Консультация для педагогов "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками"
консультация
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ЗАВОЛЖСКИЙ ПУГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ШКОЛА С.БЕРЕЗОВО
с.Березово, ул.Коммунистическая, 4
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками»
Подготовила: воспитатель А.П.Кожина
с.Березово
Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями.
Несомненно, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Наблюдения показывают, что у современных детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, или, наоборот, хаотическая гиперактивность.
Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно:
служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы;
решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений; обогатить двигательный опыт;
развивать творчество и фантазию; заинтересовать детей; изменить стиль работы воспитателей.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
повысить моторную плотность физкультурных занятий;
уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов;
развивать чувство цвета и формы;
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
В реализации этих задач особое значение придается использованию
нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Здесь предлагается исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в дошкольном возрасте:
ходьбу и бег;
равновесие и координацию;
подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года);
катание, прокатывание и бросание мяча; ползании, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно и др.
Изучив опыт работы отечественных ДОУ по данной проблеме, педагогами, инструктором по физической культуре изготовлены различные нетрадиционные атрибуты для развития основных движений, сенсорных представлений дошкольников, используемых в организованной и совместной двигательной деятельности из бросового материала, тканей различной фактуры и т.п.
Создавая нестандартное оборудование, мы придерживались следующих правил.
Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, заовалены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала.
Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.
Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурнооздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале. Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности; приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Опыт работы позволил подтвердить мнение о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии – важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Более точное представление о двигательной деятельности у детей дошкольного возраста складывается в игровых упражнениях, с игровым физкультурным оборудованием, в которых формируются элементарные познания о самом движении. Отмечено, что в дошкольном возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием и сенсорным развитием. Также отмечается, что переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация ребенка.
Целенаправленно формировать у детей пространственный образ помогают сенсорно-двигательные игры, которым присущи следующие черты: рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро – медленно, высоко – низко, далеко – близко т.д.;
повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые ребенок переживает вместе с близкими взрослыми.
В связи с поставленными задачами представляются весьма актуальными вопросы, связанные с поиском оригинальных форм, средств и методов, направленных на всестороннее развитие дошкольников. Опыт работы с детьми показывает, что интегрированные занятия являются эффективными в работе с дошкольниками. Использование данной формы работы дает возможность объединить нескольких направлений обучения, например, двигательную деятельность и сенсорное развитие. Так как ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие, активизация которого возможна при включении детей в доступные им виды деятельности, следовательно, использование нетрадиционного оборудования для развития сенсорных и сенсомоторных представлений дошкольников в двигательной деятельности является наиболее результативным.
Основной формой развития двигательной активности детей в детском саду является непосредственная образовательная деятельность по физической культуре. Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре.
Данную деятельность по физической культуре проводим таким образом, чтобы они доставляли детям радость, пробуждали интерес и способность к творческой активности, удовлетворяли естественную биологическую потребность в движении.
В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей, внесение новых пособий, их перестановка – все это помогает реализовывать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно- проверочное).
Воспитатель, поощряя активность каждого ребенка, развивает его стремление заниматься еще и еще. В этом педагогу помогут упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. И самое главное каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше. Для разнообразия упражнений и повышения интереса детей к двигательной деятельности проводим комплексы утренней гимнастики с использованием стихов, потешек, разнообразных предметов, в зависимости от темы недели. С этой целью используем шишки, атласные ленты, на одном конце которых колечко, чтобы было удобнее держаться; гимнастические шнуры, мешочки, наполненные песком, горохом и др.
Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Этому способствуют физкультурные уголки, созданные в группах. При их создании учитывались требования гигиены и безопасности. Уголки оснащаются физкультурным оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь доступно располагаются как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует развитию сенсорных способностей детей, воспитанию художественного вкуса. При создании оборудования учитывали взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время педагоги руководят самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений.
Особое внимание уделяется профилактике развития у дошкольников плоскостопия. Инструктор по физической культуре Сергеева Т.Н. использует в работе технологию Казиной О., Соколовой Е. «Топтыжкины ножки» с комплексом игрзанятий для укрепления мышц стопы и голени, которые включаются в утреннюю гимнастику, на прогулках, физкультминутках, гимнастику после дневного сна.
При изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику плоскостопия и развитию свода стопы, т.к. стопа на втором, частично на третьем году жизни частично уплощена. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки.
Для профилактики развития плоскостопии используем: профилактические дорожки, коврики с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей
(пуговицы, нашитые шнуры, подушечки, кусочки губки, карандаши,
искусственные еловые веточки и т.п.), лоточки с разнообразным наполнителем (керамзит, фасоль, горох и т.д.). Подобное оборудование способствует развитию не только физических, но и сенсорных способностей, а именно, пробуждают интерес детей к исследованию поверхностей и наполнителей, позволяют развивать различные виды зрительной, осязательной активности и тактильной чувствительности, а также массируют активные точки стопы.
Таким образом, занятия с нетрадиционным (нестандартным) оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, делают двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.
Инструктор по физической культуре, педагоги нашего ДОУ изготавливают, совершенствуют нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Практика работы с применением нетрадиционного оборудования показала, что создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них, а также способствует совершенствованию сенсорных систем, у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные слуховые и тактильные функции.
Литература
Абдулаева Е. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 101-110.
Барабанщикова Д. Научим перышки летать // Обруч. – 2010. – № 5. – С. 40-42. Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 5-9.
Воронова Е.К., Калабина И.А. Игры-эстафеты с использованием нестандартного оборудования // Инструктор по физической культуре. – 2011. – № 5. – С. 10-20. Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного оборудования // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 35-38.
Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малахова Н.Е. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 5. – С. 53-60.
Коллекция увлечений / автор-сост. Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2005. – 80 с. Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных занятий // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 7. – С. 9-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми 2-3-го года жизни
Опыт работы, представленный на методическом объединении для воспитателей групп младшего дошкольного возраста Калиниского района города Чебоксары....
Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками
Опыт работы, представленный на методическом объединении для инструкторов по физической культуре Калининского района города Чебоксары....
Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми 2-3-го года жизни
Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Физкультурно-оздоровительная работа построена с учетом возрастных особенностей детей, группы здоровь...
Круглый стол по теме: "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
Круглый стол по теме: "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"...
Использование нетрадиционного оборудования для развития движений
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры. Движ...
Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...
Консультация: Технология использования нетрадиционного оборудования «Балансировочная подушка» в развитии равновесия у дошкольников.
Технология использования нетрадиционного оборудования «Балансировочная подушка» в развитии равновесия у дошкольников ...