Проект «Гаджеты и дети: да или нет?»
проект (старшая группа)
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов: сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – без них мы не представляем себе нашу современную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_gadzhety.docx | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка» г. Гагарин
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
Проект «Гаджеты и дети: да или нет?»
разработала: педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Алексеева О.В.
Паспорт проекта «Гаджеты и дети: да или нет?» | |
Актуальность проекта | В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов: сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – без них мы не представляем себе нашу современную жизнь. Наши дети с такой легкостью осваивают любые цифровые технологии, что взрослые только диву даются: еще и говорить не научился, а уже умеет включать и выключать планшет, требует играть телефоном или знает, как переключить каналы на любимый мультик. Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить своё чадо от современных веяний. С одной стороны, родителирадуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой – беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?» По данным исследований в России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3-6 лет. Цифровая активность ребят 5-10 лет - от одного до трех часов в сутки, а вместе с просмотром телевизора - 3-5 часов в день. Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса отмечает, что дошкольники, использующиегаджеты не более часа, успешнее в своем речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые проводят времени существенно больше. С одной стороны, без компьютерных технологий современную жизнь представить невозможно. С другой, по требованиям СанПиН дошкольникам разрешается проводить за компьютером (планшетом, сотовым телефоном) не более 10-30 минут в день в зависимости от возраста, а малышам до 3 лет - вообще настоятельно не рекомендуется. Многие специалисты также считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет, ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день,5-6 лет – не более двух часов в день. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт, включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать. Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.Отсутствиесобственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Исходя из вышеперечисленного и учитывая актуальность данной проблемы был разработан данный проект. |
Цель проекта | Выяснить, чем привлекательны гаджеты и телевидение для дошкольников, а также способствовать развитию умения находить увлекательные занятия без использования гаджетов. |
Задачи проекта | 1.Способствовать развитию интереса детей к правильному использованию компьютера и телефона. 2.Дать представления о влиянии компьютерных гаджетов на человека, об особенностях здоровья и условиях его сохранения. 3.Развивать творческие способности дошкольников, навыки общения. 4.Развивать речевые навыки участия в диалоге, умение выдвигать и доказывать свою гипотезу. 5.Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации. 6.Обратить внимание родителей на увлечения своих детей и дать рекомендации по организации деятельности детей без гаджетов. |
Планируемые результаты | 1.У детей начнут формироваться представления о влиянии гаджетов наздоровье. 2.Родители поменяют свое отношение к частому использованию их детьми компьютера, телевизора, телефона. 3.Совместной деятельности родителей с детьми станетбольше. |
Продолжительность проекта | Краткосрочный С 13 по 17 ноября 2023 г. |
Направленность проекта | Психопрофилактическая |
Форма работы | Групповая |
Участники проекта | Дети старшей группы, воспитатели, педагог-психолог, родители |
Этапы проекта | 1 этап. Организационный. - изучение психолого-педагогической и методической литературы; - составление плана работы по проекту. 2 этап. Основной. - проведение мероприятий согласно разработанному плану 3 этап. Заключительный. - подведение итогов работы по проекту; - оформление проекта. |
Перспективный план работы по проекту | ||
День недели | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
Понедельник | 1.Опрос детей «Гаджеты в твоем доме» 2. Рассматривание интерактивного альбома «Гаджеты в мире дошкольного детства» | |
Вторник | 1.Дидактическая игра «Шестой лишний» 2. Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон» | 1.Анкетирование родителей «Ваше отношение к современным гаджетам» |
Среда | 1.Проблемное обсуждение «Можно ли обойтись без гаджетов» 2.Чтение сказки «Прилипчивый телевизор» | |
Четверг | 1.Дидактическая игра «Придумай противоположное занятие». 2. Акция «Книга в подарок малышам» | 1. Буклет для родителей «Ваш ребенок за компьютером. Будьте бдительны!» |
Пятница | 1.Оформление стенгазеты «Стоп гаджеты: чем можно заняться без телефона» 2. Чтение сказки «Федя и компьютер» |
Опрос детей «Гаджеты в твоем доме»
Вопросы к детям | Да | Нет |
1.У тебя дома есть компьютеры, телевизоры, планшеты, телефоны? | ||
2. Ты умеешь ими пользоваться? | ||
3. Ты каждый день смотришь мультфильмы, играешь в компьютер, телефон? | ||
4. Что ты выберешь: игру в компьютер или творческую деятельность (рисование, лепка, конструирование). | ||
5.Родители любят смотреть телевизор, сидеть в компьютере? |
Вопросы к детям | Да | Нет |
1.У тебя дома есть компьютеры, телевизоры, планшеты, телефоны? | ||
2. Ты умеешь ими пользоваться? | ||
3. Ты каждый день смотришь мультфильмы, играешь в компьютер, телефон? | ||
4. Что ты выберешь: игру в компьютер или творческую деятельность (рисование, лепка, конструирование). | ||
5.Родители любят смотреть телевизор, сидеть в компьютере? |
Проблемное обсуждение «Можно ли обойтись без гаджетов?»
Цель: подвести детей к пониманию, что в дошкольном детстве в приоритете должна быть игра и другая деятельность, не связанная с компьютером и телевизором; побуждать детей к высказываниям и простым умозаключениям.
Примерный ход:
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли обойтись без гаджетов? Давайте представим, что у вас дома нет телевизора, компьютера. Чем будете заниматься? (ответы детей)
Игра «Я знаю пять занятий» (с мячом)
Ребенок берет в руки мяч и говорит: «Я знаю пять занятий». Подбрасывает мяч и называет действия. Например: гулять –раз, рисовать – два, лепить – три, помогать маме – четыре, строить – пять.
Воспитатель предлагает заполнить таблицу «Влияние гаджетов на твое здоровье» картинками.
Анкета для родителей «Ваше отношение к современным гаджетам» | ||
1. У вас дома есть компьютер, ноутбук, телевизор, планшет, телефон? | ||
да | нет | |
2. В каком количестве (подчеркните): | ||
до 3 | от 3 до 5 | больше 5 |
3. Вы каждый день пользуетесь компьютером? | ||
да | нет | |
4. У вас каждый день включается телевизор? | ||
да | нет | иногда |
5. Вы разговариваете по телефону (подчеркните): | ||
больше по работе | больше по личным вопросам | больше по семейным вопросам |
6. Ваши дети смотрят мультфильмы каждый день? | ||
да | нет | |
7. Ваши дети играют в компьютере, в планшете? | ||
да | нет | иногда |
8. Сколько вы разрешаете ребенку играть в телефон, компьютер? | ||
20-30 минут в день | от 1 до 2 часов | весь вечер/день |
9. Вы свободны и спокойны, когда дети заняты гаджетами? | ||
да | нет | |
10. Вы могли бы обходиться без компьютера и телевизора? | ||
да | нет | иногда |
Дидактическая игра «Придумай противоположное занятие»
Цель: акцентировать внимание детей на возможных вариантах деятельности, заменяющих гаджеты.
Ход: воспитатель называет действия, связанные с гаджетами.
Например: «Играть в компьютере». Ребенок должен придумать занятие с таким же глаголом, но с другими предметами, объектами.
Например: «Играть с машинами».
Примеры:
1.Смотреть телевизор – смотреть в окно
2.Разговаривать по телефону – разговаривать с мамой
3.Общаться по скайпу – общаться с друзьями
4. Смотреть ролики в интернете – смотреть книжки, картинки
5.Играть в планшете – играть с братом
Дидактическая игра «Шестой лишний»
Цель: развивать внимание детей, умение выделять качества предметов; находить лишний предмет.
Ход: Ребенку предлагаются карточки с шестью предметами. Необходимо рассмотреть и выделить один лишний.
1 карта: 1 вариант - пять телефонов и один пульт;
2 вариант – пять предметов с кнопками и один с экраном.
2 карта: пять предметов, относящихся к компьютеру и один телефон
3 карта: пять предметов с экраном и один кнопочный телефон
Сказка «Прилипчивый телевизор»
Автор: Татьяна Холкина
Один мальчик, которого звали Ваня, прилип к телевизору. Сначала родители думали, что он его просто смотрит, но оказалось, что он прилип.
Ваня с утра вскочил и сразу посмотрел мультики про смешариков, потом мультики про котенка Васю, потом какие-то новости, потом кино, ещё мультики, потом передачу про лыжный спорт, про животных, а когда пришла пора идти гулять, выяснилось, что Ваня прилип!
Тянули-тянули Ваню от телевизора, как репку, чуть голову не оторвали. Не отлепили.
Пришлось Ване идти гулять вместе с телевизором. На качелях кататься не удобно - телевизор Ваню перевешивает, на горке опасно - вдруг разобьется! В песочницу мальчик с телевизором не поместился. Стали в догонялки играть - ох как тяжело с телевизором-то бегать!
По лестнице домой Ваня поднимался - стукнулся телевизором о перила, на телевизоре здоровенная шишка вскочила! Стал Ваня умываться - пришлось и телевизор после улицы с мылом вымыть. Вот наказание!
И обедать пришлось вместе с телевизором. Тут выяснилось, что у телевизора рта нет, только всякие маленькие дырочки. Так что ел Ваня одни макароны, в дырочки пропихивал.
Стала мама перед сном Ване книжку читать, а телевизору это не понравилось, он сразу концерт включил с громкой музыкой. Пришлось звук убавить и без книжки засыпать.
Как надоел телевизор Ване!
Назавтра отвели Ваню вместе с телевизором в больницу. Врач его постукал, послушал, программы попереключал, температуру телевизору смерил. Ничего не понял:
- Феноменально! Редчайший случай! Но, - говорит, -мы телевизоры не лечим. Несите его к телемастеру!
Пришлось вести мальчика вместе с телевизором в телемастерскую. А там говорят: «Нет, мы мальчиков не ремонтируем!»
Что же делать? Неужели так и придется всю жизнь с телевизором прожить? У мальчика уже волосы дыбом, как антенны, стоят!
И тут Ваня встретил на улице доброго волшебника.
- Помоги мне, пожалуйста, отлепиться от телевизора, -попросил Ваня.
- Ай-яй-яй, как же это тебя угораздило? - удивился волшебник.
- Ну, я, наверное, слишком много смотрел телевизор, мне все казалось интересным. Помоги мне, пожалуйста, я больше так не буду!
Добрый волшебник сказал волшебные слова «телекыш-телебрысь», и мальчик, наконец, отлип от телевизора!!!
- Ура, - закричал он на всю улицу. - Я свободен! Без телевизора я могу и гулять, и играть, и читать! У меня теперь много времени!
- Беги-беги, - сказал ему добрый волшебник. - Только, пожалуйста, не липни больше к телевизору. Это очень вредно!
- Ни за что! - пообещал Ваня. - Я теперь знаю, какой он прилипчивый!
Сказка «Федя и компьютер»
Автор: Ирина Маниченко
Жил-был в одном городе мальчик по имени Федя. Он был замечательным мальчиком, очень добрым и отзывчивым. Было у него много друзей. И все бы было хорошо, только вот однажды папа принёс в дом компьютер.
Феде компьютер сразу очень понравился. Он так им заинтересовался, что почти не отходил от него. Как только просыпается, сразу бежит к своему новому другу — компьютеру. И почти весь день играет в разные игры.
Родители начали переживать, что Федя так увлёкся компьютером, что зрение у него может от этого испортиться. Пытались с ним разговаривать, но Федя и слушать никого не хотел!
Как-то раз, едва проснувшись, Федя, как обычно, сел за компьютер и начал играть.Мама позвала его завтракать, но Федя сказал, что очень занят и кушать пока не будет.
- Иди хоть умойся, - сказала мама.Но Федя не обратил на её слова никакого внимания.Потом за Федей зашли ребята и позвали играть в футбол. Но он не смог оторваться от компьютера и гулять не пошёл. Ребята обиделись, что Федя совсем забыл про них в последнее время, и ушли.
Так Федя играл до самого вечера, пока не почувствовал, что глаза его совсем устали, а живот настойчиво просит есть. Хотел Федя встать из-за стола, но не смог. С ним стали происходить какие-то странные вещи: руки совсем не слушались, продолжали против Фединой воли нажимать на клавиши клавиатуры; а ноги и того хуже — онемели, и Федя не мог ступить и шагу.
Что же делать?Пришла мама, но и она ничем не смогла помочь. Федины руки по-прежнему делали, что хотели, а ноги ничего делать не могли.
- Как же я теперь буду кушать и играть в футбол? — заплакал Федя.
Тогда мама позвала доктора. Доктор внимательно осмотрел Федю и дал таблетку, после которой руки и ноги стали слушаться. А потом протянул флакончик с витаминами.
- Это не простые витамины, а волшебные, - сказал доктор Феде. - Они помогут тебе играть на компьютере. Как только захочешь сесть за компьютер, так съешь одну витаминку, и с твоими руками и ногами ничего не случится. Но помни: витамины эти действуют всего 30 минут. Если через полчаса ты не отойдёшь от компьютера, руки опять перестанут тебя слушаться, а ноги онемеют. И я тебе уже больше не смогу помочь.
Так Федя и стал делать: съедал витаминку и полчаса играл на компьютере. А потом шёл заниматься другими делами. Сначала Феде было очень трудно бросать игру, но он вспоминал про свои ручки и ножки, про то, как плохо, когда они не слушаются, и выключал компьютер. А потом он так к этому привык, что и не расстраивался.
Ещё Федя понял, что ручкам и ножкам нужно много двигаться, бегать, прыгать, что нужно помогать маме и делать много других полезных дел. Тогда с ними ничего не случится, и они будут исправно служить ему всю жизнь. И с тех пор, как Федя это понял, витамины ему больше не нужны стали. Он сам научился управлять собой и своим временем! Родители были очень рады, что Федя стал таким самостоятельным. А друзей у него появилось ещё больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гаджеты и дети. Компьютерные игровые средства: "За" или "Против"?
Новые технологии активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, мобильный телефон, планшеты ...
Гаджеты и дети
Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых» штучек. Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом станов...
Консультация для родителей "Влияние электронных гаджетов на детей дошкольного возраста".
Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора. Де...
буклет "Влияние электронных гаджетов на детей".
Памятка для родителей ДОУ....
Проект "Гаджеты - вред или польза"
Проект "Гаджеты - вред или польза"...
Консультация для родителей детей раннего возраста "Чем опасны гаджеты для детей раннего возраста"
Кратко о том как влияют компьютеры, смартфоны, планшеты....
Исследовательский проект «Гаджеты польза или вред»
Актуальность темы в том, что научные знания не стоят на месте. В двадцать первом веке гаджеты прочно вошли в жизнь людей и сложно представить ребенка, который не пользуется гаджетами и Интернетом,...