программа "Лаборатория искусственного солнца"
рабочая программа

Батырова Элла Владимировна

Оздоровительная технология «Искусственное Солнце» направлена на решение основных проблем здоровья населения, вызванных неблагоприятными климатическими факторами, а именно - недостаточной инсоляцией. 

«Искусственное Солнце» не является устройством получения загара. Его главное назначение – компенсация дефицита солнечного света/энергии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

Протокол

от ________202    г. №___

Заведующий

МБДОУ ДС№56 «Северяночка»

________________ Т.В. Ревкова

Приказ от _______20___г № ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПО РАЗВИТИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ «ЛАБОРАТОРИЯ ИСКУССТВЕННОГО СОЛНЦА»

г. Нижневартовск

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.        Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Актуальность

4

1.1.2

Цель и задачи Программы

5

1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.2.1

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

6

1.3

Планируемые результаты освоения Программы (Целевые ориентиры)

8

1.4

Система оценки результатов освоения Программы

8

1.5

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

9

II.        Содержательный раздел

2.1

Общая структура занятий

11

2.2

Методические рекомендации последовательность подачи и освоения материала.

12

2.3

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

14

III.        Организационный раздел

3.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды

15

3.2

Кадровые условия реализации Программы

16

3.3

Материально-техническое обеспечение Программы

16

3.4

Планирование образовательной деятельности

16

3.4.1

Учебный план

16

3.4.2

Расписание непосредственно образовательной деятельности

17

3.4.3

Программный материал для практических занятий

17

3.4.4

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию физических способностей у детей

20

4

Перечень литературных источников

26

  1. Пояснительная записка

Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Поэтому, в МБДОУ ДС№56 «Северяночка» система воспитательно-оздоровительной работы, наряду с другими современными здоровье сберегающими факторами включает в себя дополнительное образование по развитию естественно-научных представлений. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного образования, которая способна обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. В связи с этим разработана данная программа  дополнительного образования по развитию естественно-научных представлений у детей на основе технологии  «Лаборатория искусственного солнца» .

Оздоровительная технология «Искусственное Солнце» направлена на решение основных проблем здоровья населения, вызванных неблагоприятными климатическими факторами, а именно - недостаточной инсоляцией. 

«Искусственное Солнце» не является устройством получения загара. Его главное назначение – компенсация дефицита солнечного света/энергии.

Развитие большинства заболеваний так или иначе связано с факторами окружающей среды: длительное воздействие «термальных стрессов», укороченный световой день и продолжительный период «биологической темноты», длительное пребывание в помещениях.

Естественное солнечное излучение характеризуется широким спектром светового воздействия с разной длиной волны и включает в себя излучение ультрафиолетового, видимого и инфракрасного диапазона. Технология «Искусственное солнце» позволяет воспроизвести широко спектральное излучение вместе с тем снизив мощность или вообще исключить излучение с длинами волн которые негативно сказываются на здоровье человека или могут привести к негативным последствиям.

«Искусственное Солнце» является многофункциональным прибором и имеет помимо основных, дополнительные режимы работы: «Коллагенарий», «Синий свет» и другие.

Глубина проникновения светового излучения в биоткань человека, а также поглощение и отражение, зависят в сильной степени от длины волны излучения. Так, в области диапазона 650 - 1200 нм наблюдается так называемая оптическая прозрачность биотканей, что означает наиболее глубокое проникновение в организм.

Красный диапазон λ=650 нм проникает до 25 мм, особенно эффективен для воздействия на мышцы и органы, расположенные на небольшой глубине под кожей:

  • поддерживает продукцию эритроцитов и гемоглобина;
  • оказывает регулирующее действие на органы чувств;
  • ускоряет кровоток;
  • обеспечивает быструю дезинтоксикацию путем выведения токсинов через кожу;
  • активизирует регенерацию поврежденных тканей. 

При воздействии на локальные кожные зоны красный цвет изменяет местную температуру в облученных тканях, вызывает расширение сосудов, увеличение скорости кровотока, что проявляется легкой гиперемией. Он повышает тонус поперечнополосатой и гладкой мускулатуры, стимулирует созревание коллагеновых структур. Отмечается выраженная стимуляция иммунитета и увеличивает количество эритроцитов. Красный цвет активизирует регенерацию поврежденных тканей, что используется для более быстрого заживления раневых и язвенных дефектов кожи и слизистых оболочек.

Зеленый и синий диапазоны энергетически значительно мощнее, задерживаются эпидермисом. Зеленое излучение поглощается более поверхностными тканями - эпидермисом и дермой, в подкожную жировую клетчатку проникает лишь 5% излучения.

Глубина проникновения зеленого излучения в ткани составляет 3-5 мм. Зеленый диапазон λ=530 нм:

  • оказывает стимулирующее действие на функцию гипофиза;
  • регулирует гормональную сферу;
  • благоприятно воздействует на микроциркуляцию;
  • оказывает умеренное антиспастическое действие, что приводит к уменьшению отечности тканей;
  • обладая десенсибилизирующим эффектом, уменьшает кожный зуд.

Синее излучение λ=460 нм тормозит нервно-психическую деятельность, понижает возбудимость нервных окончаний, оказывает противовоспалительное действие, способствует транспорту кислорода в ткани и кровь.

Синий свет с λ=420 - 460 нм превращает непрямой билирубин плазмы крови в прямой.

При этом необходимо создать сбалансированное излучение в синем диапазоне видимого спектра. Специальном образом в устройстве «Искусственное Солнце» минимизирована мощность излучения в диапазоне длин волн 450-500 нм. Таким образом, нивелируется избыточное воздействие синего света по причине повсеместного распространения искусственных источников синего света в жизни человека. 

Аппарат «Искусственное Солнце» включает в себя следующие режимы:

  • Режим «Солнце»

Воспроизводит излучение схожее с характеристиками солнца, что позволяет получать излучение с учетом сезонных и суточных изменений. В режиме реализована имитация восходов и закатов в соответствии с календарем заданной широты и часового пояса.

  • Режим «ЗЕНИТ»

Представляет собой вариант включения устройства на максимальную мощность излучения. Данный режим не предполагает получение загара. Его главное назначение - компенсация недостатка солнечного света. Характеризуются полным отсутствием излучения в ультрафиолетовом спектре а так же сниженными параметрами мощности излучения в синем спектре. Облучение с такими характеристиками рекомендовано для профилактики и нормализации сезонных расстройств.

  • Режим «Солнце+UV»

Режим аналогичен режиму «Солнце» но в нем реализована система энергетической УФ «подпитки». Данный режим не предполагает получение загара, его главное назначение - компенсация недостатка солнечного света.

  • Режим «ЗЕНИТ+UV»

Режим аналогичен режиму «Зенит» но в нем, так же реализована система энергетической УФ «подпитки». Данный режим не предполагает получение загара, его главное назначение - компенсация недостатка солнечного света.

Данные режимы аналогичны режимам «Солнце» и «ЗЕНИТ» но в них дополнительно происходит излучение в ультрафиолетовом диапазоне, необходимое для выработки витамина D.

Мощность ультрафиолетового и инфракрасного излучений в устройстве «Искусственное Солнце» снижено до безопасного для человека уровня, однако является достаточным для достижения эффективности в части компенсации дефицита солнечного света/энергии.

  • Режим «Коллагенарий»

В режиме происходит излучение красным светом в диапазоне длин волн от 590 до 670 нанометров с пиком на 633 нанометра. Такое излучение стимулирует способность кожи вырабатывать коллаген и эластин, повышает уровень кислорода и питательных веществ, а также стимулирует жизнеспособность клеток кожи и их  регенерацию. Процедура в режиме «Коллагенарий» проводится с целью уменьшения признаков старения кожи.

  • Режим «Синий свет»

В режиме происходит излучение синим светом в диапазоне длин волн от 405 до 520 нанометров. Такое излучение обладает выраженным обезболивающим действием, благоприятно воздействует на бронхо-легочную систему, стимулирует имунную систему.

Синий свет способен восстанавливать сон, удлинять его продолжительность и глубину. Синий свет способствует понижению АД, регулирует ритм дыхания, способствует регенерации тканей при ожогах, ранах, уменьшает чувство боли, снимает мышечное напряжение, воспаление. Излучение λ=460 нм тормозит нервно-психическую деятельность, понижает возбудимость нервных окончаний, оказывает противовоспалительное действие, способствует транспорту кислорода в ткани и кровь. Синий свет с λ=420 - 460 нм. превращает непрямой билирубин плазмы крови в прямой.

Освещенность на поверхности облучения:

Важным преимуществом использования мощных искусственных источников света для лечения САР является то, что при этом требуется значительно меньшее время одного сеанса: при 2 500 люкс для получения терапевтического эффекта требуется 2 часа облучения (точная симуляция эффекта солнечного облучения), при 5 000 люкс — 1 час, при 10 000 люкс — 30 мин. 

В некоторых редких случаях надо проводить более длительную светотерапию. 

Как показали исследования, дальнейшее увеличение интенсивности излучения сверх 10 000 люкс не приводит ни к дальнейшему увеличению терапевтического эффекта, ни к дальнейшему сокращению необходимого времени облучения, но лишь усиливает или вызывает неприятные и даже болезненные ощущения в глазах. 

Поэтому основным, наиболее часто применяемым режимом облучения при САР в настоящее время является режим 10 000 люкс в течение 30 мин дважды в день — рано утром и рано вечером. Лишь при высокой чувствительности глаз, жалобах на их раздражение и наличии свободного времени у пациента применяются более щадящие режимы — 5 000 люкс в течение 1 часа дважды в день или 2 500 люкс в течение 2 часов дважды в день.

В оздоровительных целях используются более щадящие режимы со сниженной мощностью излучения.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная программа, представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условий являются:

- содержательные условия;

- организационные условия;

- технологические условия (принципы, методы, приемы);

- материально-технические условия (развивающая среда);

- социокультурные условия (сетевое взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);

- контрольно-диагностические условия.

Рабочая программа «Искусственное солнце» по развитию интеллектуальных способностей составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

  • Закона «Об образовании в РФ»  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  от 17 октября 2013г
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г.  №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
  • Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  •  Программы развития МБДОУ на 2021-2025 годы и на период до 2030 года
  • Положения о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации

- Разработана с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного

 образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:

МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

- С учетом основной  общеобразовательной программы дошкольного образования

МБДОУ ДС№56 «Северяночка» Устава ДОУ

1.1.1 Актуальность

Актуальность данной программы заключается в  создании сетевого образовательного модуля, дополняющего программу  и  реализующегося в рамках сетевого взаимодействия. Благодаря этому программа нацелена не только на  укрепление здоровья, но и на развитие естественно-научных представлений у детей Под модулем понимается логически завершенная единица развивающего содержания, имеющая цели, задачи и предполагающая получение определенных результатов личностного характера.

Понятие «сетевой» употребляется в смысле интеграции основного и дополнительного образования, а также в использовании возможностей внешних партнеров, как являющихся субъектами системы образования, так и находящихся вне её (учреждения здравоохранения, образовательные объекты и прочее).

В модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается);

Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

В модуле реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра.

В модуле важна правильная эмоциональная установка воспитателя. Он выступает не как знающий взрослый, а как человек, получающий радость от познания нового.

1.1.2 Цели и задачи Программы

Цель программы: создание условий, для укрепления здоровья и разностороннего развития личности дошкольника средствами оздоровительной аэробики.

           Задачи программы:

  1. Оздоровительные:
  • поддерживает продукцию эритроцитов и гемоглобина;
  • оказывает регулирующее действие на органы чувств;
  • ускоряет кровоток;
  • обеспечивает быструю дезинтоксикацию путем выведения токсинов через кожу;
  • активизирует регенерацию поврежденных тканей. 
  • оказывает стимулирующее действие на функцию гипофиза;
  • регулирует гормональную сферу;
  • благоприятно воздействует на микроциркуляцию;
  • оказывает умеренное антиспастическое действие, что приводит к уменьшению отечности тканей;
  • обладая десенсибилизирующим эффектом, уменьшает кожный зуд.

 II  Развитие музыкальности.

- развивать способность слушать и чувствовать музыку

-  развивать чувство ритма

- развивать музыкальную память

IV.         Развитие психических процессов

- развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление

- развивать подвижность нервных процессов (скорость реакции, скорость мыслительных процессов)

V.         Развитие творческих способностей.

- развивать творческое воображение, фантазию

- развивать способность к импровизации

VI.         Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость

- воспитывать способность к сопереживанию, взаимопомощи, трудолюбие.

1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

В рабочей программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Рабочая программа по физическому развитию строится на принципах:

  1. Доступности:

-  требование оптимального соответствия задач, средств и методов обучения возможностям занимающихся.

2. Систематичности и последовательности:

- постепенная подача материала от простого, к сложному.

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядности:

-  практическая наглядность в учебно-тренировочном процессе осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

4. Динамичности:

- интеграция программы в разные виды  деятельности.

5. Дифференциации:

- учёт возрастных особенностей;

- учёт по половому различию;

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка.

    Кроме  принципов, выделяются формы, методы и средства физического развития и воспитания.

Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1.2.1 Формы, средства, методы реализации программы

Формы

Основной формой организации деятельности является групповое занятие по 6 детей. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

•Фронтальная

•Работа в парах, •Индивидуальная

В процессе реализации программы используются и другие формы организации деятельности воспитанников, такие как:

1.Разные виды занятий по оздоровительной аэробике;

  • учебно – тренировочное
  • тематическое
  • игровое
  • сюжетное

а так же:

Методы

1. Метод сходства. При подборе нескольких заданий за основу берется какая-то одна тема,

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3. Метод повторений.

4. Метод музыкальной интерпретации.  Разучивание потешек, пальчиковые игры

5.Исследовательский

Самостоятельное придумывание игровых сюжетов

6.Проблемного обучения

Творческое использование готовых знаний, самостоятельное их добывание

7.Соревновательный

Нахождение неординарных решений для достижения цели

Средства

1.Организация развивающей среды, способствующей развитию желания ребенка действовать с предметами, что влияет на формирование координации движений.

2. Аудио картотека,  , для формирования музыкальной памяти,  3.Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы;

4. Наглядный материал, картинки, схемы, символы.

5. Форма проведения итогов: мониторинг по усвоению программных задач

 

  1.  Планируемые результаты освоения Программы (Целевые ориентиры)

1.4 Система оценки результатов освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО,  целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

     Однако в ходе работы выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка. Для этого разработаны параметры и критерии для аутентичной оценки, которая  позволяет педагогу фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка и  оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе двигательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Мониторинг помогает оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Результаты мониторинга являются закрытыми. Данные диагностик, могут быть представлены родителям, по просьбе с целью совместных усилий семьи и ДОУ в развитии ребенка.

  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программ

  1. Содержательный раздел
  1. Общая структура занятий

1.Вводная часть (предложение темы)

  1. Основная часть (просмотр мультфильма, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, двигательная гимнастика)
  2. Заключительная часть (Релакс)

2.2 Методические рекомендации последовательность подачи и освоения материала

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

В дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников.

1. Анкетирование родителей, в рамках мониторинга, с целью выявления у них знаний о положительном влиянии оздоровительной аэробики на здоровье и двигательную активность детей.

2. Совместно с педиатром и медицинскими работниками изучение состояния здоровья детей записавшихся на кружок, анализ заболеваний за предыдущий период времени.

3. Создание в дошкольном образовательном учреждении сетевой взаимосвязи с родителями для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей средствами оздоровительной аэробики.

4. Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни. Ознакомление родителей с содержанием работы кружка (выступление на собраниях, оформление папок передвижек, статьи в газете детского сада).

  1. Организационный раздел
  1. Организация развивающей предметно-развивающей среды

  1. Устройство "Искусственное солнце", модель С-5.0
  2. Пуф мягкий  3шт.
  3. Телевизор
  4. Колонки

3.2. Кадровые условия реализации Программы

Сведения о педагоге:

ФИО: Батырова Элла Владимировна

Образование – высшее

Квалификационная категория: - первая

3.3 Материально-техническое обеспечение Программы

Кабинет площадью и освещенностью соответствует нормам СанПиН (площадь не менее 2 кв. м. на чел. В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.). Инвентарь хранится в специальном кабинете.

3.4. Планирование образовательной деятельности

3.4.1   Учебный план

п/п

Наименование услуги

форма проведения

Кол-во детей

Длительность занятия (минуты)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

1

Проведение занятий по развитию естественно-научных представлений у детей «лаборатория искусственного солнца»

групповая

6

30

2

8

96

3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности

Наименование занятий

День недели

Время и место проведения

Исполнитель

Проведение занятий по развитию естественно-научных представлений у детей «лаборатория искусственного солнца»

Воспитатель  первой квалификационной категории

3.4.3 Программный материал для практических занятий

  1. Перечень литературных источников

1. Вераксы Н. Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»// Мозайка-Синтез, М., 2014г.

2. https://workaut.by/news/chto-takoe-iskusstvennoe-solntse/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Искусственные материалы: пластик, полиэтилен, пластмасса".

Конспект НОД по познавательной деятельности. Подготовительная группа....

Консультация для педагогов «Растения для искусственного водоема»

Материал знакомить с растениями . которые необходимо разместить у искусственного водоема....

Статья на тему "Память и искусственные приёмы запоминания"

Данная статья поможет педагогам детских садов, правильно использовать приёмы мнемотехники  для развития мамяти, внимания, воображения и речи детей. К статье прилагаются примеры кодирования стихот...

Искусственный разум:детская гаджетозависимость.

Детская гаджетозависимость - актуальная проблема современного воспитания.Читать полностью на сайте "Счастливые родители": перейти по ссылке: http://www.parents.ru/article/iskusstvennyj-razu...

Конспект занятия подготовительной группы по ручному коллективному труду "Искусственные цветы для планеты "Шелезяка"

Данный материал поможет воспитателю организовать детей на коллективную работу и познакомить их с технологией  работы с проволокой и  нитью. А также закрепить знания об экологии планеты...

Искусственный снег

изготовление искусственного снега из соды и пены для бритья...

Искусственный снег из пены для бритья и соды

Чем занять малышей в зимнюю стужу. Искусственным снегом, сделанным из пены для бритья и соды....