляешь! — сказал я. — Проиграешь, и будешь гулять со своей собакой хоть до вечера!

– Надо посоветоваться с Шуриком, — сказала Галка и, подняв плюшевое ухо, стала что-то шептать собаке.

– Ну, и что сказал Шурик? — поинтересовался я.

– Шурик сказал, зачем играть, если всё равно проиграешь!

– А ты ему передай, что главное не победа! — подмигнул я. — Главное — участие!

И я быстро расставил шашки по клеточкам доски.

– Чур, я белыми! — сказала Галка.

Я согласился, но меня стали одолевать мрачные мысли. Если я выиграю у Галки, то все будут говорить, что у неё даже тупой выиграет. А если, не дай Бог, проиграю, то все скажут, что я тупее тупого, потому что у Галки даже тупой смог бы выиграть! И тут в мою голову пришла замечательная идея — дать Галке фору!

– Знаешь, Галка, — сказал я, — я подумал и решил дать тебе фору!

– Фору? — переспросила Галка. — А что это такое?

– А ты спроси у Шурика! — усмехнулся я.

Шурик не знал, и мне пришлось самому объяснять, что фора это что-то вроде игры в «Поддавки».

– Ну, что берёшь фору? — спросил я.

– Надо посоветоваться с Шуриком!

Пока она советовалась, я не стал тянуть время и убрал с доски две чёрные шашки.

– Хитренький! — закричала Галка. — Шурик тебя раскусил! Он сказал, если ты выиграешь, то все будут говорить, что я проиграла, несмотря на фору! А если проиграешь, то все скажут, что я выиграла, потому что ты уступил мне две шашки!

С этими словами Галка смахнула с доски две белые шашки!

– Много твой Шурик понимает! — сказал я. — Я даю тебе фору, не потому что я хитренький, а потому что ты самая глупая в нашем дворе!

И я убрал ещё две чёрные шашки.

– Что-о-о. — Галкины глаза полезли из орбит. — Я самая глупая? Куси его, Шурик! Фас! Фас!

Я улыбнулся и любезно подставил к пластмассовому носу Шурика указательный палец. Галка немедленно впилась в него ногтями.

– Ай! — я отдернул от игрушки руку. — Ты зачем щиплешься?

– Это не я! — сказала Галка. — Это тебя Шурик цапнул!

И она убрала с доски четыре белые шашки! Я стал впадать в отчаяние!

– Ну, Галочка! — стал уговаривать я её сладким голосом. — Ты же сама говорила, что всем проигрываешь. А я чем хуже остальных! К тому же ты меня не правильно поняла! Ты не глупая, а только чуть-чуть туповатая!

– Что. — возмутилась Галка. — Куси его, Шурик! Фас! Фас!

Наученный горьким опытом, я не стал подставлять Шурику палец. Вместо этого я так сильно тряхнул доской, что с неё слетели почти всё мои шашки. Осталась только одна чёрная шашка. Галка улыбнулась коварной улыбкой.

– Ладно, уговорил! Беру фору!

И она в два хода выиграла у меня единственную шашку.

В моей голове на какое-то мгновение всё смешалось одну большую кучу: шашки, лавочка, глуховатая бабушка, Галка и плюшевая собака с блестящими на солнце глазами-пуговицами.

– Давай сыграем ещё одну партию! — предложил я.

– Надо посоветоваться с Шуриком!

Само собой, Шурик посоветовал Галке больше не играть в шашки с глупым мальчишкой.

– Не расстраивайся! — сказала Галка. — Главное не победа! Главное — участие!

И, взяв Шурика подмышку, Галка пошла гулять, а я, закусив губу, стал собирать в коробку разбросанные по лавке шашки.

Мне казалось, что надо мной все смеются. Даже глуховатая бабушка улыбнулась. Потом она угостила меня семечками и сказала: «Не везёт в шашки — повезёт в любви!»

Это немного меня успокоило. Хоть в чём-то, но все-таки повезёт!

Сказка «Чудесная шашка»

 

Жил-был один солдат. Прослужил он двадцать пять лет. Когда кончилась двадцатипятилетняя служба, перестал он отдавать честь офицерам.

Однажды, когда он, проходя мимо офицера, не отдал ему чести, офицер подал жалобу в штаб. Солдата вызвали в штаб и спросили его:

— Почему ты не отдал чести офицеру?

— Я пришёл на службу двадцати лет, двадцать пять лет прослужил, неужели я, сорокапятилетний, буду отдавать честь двадцатилетнему? — отвечает солдат.

— Чего же желаешь в награду за двадцатипятилетнюю службу? — спрашивают его в штабе.

— Ничего мне не надо, отпустите только домой, — говорит солдат.

Отпустили его домой и дали за выслугу лет коня. В это время ещё не было железных дорог. Солдат оседлал коня и поехал.

Ехал-ехал и очутился в глубине дремучего леса. Видит, лежит поперёк дороги змея длиной около трёх саженей. Не успел солдат опомниться, как змея обвилась вокруг его шеи.

— Я прослужил двадцать пять лет в армии, — сказал солдат, — устал. Может быть, и ты, змея, устала? Поедем вместе!

Змея и солдат отправляются в дальнейший путь. Видят они: посреди леса стоит большой двухэтажный добротный дом, вокруг него хозяйственные постройки. Когда солдат поравнялся с домом, змея поползла в дом через подворотню. Солдат заезжает во двор вслед за змеей, привязывает лошадь к столбу и заходит в дом.

Солдат был очень голоден. «Хотя и нет хозяев, попробую пообедать», — подумал он и решил заглянуть в печку. Оказалось, что в печке полно всякой снеди: и жареного и печёного.

Наевшись досыта, солдат выходит проведать лошадь. Смотрит: лошади на месте нет. Солдат начинает её искать и находит в амбаре, стоит она перед большим корытом, разделённым на три отделения: в одном отделении вода, в другом — сено, в третьем — овёс. Лошадь стоит спокойно и ест сено и овёс.

Солдат вернулся в дом. Пожил он здесь трое суток и решил ехать дальше. Только он вышел в сени, как из избы его окликнула девушка:

— Эй, браток, неужели ты уйдешь, не сказав ни слова? Я хочу услышать твой голос!

Солдат вернулся в дом и сказал:

— Я прожил здесь трое суток, нужно было кормить меня, и коня моего надо было кормить. Спасибо за гостеприимство!

— Вот тебе за эти слова! — проговорила невидимая девушка, и чья-то рука протянула ему рубашку.

Солдат повернулся к выходу, но услышал позади себя голос другой девушки:

— Эй, солдат, браток, ты поговорил с моей старшей сестрой, а я от тебя ни слова не слышала!

— Оказывается, вас тут двое, — сказал солдат, — прими же и ты моё спасибо за то, что поили-кормили меня трое суток!

— Возьми, братец, солдат, за эти твои добрые слова! — произнёс тот же девичий голос, и чья-то рука протянула солдату картуз.

Солдат уже собрался уходить, но тут услышал голос третьей девушки:

— Эй, братик-солдат, а я-то не слышала от тебя ни словечка!

Солдат снова возвращается в избу.

— Оказывается, вас тут трое! — промолвил солдат. — Спасибо тебе за то, что поили-кормили меня. Прожил я у вас трое суток. Может быть, надо вам уплатить за это?

— Никакой платы нам от тебя не надо, спасибо на добром слове! Прими от меня этот клинок!

С этими словами чья-то рука протянула солдату клинок. Только солдат взял клинок, как перед ним предстали все три девушки и сказали в один голос:

— Надень подаренные тебе рубашку, картуз и знай: пока будет у тебя в руках этот клинок, никакая сила на свете тебя не одолеет. По пути не проговорись об этом. Если же ты скажешь своей жене о тайне своей силы, то придётся тебе ещё раз вернуться к нам не по своей воле. Если не скажешь — будешь жить счастливо.

— Прослужил я двадцать пять лет, а царя так и не видал. Не хочу уходить в отставку, не увидев царя.

И заехал солдат к царю, рассказал ему про свою службу и объяснил, что явился для того, чтобы хоть раз в жизни увидеть его царское величество.

Царю очень понравилась и речь солдата, и сам он. Принял он его в своем доме и выдал за него замуж свою дочь.

После женитьбы стал солдат ходить на охоту. Никогда он не приходил домой с пустыми руками, всегда приносил какую-нибудь птицу. Однако, хоть солдат и был хорошим охотником, но жена его всё же не любила. У неё был любовник, царевич из соседнего государства. Выйдя замуж за солдата, она не перестала думать о своём любимом царевиче. Она написала этому царевичу: «Иди на наше царство войной, уничтожь его, а я уеду с тобой».

Царевич тут же нагрянул на это царство с войной. Но солдат вышел один против врагов и при помощи своей чудесной шашки за три часа уничтожил вражеские войска.

Чужеземный царевич не мог прийти в себя от досады и удивления и не мог понять, почему не смог одолеть его своей армией. Поэтому он написал царевне: «Накорми его вкусным обедом, постели ему мягкую постель, обними и поцелуй его. Когда же он начнет обнимать тебя, радостный и довольный, спроси: Какой силой он обладает, что побеждает всех?»

Царевна ночью, обняв своего мужа, спрашивает его:

— Скажи, откуда у тебя такая чудесная сила? Ведь ты, наверное, не простой человек?

— Счастье твоё, что в такое время спрашиваешь, не то в другое время я отрубил бы тебе голову за этот вопрос!

Удивилась царевна и написала своему любовнику: «Я, — говорит, — всё сделала так, как ты велел, — а он пригрозил, что отрубит мою голову».

«Будь похитрее, — говорит любовник. — Притворись больной, набери полный рот калины, лежи, будто харкаешь кровью. Скажи, что умрешь теперь всё равно, но пусть откроет тебе свою тайну, чтобы ты на том свете рассказала всем, какой волшебной мощью обладал твой муж».

Царевна к приходу своего мужа набрала полный рот калины и плевалась «кровью». Он даже прослезился от жалости. А когда жена спросила, как ей было ведено, о его тайне, он поверил ей и рассказал откровенно:

— Вот эта моя рубашка, этот мой картуз и эта моя шашка придают мне силу, которая всех на свете одолеет. После этого солдат лёг и заснул. А жена встала ночью, подменила его рубашку, картуз и шашку, взамен повесила другие. Она отнесла все эти волшебные предметы своему любовнику-царевичу.

Чужеземный царевич сразу объявляет ему войну. Тот, ничего не подозревая, надевает подмененные рубашку и картуз, берёт обыкновенную саблю и смело идёт навстречу врагу.

Чужеземный царевич изрубил солдата на мелкие куски, сложил в старый мешок, взвалил на спину его коня и отпустил его.

Конь пустился бежать не ко двору, а к дому трёх сестер, где солдат гостил трое суток. Прискакал к ним и заржал.

Три девушки выглянули в окошко и выбежали все трое на крыльцо: они сразу узнали, чья это лошадь.

— Ой, братец-солдат, что с тобой приключилось? — закричали они в один голос и заплакали. Развязали мешок, а в нём лежит изрубленное на части тело солдата.

Принялись девушки за работу: собрали его тело из изрубленных частей, влили живой воды. Солдат глубоко вздохнул и произнёс:

— Ой, ой, долго же я спал!

— Да, спал бы ты, братец-солдат, вечным сном, тебя изрубили ведь на мелкие куски. Почему ты пренебрёг нашим советом? — говорят.

— Твоя жена велела тебя изрубить. Теперь после этого мы тебя не увидим, ты нас не увидишь! — говорят все трое.

— Знай, что мы дочери змеи и сильнее нас нет никого на свете. Это мы тебе помогали все эти три года за то, что привёл к нам пропавшего младшего брата. После этого не садись на коня, на тебе кольцо, — сказали они.

— По пути зайди в дом, где живут старик со старухой.

Отправился солдат к старику со старухой. Ложась спать, попросил он хозяев разбудить его утром. Однако утром они уехали в город, а солдата не разбудили. Проснулся он, перевёл кольцо с одного пальца на другой и сказал:

— Пусть сломаются пополам оглобли у старика!

Тут сломались у старика оглобли, и пришлось ему со старухой возвращаться домой пешком.

Вернулись они и будят солдата:

— Вставай, солдат! Позабыли мы тебя разбудить, а у нас в дороге, как на грех, оглобли сломались. Помоги-ка нам донести другие оглобли до того места, где осталась наша телега.

А солдат в эту минуту незаметно переодел кольцо с пальца на палец и говорит:

— Бабушка, дедушка, ваши оглобли целёхоньки. Из-за того, что вы меня не разбудили, вам только показалось, что они сломались.

Пошли старики, посмотрели — оглобли, действительно, оказались целые. Решил солдат помочь старикам и сказал:

— Бабушка, дедушка, вы люди бедные, а я сделаю вас богатыми: превращусь в жеребца. Выведите меня на базар и продайте не дешевле, чем за тысячу рублей, а деньги возьмите себе, только не уступайте ни на копейку.

Солдат незаметно переодел кольцо с пальца на палец, превратился в жеребца.

Старик и старуха повели его на базар и поставили к привязи: но никто не давал за него тысячу рублей, давали девятьсот девяносто девять, а уступать нельзя было ни копейки. Тысячу рублей не мог дать ни один купец на базаре. Только царь мог дать тысячу рублей за него.

Решили известить царя, что, мол, на базаре продаётся жеребец за тысячу рублей, до того красивый, что на целом свете не сыскать другого такого жеребца.

Приходит царь на базар, покупает жеребца, не торгуясь, за тысячу рублей. Приводит его домой и похваляется, что купил-де такого красивого коня всего за тысячу рублей.

— Три года я мечтал такого коня приобрести и только сегодня исполнилось моё желание, — хвалится царь.

А стряпка, услышав эту похвальбу, говорит царю:

— Помни моё слово: через три дня этот конь сломит тебе голову. Это первый муж твоей теперешней жены. Его нужно зарезать не позднее, чем через три часа, — говорит.

Эти слова, к счастью, подслушала младшая сестра царя. Пошла она к жеребцу и сказала:

— Эх, жеребчик, раскрасавчик ты мой! Ведь зарежут тебя!

— Неужели зарежут? — спросил жеребец человеческим голосом. — Когда придут резать меня, надень своё платье, которое никогда не надевала, подойди ко мне поближе и постарайся, чтобы три первых капли моей крови попали на твоё платье. Стряхни эти капли под яблоню, — говорит.

Сестра царя пошла на место заклания жеребца, подставила своё платье, и первые три капли крови попали на её платье. Потом стряхнула их под яблоню. И в тот же миг яблоня зацвела золотыми цветками и покрылась золотыми яблоками. А царь, поглядев, как резали жеребца, пошёл обедать, во время обеда стал похваляться:

— Хоть я и велел зарезать тысячерублевого жеребца, зато выросла в моём саду золотая яблоня, а она стоит не менее трех тысяч рублей.

А стряпка тут как тут и говорит царю:

— Действительно, хороша твоя золотая яблоня, на которой за три часа поспевают золотые яблоки. Но если ты три раза откусишь золотое яблоко, потеряешь голову. Не срубишь её — не быть тебе живому!

Решил тогда царь срубить яблоню. Опять сестра царя подслушала этот разговор и побежала в сад. Обняла золотую яблоню и говорит:

— Хотят тебя срубить!

— Если будут меня рубить, — отвечает яблоня, — надень то же самое платье, в котором ты была, когда резали жеребца, возьми три первых щепки и брось их в озеро.

Надевает сестра царя то самое платье, идёт в сад, где уже рубят яблоню, берёт три первых отлетевших в сторону щепки и бросает их в озеро. Щепки сразу превратились в утку с перьями из бисера.

Царь сразу бросился к озеру и выстрелил в утку. Утка склонилась на бок и распростерла крылья из бисера. Царь от радости скинул рубашку и полез в воду за уткой, и даже свою волшебную шашку он оставил на берегу. Только ступил в воду, вода дошла до колена, а утка стала плыть дальше. Вот вода уже до груди, а утка плывёт ещё дальше. Вот вода ему по шею. Только хотел ударить утку, как она встрепенулась, полетела к берегу и на берегу превратилась в солдата.

Солдат схватил чудесную шашку. На месте изрубил царя. С озера пошёл и изрубил на мелкие куски свою бывшую жену.

После этого он женился на младшей сестре царя.

Мини сказка

(Брилева Мария Владимировна)

 Как-то раз мишка Федор и мышка Матильда играли в чудесном лесу в догонялки. Они так быстро бегали друг за другом, что вскоре устали и решили отдохнуть.

  - Предлагаю поиграть в спокойные игры - предложил Федор.

  - А какие игры называются спокойными? - спросила мышка.

  - Спокойными называют игры, в которых не нужно принимать активных действий: прыгать, бегать, прятаться - сказал мишка. - У меня дома есть шашки, мы можем поиграть в них - предложил он.

  - Я бы с радостью поиграла, - сказала Матильда, - но я не умею играть в шашки.

  - Ничего страшного, я тебя научу! - радостно сказал Федор.

  Друзья пошли в гости к мишке. Федор достал шахматную доску, шашки и стал объяснять Матильде правила игры:

  - В этой игре есть белые и черные шашки, сначала нам нужно договориться, кто какими будет играть - начал мишка. - Потом мы расставим шашки на черные клеточки шахматной доски. Первый ход обычно делает тот, кто играет белыми шашками. Передвигать шашки можно только по черным клеточкам шахматной доски. С начала игры все шашки простые и могут ходить по доске только вперед, но если шашка достигнет противоположного края доски, то она становится дамкой и может ходить и вперед, и назад. Если на пути шашки попадается шашка противника, за которой есть свободная клеточка, то шашка перепрыгивает шашку противника и тем самым рубит ее. Цель игры - не оставить на поле шашек соперника.

  - Звучит интересно, - сказала Матильда - давай попробуем поиграть!

  Первые несколько игр мишка помогал Матильде и подсказывал правильные ходы, но вскоре мышка разобралась с правилами и даже смогла выиграть у Федора.

  Мышке Матильде так понравилось играть в шашки, что она прочитала про них в энциклопедии и узнала, что в эту игру играли еще в Древнем Египте.

  С тех пор друзья часто играли в шашки, особенно когда на улице была неподходящая для прогулок погода.

Стихи про шашки

 

Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!                                                                               

Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!                                                                             

Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!                                                                                             

Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

*****

Шашки – вроде бы, забава,
Так мне думалось всегда:
Белый – слева, чёрный справа...
Всё как в жизни, господа.

Присмотреться ближе если,
Как у них игра идёт, –
Слов не выкинешь из песни:
Белым – выдан первый ход!

Цель игры? Предельно просто:
Перепрыгнул... и убил!
Главное – глядеть на доску
Да иметь надёжный тыл...

Шашка-первоходка, – верьте, –
Не уходит далеко:
Первый в драке – ближе к смерти!
Понимается легко.


Вроде, все равны вначале,
Но, как в жизни, так и тут.
Те, кто дальше всех стояли,
В "дамки" точно попадут!

Ежели прорвался в "дамки" –

Счастья море! Бабки - мамки...
Но держи закрытым рот,
Занимая "главный ход"!

Мысль висок тревожит тяжко,
Как ненастье на дворе:
– До чего противно шашкой
Быть в чужой тебе игре!

*****

Играем в шашки мы везде:
И дома, и на даче,
В саду, на пляже, во дворе,
С родными и друзьями.
Простая, мудрая игра, любима нами с детства.
Нас учит многому она, что в жизни пригодится:
И рассуждать, и размышлять,
Дружить, не обижаться
Решенья, верно принимать -
Проигрывать и побеждать.
И чтоб учится, лишь на 5 -
Возьми игру начни играть.

*****
Знают взрослые и дети, знает каждый на планете,
Знает даже детвора — шашки — лучшая игра!
На столе доска чудная, черно-белая такая.
Шашки выстроились в ряд, как солдатики стоят.
Надо думать, как сходить, чтобы шашки все срубить.
Хочешь в "дамки" выйти смело, ты играть должен умело.
Надо выдержку иметь и стратегией владеть.
Ты иди всегда вперед и тебя победа ждет!
До конца ты должен биться, пусть соперник твой боится.
Шашки нас смекалке учат, нет игры на свете лучше!

*****
Игрой простою зачарован,
Скучна она на первый взгляд,
Но те, кто в мастерстве подкован,
С любовью на игру глядят,

Она как воинское дело,
Как битва меж добром и злом,
Игра в которой нет предела,
И нет сейчас, и нет, потом,

В ней комбинаций бесконечность,
И вариантов уйма, тьма,
В ходах зарыта мысли вечность,
В движеньях шашек кутерьма,
Ходы направо, и налево,
И шашка бьет вперед, назад,
Одна другую одолела,
И тот, кто выиграл шашку рад.

В простой игре, простой секрет,
Но нам не разгадать его,
Для Гения секрета нет,
Для Гения лишь одного.

*****
О шашки, шашки!.. Жизнь, игра ли? –
Умом того мне не постичь.
Лишь только знаю, что едва ли
Забыть смогу тот дивный клич
И тот огонь очарованья,
Которым с детства был пленен.
О шашки!.. Дар небес случайный –
Судьбы моей волшебный сон.

*****
Кто в футбол играет – ноги укрепляет,
Кто ядро метает – руки развивает
Тело совершенствует накачанный атлет,
А тот, кто любит шашки – тренирует интеллект.

Если с детства учишься логике, мышлению,
Тактике, стратегии, выдержке, терпению,
То в игре и в жизни
Выйдешь в дамки быстро,
И работать сможешь в должности министра.

Ум развивают шашки,
А умных ждет успех!
Кто играет в шашки,
Тот в жизни круче всех!

*****
Кто-то любит слушать сказки,
Кто-то петь, кто рисовать...
Ну, а я играю в шашки,
Как о них не рассказать?!
Кажется, ну что такого,
Есть ли интерес играть?
В черно-белых клетках снова
Свои шашки расставлять?
На такой вопрос, возможно,
Каждый может дать ответ.
Только будет осторожным:
У игры есть свой секрет.
Я ж, друзья, от вас не скрою
И секретом поделюсь,
Что, играя в шашки с другом,
Вы забудете про грусть.
И про то, что на уроке,
Позабыв про этикет,
Стрекотали как сороки,
Опоздали на обед...
И про то, что дождик снова
Не пустил вас погулять,
И что Светка Иванова
Не дала вчера списать.
Все печали и волненья
Улетучатся, едва
Наберетесь вы терпенья:
Начинается игра.
Ход, еще... и шашка бита!
Радости предела нет.
Здесь царит азарт открытый
И болельщик ждет побед.
Но игрок сосредоточен:
Свой, обдумывая ход.
Шаг соперника он точно
Просчитает наперед.
Если мыслить ты умеешь,
То в игре не пропадешь.
В "дамки" раньше всех успеешь
И к победе путь найдешь.
Здесь удачу и везенье
Просто так поймать нельзя.
Ум, смекалка и терпенье –
Ваши верные друзья.
Шашки! Шашки! Чудо шашки!
Их нельзя ни с чем сравнить.
Просто поиграйте в шашки –
Постарайтесь полюбить!

*****
Когда твердят мои друзья, что шашки я люблю напрасно:
Ни рокировки, ни ферзя – все обязательно и ясно
Я молча ставлю им этюд
Простой: две на две – пусть решат!
Помучаются и поймут, что шашки – мудрость украшают
Неброских шашек простота весьма обманчива для глаза
Их глубина и красота не всем понятны и не сразу
Но счастлив тот, кто сам поймет узоры сложных комбинаций
Этюда ювелирный ход и бесконечность ситуаций!

*****
Эта доска в клеточку -
Волшебная доска.
По ней шагают шашечки,
Как будто облака.
И белые, и черные,
Шагают дружно в ряд.
Друг дружку обгоняют,
И в дамки все хотят.

 
*****
Не влечёт домино и лото
И не манит ни вобла, ни пиво
Шашкам сердце моё отдано
Всенародное чудное диво

Будто просто всё в этой игре
Да и шашек всего-то двенадцать
Ход, другой и игрок весь в борьбе
Плюс болельщиков десять иль двадцать

В них играет юнец и старик
И малыш ещё ростом с букашку
И к игре этой народ наш привык,
А игра эта – русские шашки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Лучшие игры для развития памяти малыша"

Неоднократно доказано: память можно натренировать. Буквально, как мышцу. И сделать это не так трудно....

"Спорт-вот лучшая игра"

Материал подобран для развлечения по физической культуре...

Консультация для родителей "ЛУЧШЕ ИГРАТЬ, ЧЕМ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР"

 В последнее время стало очень много рекламы развивающих мультиков для дошкольников. В рекламе говорится, что мультфильмы могут сильно помочь воспитать ребенка. Правда это, или ложь?.....

Лучшие игры на развитие речевого дыхания

Лучшие игры на развитие речевого дыхания...

Лучшие игры нашего детства

Лучшие игры нашего детства...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Шашки – лучшая игра!»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Шашки – лучшая игра!»...

лучше играть, чем смотреть телевизор, консультация для родителей

     Малыш не должен тратить все свое свободное время на просмотр телевизора. Специалисты советуют смотреть телевизор дошкольникам не более чем 30 минут в день. Также, лучше не с...