"Причины задержки речевого развития у современных детей"
консультация

При задержке речевого развития до двух лет отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты; после двух лет крайне бедный как пассивный, так и активный словарь, отсутствие двухсловных высказываний; после двух с половиной лет – большой разрыв между пассивным и активным словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_zrr_sovremennyh_detey.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Причины задержки речевого развития современных детей

        Как правило, ребенку раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет с расстройствами речевого развития ставится диагноз: задержка речевого развития.При задержке речевого развития до двух лет отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты; после двух лет крайне бедный как пассивный, так и активный словарь, отсутствие двухсловных высказываний; после двух с половиной лет – большой разрыв между пассивным и активным словарем.

        В настоящее время к группе детей с ЗРР относят детей с первичными нарушениями речи (дизартрией, алалией, ринолалией и др.), детей с нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями слуха, РАС, речевые нарушения которых очевидны уже в первые годы жизни.
        Так как речь является сложной психической функцией, формирующейся на сенсомоторной основе, то недоразвитие или задержанное развитие какого-либо базового компонента,  может вызвать ее задержку. Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи.         

        Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сформированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуальных функций, поэтому дети с задержкой психического развития также часто могут иметь и задержку развития речи.        Причиной задержки развития речи может быть соматическаяослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций. Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи.Возможна первичная задержка развития даже импрессивной речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ребенка в избыточной информативной речевой среде.  Если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения. При этом может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит достаточно длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь.

        В последнее время количество детей с ЗРР различного генеза значительно выросло и составляет 85 процентов от общего количества детей этого возраста. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения с ребенком практически нет. Мудрый русский народ создал массу потешек и пестушек для общения с малышами первых двух лет жизни. Они сопровождали весь процесс ухода за ребенком, малышу пели колыбельные, рассказывали сказки. Теперь малыши всего этого лишены. Родители в своих гаджетах, ребенок – в своем.  Это одна из главных причин безречия детей без неврологических нарушений.
        Ученые относят к факторам, вызывающим нарушения речевогоразвития, интернетзависимость. Игровая зависимость или интернетзависимостьлегко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются,  ребенка раннего возраста завораживают эти яркие цветовые пятна, и ребенок получает удовольствие. Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете.
        То, что у ребенка будет развиваться речь с помощью гаджета – это самое большое заблуждение родителей. Речь развивается только в живом общении. Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на полтора-два года.
        Ученые все чаще говорят о том, что вместе с гаджетами в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз.Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей —страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, подавленностью и депрессией. В мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
        «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона.
        Дети часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд, английская учёная, писательница, специализируется в области физиологии мозга.

         Нам определенно есть о чём волноваться.
        Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет,  тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям.
        Как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений.  А то, что не работает, отмирает.  Дети не привыкли запоминать информацию, им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
        Родители говорят, что дети стали намного умнее благодаря Интернету. А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.
        «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.Стив Джобс запрещал своим детям в дошкольном возрасте пользоваться айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Причины задержки речевого развития у детей

причины ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две сост...

Причины задержки речевого развития современных детей

Причины задержки речевого развития современных детей...

Причины задержки речевого развития современных детей

        Как правило, ребенку раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет с расстройствами речевого развития ставится диагноз: задержка речевого развития.При задержке рече...

Причины задержки речевого развития современных детей

        Как правило, ребенку раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет с расстройствами речевого развития ставится диагноз: задержка речевого развития.При задержке рече...