Статья в сборнике VII Межрегионального Фестиваля педагогических идей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАХТА-ЙОГИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ»
статья

Чимитова Саяна Бимбаевна

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ) Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей. Дошкольный возраст это важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков, знаний и физических качеств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. В дошкольном возрасте ребенок должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Занятия с элементами «хатха-йоги» доступна детям дошкольного возраста. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься «хатха-йогой», которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. На эмоциональном и ментальном уровне йога: способствует сбалансированной работе правого и левого полушарий мозга; позитивно влияет на умение различать право и лево - прививает навыки расслабления, борьбы со стрессом - расслабление в йоге позитивно влияет на развитие воображения, самооценку и творческие способности. «Хатха-йога» – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости. Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию. Большинство упражнений в «хатха-йоге» естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение). Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Занятия с элементами «хатха-йоги» требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Детям не нужно заучивать длинные и сложные названия асан, вместо них на занятии используют названия животного или предмета, на который похожа поза: «Дерево», «Бабочка»,«Кошка» и т.д. Это развивает память, наблюдательность, воображение. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время, принимая статичные позы, но в действительности это дает комплексный положительный эффект. При этом дети не теряют интереса к «хатха-йоге», не утомляются и дают выход энергии. «Хатха-йога» укрепляет организм позвоночник, мышцы и внутренние органы ребенка. С помощью занятий с элементами «Хатха-йоги» открываются новые возможности для развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Развитие физических качеств – путь к здоровью любого человека. Занятия с элементами «Хатха-йоги» необходимы с раннего возраста. На занятиях применяется методика совершенствования не только физического тела, но и души ребенка. Развитие души заключает в себе познание мира и самого себя. Только объединив и гармонично развив тело, душу ребенка, можно воспитать его свободной всесторонне развитой личностью. Главная задача занятий с элементами хахта-йоги: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей. Также научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и прислушиваться к своему телу. Педагогическая ценность занятий в том, что ребенок знакомясь с «хатха-йогой», выполняя упражнения получает нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти), активизируется весь организм. Эта система единство тела, души и духа, которая ставит целью научить управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, развитию гибкости, способствовать работоспособности и активной жизни. Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим физическое воспитание дома и в детском саду. Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, использовать все упражнения из этой системы почти невозможно, но часть ее вполне доступна. Практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические асаны хатха-йоги и упражнения на релаксацию. Использовать позы хатха-йоги можно не только на занятиях, но и в бодрящей гимнастике после сна и на утренней гимнастике. Ведь, детская «хатха-йога» - это не очередной модный способ занять ребенка. Это единая комплексная система, состоящая из поз йоги, дыхательных упражнений и упражнений на концентрацию внимания. Она помогает ребенку всесторонне развиваться и лучше узнавать себя. Вырабатывает у ребенка эмоциональную устойчивость, терпение, спокойствие и душевное равновесие, гармонию. Хатха – йога - это навыки правильного движения. Обучение «хатха-йоги» ее терапевтическая направленность призвана существенно, повысить готовность выпускника ДОУ к жизни на следующем этапе и дальнейшему обучению в школе, развить и укрепить его жизненные силы, индивидуальные способности, самостоятельность и мотивацию к ведению здорового образа жизни, повысить реальный уровень его здоровья. Таким образом, использование занятий с элементами хатха-йоги в условиях дополнительного образования в ДОУ очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Библиографический список: 1. Гапчинская Евгения. «Йога для ангелов»., М: издательство «Э», 2018. Объем ресурса 55 стр. Международный стандартный номер: ISBN 978 – 5 – 699 – 98814 – 3 2. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы. Санкт-Петербург.– Издательский дом «Нева», 2003. Объем ресурса 127 стр. Примечания: Книга посвящена практическим вопросам применения мощного оздоровительного и лечебного метода - гармонизирующим и терапевтическим комплексам Хатха-йоги Международный стандартный номер: ISBN: 5 – 7654 – 2173 – 3 3. Правдина Н.Б. Йога для детей. Практическое пособие для детей и родителей. Москва. – Издательский дом Наталии Правдиной, 2009. Объем ресурса 191 стр. Международный стандартный номер: ISBN: 978 – 5 – 91207 – 270 – 3 4. Хижняк С.В. Программа здоровый малыш / URL: https://nsportal.ru 5. Социальная сеть работников образования: Хатха - йога для дошкольников / URL: https://nsportal.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме "Использование авторского пособия для детей раннего возраста "Фетровая сказка" на региональном Фестивале педагогических идей

Пособие "Фетровая сказка", как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взро...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Статья "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий" в сборнике II областного фестиваля педагогических идей

Статья опубликована в сборнике материалов II областного фестиваля педагогических идей "Актуальные проблемы профессиональной подготовки и деятельности современного педагога", 2017....

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. Сообщение "Формирование исследовательских умений дошкольников"

Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования....

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...

Сборник тезисов "II Межрегиональный фестиваль педагогических идей INoKruf - 2023"

Представлен опыт работы по теме: «Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детско...