Проект «Питание и здоровье».
методическая разработка (старшая группа)
Проект «Питание и здоровье» предназначен для педагогов дошкольного образования, детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pitanie_i_zdorove_vlvdykina_t.v._2023_pishchevye_krasiteli_.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Питание и здоровье»
Разработчик проекта: Владыкина Татьяна Васильевна
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: две недели.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Участники проекта: дети, воспитатель, медицинский работник, родители.
Актуальность:
Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
О том, что правильное питание – это залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало кто из нас может утвердительно ответить на вопрос «Правильно ли Вы питаетесь?»
Какой малыш добровольно откажется от конфет и чипсов в пользу овсяной каши? Яркие обертки, конфеты в цветной глазури и газированные напитки всех цветов радуги в прозрачных упаковках привлекают внимание детей в магазинах. Реклама подогревает интерес к желанию попробовать, купить: «Насладись радугой, зарядись радугой». И объяснить ребенку порой очень трудно, что это вредно, не совсем натурально и естественно. Как заинтересовать детей вопросами правильного питания? Как научить любить тушеные овощи, молочные блюда и кисели? Как приготовить различные полезные блюда и напитки? Мы решили наглядно продемонстрировать детям, что яркая «внешность» некоторых продуктов достигается путем специального окрашивания.
Предложили узнать как можно больше о красителях и провести эксперименты «окрашивания и выделения красителей» из продуктов питания в домашних условиях.
Проблема: В группе детского сада дети ели конфеты «Skittles». После чего Жилкина Маргарита заметила, что у нее язык стал синего цвета. Дети предположили, что в конфетах есть какая-то краска, которая окрасила их языки в разные цвета. Почему от конфет окрасился язык? Детям стало интересно узнать: - Что такое пищевой краситель? Зачем его добавляют в конфеты и другие продукты? Пищевой краситель полезен или вреден для здоровья?
Цель проекта: узнать, можно ли изготовить натуральные пищевые красители в домашних условиях, заменяющие вредные искусственные.
Задачи проекта:
- Изучить источники по теме исследования.
- Узнать из каких веществ состоят красители.
- Изготовить натуральные красители самостоятельно в домашних условиях.
- Применить домашние красители в изготовлении сладостей.
- Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.
- Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
Этапы проекта:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
Организационный | Ставит проблему, ставит цель, определяет задачи для решения поставленной цели. Проводит методику «трёх вопросов», подбирает диагностический инструментарий. | Проявляют желание участвовать в решении проблемы. | Проявляют желание участвовать в реализации проекта. |
Основной | Подбор и поиск информации для проведения бесед «Что такое здоровое питание», «Не полезные и полезные продукты питания». Поиск информации о пищевых красителях, их влиянии на организм человека (обращение за помощью к родителям, чтобы прочитали в энциклопедиях, книгах, интернете). Подбор оборудования для опытов. | Участие в беседах, играх. Рассказывание по картинке о полезных продуктах. Изготовление дома с родителями альбома с рецептами «Как приготовить натуральные красители у себя дома», составление рассказа о любимом полезном продукте. Участие в приготовлении «Разноцветных оладушек», «Домашнего мармелада». Участие в индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | Поиск информации по теме. Проведение опыта совместно с ребенком дома «Натуральные красители». Предоставление необходимого материала. Составление рассказа с ребёнком о любимом полезном продукте. Участие в анкетировании. |
Заключительный | Создание видеоролика, презентация проекта. | Участие в презентации проекта. | Раздача памяток о полезном и правильном питании детей дошкольного возраста. |
Реализация проекта:
Образовательные области | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Социально-коммуникативное развитие | Д.и. «Полезное и вредное». С/р игры «Продукто- вый магазин» Дочки-матери «Полезная еда». Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Пятый лишний». Д/и «Узнай на вкус» | Дежурст-во по столовой (сервировка стола) | Игровая ситуация «Самый аккуратный за столом». Беседа «Профессия повар». | Настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр, | Организация родителей на приготовление совместно с детьми дома блюд с использованием искусственных и натуральных красителей. Изготовление альбома с рецептами «Как приготовить натуральные красители у себя дома». Подборка дидактических игр по теме «Здоровое питание». |
Речевое развитие | Р/и: «Угадай продукт по описанию». Общение «Для чего мы едим?», «Что ты ел вчера на ужин». «Полезно это или нет?». Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Каша из топора». Л. Воронкова «Танин пирожок». | Рассказ детьми о своём любимом продукте. | Беседа «Не полезные и полезные продукты питания». Пословицы и поговорки о продуктах. Загадывание загадок. | Иллюстрации с видами пищевых красителей, продуктов, приготовленных с их использованием. «Полезные и вредные продукты» Художественная литература. | Подборка книг «Здоровое питание». Составление рассказа совместно с ребёнком о любимом полезном продукте. |
Познавательное развитие | Беседа «Что такое здоровое питание». «Как вредны яркие и разноцветные продукты?», «Что это за краски, которые добавляют в еду?» Знакомство с группами витаминов «Где искать витамины». | Просмотр мультфильма о полезных продуктах. Экспериментирование «Влияние пищевых красителей на организм человека». «Ярко – вредно! Бледно – полезно!» | Иллюстрации процесса приготовления пищи. | Консультирование «Здоровое питание детей дошкольного возраста». | |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Витамины». ИЗО коллаж «Моё здоровье — в моих руках». Рисование «Полезные продукты». Игра-хоровод «Кабачок». | Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. | Прослушивание песен «Пейте дети молоко...», «Песня Чипполино», «Песенка Винни-Пуха», «Вредное Полезное» Песенка Про Еду Развивающие Мультики Для Малышей. | Пластилин, карандаши, мелки, краски, раскраски, трафареты. Натюрморты известных художников. | Создание альбома «Питайся правильно – будь здоровым!». |
Физическое развитие | Эстафета «Собери урожай». М/п игра с мячом: «Полезно — не полезно». П/и: «Есть у нас огород». Физкульт-минутка «Землянику ищем». | Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче». Ситуативная беседа при организации обеда. Гимнастика после сна «Поиграем с животика-ми». Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка ». | Мяч, маски, скакалка и другие атрибуты для подвижных игр. |
Продукт проекта:
- Мультимедийная презентация
Ожидаемый результат:
В конце проекта дети имеют представление о том, что такое здоровое питание. Проведенное исследование доказало, что в домашних условиях можно изготовить пищевой краситель из натуральных природных продуктов. Произвести процесс окрашивания продуктов питания. Наличие в составе искусственных красителей характерно для ярко окрашенных пищевых продуктов. Продукты, окрашенные натуральными красителями, имеют матовую, пастельную окраску. В результате проделанной экспериментальной работы пришли к выводу:
1.Пищевые красители бывают натуральные и синтетические.
2.Натуральные – полезны, так как в них содержатся витамины.
3. Пищевые красители добавляют в продукты для красоты.
4. Родители при выборе конфет и других продуктов стали обращать внимание на информацию на упаковке, а так же стараться не допускать попадание в организм ребенка большого количества синтетического пищевого красителя, приносящего вред здоровью.
- Это позволяет сделать косвенный вывод о том, что не следует употреблять в пищу продукты питания яркой не естественной окраски и тем более не рекомендуется для детского ежедневного питания.
Презентация проекта: Тема: «Ярко – вредно! Бледно – полезно!».
Рефлексия: В результате работы проекта дети узнали о пользе и о вреде некоторых пищевых красителей. Стали понимать необходимость приёма полезных блюд и продуктов. Активно принимали участие в творческой деятельности. Работа с родителями прошла плодотворна. Изготовили альбом с рецептами «Как приготовить натуральные красители у себя дома». Приняли участие в приготовлении «Разноцветных оладушек», «Домашнего мармелада. Теперь при выборе конфет и других продуктов родители стали обращать внимание на информацию на упаковке, а так же стараться не допускать попадание в организм ребенка большого количества синтетического пищевого красителя, приносящего вред здоровью.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:
Негативные последствия | Способы коррекции |
Некоторые дети продолжают употреблять вредные продукты | Продолжать пропагандировать полезные продукты. И периодически проводить консультацию о здоровом питании. |
Неактивность родителей в реализации проекта. | Провести беседы, консультации о необходимости соблюдения правил здорового питания. |
Недостаточно материала | Привлечь к подбору необходимого материала родителей. |
У детей не появился интерес к теме проекта | Подобрать как можно больше разнообразных игр, учитывая то, что больше всего интересует детей. |
Список использованной литературы:
- Н.С. http://ru.wikipedia.org
- http://www.xumuk.ru : Химическая энциклопедия
- ://www.simvolika.org/article_002.htm: Раимкулова Ю.Д., Семенецкий М.И. Растительные красители
- https://www.chefmarket.ru/blog/krasiteli-polza-i-vred/ Красители польза и вред
- https://miltex.by/articles/health-lifestyle/dyes-impact/ Влияние красителей на организм
- https://foodandhealth.ru/dobavki/pishchevye-krasiteli/ Красящие добавки
- https://vkusologia.ru/dobavki/krasiteli/ Виды пищевых красителей
«Ярко – вредно! Бледно - полезно!» - сценарий выступления для защиты проекта «Питание и здоровье»
Звучит музыкальный фон.
Входит ребенок.
На интерактивной доске изображение становится черно – белым.
Ребенок: Не волнуйтесь! С нашим экраном все в порядке! Просто сегодня мы решили обойтись без лишних красителей.
На экране вновь появляются цветные краски.
Ребенок: Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Я хочу вам о чем-то рассказать.
Воспитатель: Интересно, о чем же?
Ребенок: Мы ходим в магазины и покупаем там разные продукты. В выходные я смотрела по телевизору передачу о здоровье. Из которой узнала, что в некоторые продукты добавляют пищевые красители, а они оказывается не совсем полезны для нашего здоровья.
Воспитатель: Послушай Маргарита, а это отличная идея, для того, чтобы мы изучили эту тему поподробнее с ребятами из нашей группы.
(на экране появляется мультимедийная презентация по проведенной исследовательской работе о пищевых красителях).
Девочка: Стоя у магнитной доски, ребенок подводит итоги исследовательской работы.
«Расследование о Пищевых красителях»
На тему: «Ярко – вредно!» Бледно – полезно!»
Наша идея: Если владеть информацией о наличии пищевых красителей в продуктах, их влиянии на здоровье, то возможно возрастёт вероятность сохранения здоровья.
Цель работы: Узнать, можно ли изготовить натуральные пищевые красители в домашних условиях, заменяющие вредные искусственные.
Сбор информации: в энциклопедиях, книгах, интернете, библиотеке.
Анализ полученных данных: Не все красители полезны есть те, которые вредят нашему здоровью.
Собственные опыты:
- Приготовление натуральных красителей самостоятельно в домашних условиях.
- Приготовление блюд с добавлением (натуральных и синтетических пищевых красителей).
- Исследование конфет «Skittles» на содержание в них пищевых красителей.
- Какое влияние оказывает на желудок газированный напиток, содержащий синтетический пищевой краситель?
Выводы: Наличие в продуктах пищевых красителей промышленного производства приносят вред здоровью человека. Постепенно они накапливаются в нашем организме и могут привести к болезни.
Решение: Так как пищевые красители не приносят пользу для организма, нужно меньше покупать продуктов с их содержанием. Можно заменить пищевые красители на натуральные, которые можно сделать из ягод, фруктов, овощей и зелени. Они безвредны и делают нашу жизнь более здоровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка в рамках проекта "Питание.Культура. Здоровье", для совместной деятельности педагога с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии (ЗПР)
Цель:Сформировать у детей представленияо правилах этикета и сервировки столаЗадачиКоррекционно-образовательные:-На основе прочитанной сказки «Чаепитие игрушек» дать понятие детям об этикете, сервировк...
Проект "Питание и здоровье"
Реализованный проект по теме "Питание и здоровье"...
Проект: "Питание и здоровье".
Содержание проекта:1. Как питаться, чтобы быть здоровым?2. Экскурсия на кухню детского сада.3. Информация для родителей.4. Сбор рецептов для кулинарной книги "Приятного аппетита".5. Фоторепортаж "Дома...
Проект "Питание и здоровье"
Проект создан при сотрудничестве педагога,родителей и детей. Ориентирован на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, его познавательных и творческих способностей, а также на развитие профессио...
Детский тематический проект "Питание и здоровье"
Пейте дети молоко, будете здоровы!...
Проект "Питание и здоровье"
Проект "Питание и здоровье"Тип проекта: познавательный.Продолжительность: две недели.Возраст детей: разновозрастная группа (5-7 лет).Участники проекта: дети, воспитатели, родители....