Рекомендации для воспитателей и родителей "Закаливание детей раннего возраста"
консультация

Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат – снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

Для достижения поставленной цели необходимы следующие условия:

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей раннего возраста – одежда по погоде, чистый, свежий воздух и его температура. Для этого чтобы выполнить все требования к качеству воздуха помещений, его проветривают сквозным способом до 5 раз в день. Такое пульсирующее проветривание помогает детям вырабатывать устойчивость к холоду. Специальные методы – это непосредственно закаливающие мероприятия, они зависят от сезона времени года на улице и конкретных возможностей данного дошкольного возраста. Оптимально будет, если и специальные, и неспециальные методы закаливания детей раннего возраста будут доступны для воспроизведения в домашних условиях.

Методы закаливания в группе раннего возраста:

1. Утренняя гимнастика.

2. Одежда в группе и на улице по погоде.

3. Прогулки каждый день с подвижными играми.

4. Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).

5. Хождение босиком дои после сна.

6. Гимнастика и хождение по ребристым дорожкам.

7. Умывание холодной водой.

Виды закаливания

Основные или специальные закаливающие процедуры включают в себя закаливание воздухом, закаливание солнцем и закаливание водой.

Воздушные ванны самая первая процедура закаливания для новорожденных. Известно, что младенцы до года потребляют в 2,5 раза больше кислорода, чем взрослые, это связано и с большим количеством энергозатрат. Поэтому, обязательно регулярное (4-5 раз в день) проветривание комнатки с малышом. Летом желательно держать форточки открытыми постоянно, однако, очень важно не допустить сквозняка. Воздушные ванны для младенцев начинают проводить еще в родильном доме, когда во время пеленания оставляют их ненадолго без одежды. В летнее время новорожденного можно выносить на прогулку сразу, на 20 - 40 минут, постепенно увеличивая количество времени, а в зимнее время лучше после 2-3 недель, при температуре воздуха не ниже 5 градусов.

Солнечные ванны – процедура более ответственная. До 3-х лет нужно с повышенным вниманием относиться к попаданию ультрафиолетовых лучей на чувствительную кожу ребенка. В летнее время существует опасность перегревания поэтому рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22° С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30° С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры.

Самым популярным и действенным закаливанием являются водные процедуры. Методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от возраста и переносимости. Традиционные водные процедуры подходят для грудных детей (2-3 месяца): купание - ежедневно, при температуре воды 37 - 36°С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.; умывание, подмывание проводят при температуре воды 28° С, через день снижают на 1 - 2° С и доводят до 20 - 22° С. Так же постепенно вводят процедуру обтирания - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания. И финальным этапом традиционного водного закаливания является обливание. Начинают процедуру со спинки, затем грудь, животик, в последнюю очередь ручки. Поток воды должен быть сильным. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.

Существует так же нетрадиционное закаливание. К нему относится любой метод закаливания, где существует прямое соприкосновение обнаженного тела человека с воздухом отрицательной температуры, ледяной водой, снегом. Но такой способ закаливания для детей раннего возраста использовать не рекомендуется.

Закаливание детей при помощи массажа стоп. Один из самых распространенных методов закаливания детей является естественный массаж стоп. Для такого массаж можно использовать специальные дорожки, поверхность которых похожа на песок или мелкую гальку. Применение такого массажера не просто закаливает, но и оздоравливает организм. Так как действие поверхности благотворно отражается на работе внутренних органов. Ножки ребенка расслабляются, усталость уходит. Кроме того, именно такой массаж стоп является прекрасной профилактикой болезней дыхательных путей. Криомассаж. Методика криомассажа (КМС) стоп ребенка — это новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в условиях детских садов. Особенность этой методики в том, что она предусматривает применение холода. Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей солевой смеси.

Признаки эффективности закаливания:

Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие – бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит – хороший, активно ест все предлагаемые блюда, вовремя еды не отвлекается.

Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5–10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей — неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа — дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа — дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

Планированием работы в группе предусматривают закаливающие мероприятия, которые проводятся в группе в течение всего календарного года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_v_gruppah_rannego_vozrasta.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

Для достижения поставленной цели необходимы следующие условия:

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей раннего возраста – одежда по погоде, чистый, свежий воздух и его температура. Для этого чтобы выполнить все требования к качеству воздуха помещений, его проветривают сквозным способом до 5 раз в день. Такое пульсирующее проветривание помогает детям вырабатывать устойчивость к холоду. Специальные методы – это непосредственно закаливающие мероприятия, они зависят от сезона времени года на улице и конкретных возможностей данного дошкольного возраста. Оптимально будет, если и специальные, и неспециальные методы закаливания детей раннего возраста будут доступны для воспроизведения в домашних условиях.

Методы закаливания в группе раннего возраста:

1. Утренняя гимнастика.

2. Одежда в группе и на улице по погоде.

3. Прогулки каждый день с подвижными играми.

4. Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).

5. Хождение босиком дои после сна.

6. Гимнастики и хождение по ребристым дорожкам.

7. Умывание холодной водой.

Виды закаливания

Основные или специальные закаливающие процедуры включают в себя закаливание воздухом, закаливание солнцем и закаливание водой.

Воздушные ванны самая первая процедура закаливания для новорожденных. Известно, что младенцы до года потребляют в 2,5 раза больше кислорода, чем взрослые, это связано и с большим количеством энергозатрат. Поэтому, обязательно регулярное (4-5 раз в день) проветривание комнатки с малышом. Летом желательно держать форточки открытыми постоянно, однако, очень важно не допустить сквозняка. Воздушные ванны для младенцев начинают проводить еще в родильном доме, когда во время пеленания оставляют их ненадолго без одежды. В летнее время новорожденного можно выносить на прогулку сразу, на 20 - 40 минут, постепенно увеличивая количество времени, а в зимнее время лучше после 2-3 недель, при температуре воздуха не ниже 5 градусов.

Солнечные ванны – процедура более ответственная. До 3-х лет нужно с повышенным вниманием относиться к попаданию ультрафиолетовых лучей на чувствительную кожу ребенка. В летнее время существует опасность перегревания поэтому рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22° С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30° С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры.

Самым популярным и действенным закаливанием являются водные процедуры. Методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от возраста и переносимости. Традиционные водные процедуры подходят для грудных детей (2-3 месяца): купание - ежедневно, при температуре воды 37 - 36°С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.; умывание, подмывание проводят при температуре воды 28° С, через день снижают на 1 - 2° С и доводят до 20 - 22° С. Так же постепенно вводят процедуру обтирания - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания. И финальным этапом традиционного водного закаливания является обливание. Начинают процедуру со спинки, затем грудь, животик, в последнюю очередь ручки. Поток воды должен быть сильным. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.

Существует так же нетрадиционное закаливание. К нему относится любой метод закаливания, где существует прямое соприкосновение обнаженного тела человека с воздухом отрицательной температуры, ледяной водой, снегом. Но такой способ закаливания для детей раннего возраста использовать не рекомендуется.

Закаливание детей при помощи массажа стоп. Один из самых распространенных методов закаливания детей является естественный массаж стоп. Для такого массаж можно использовать специальные дорожки, поверхность которых похожа на песок или мелкую гальку. Применение такого массажера не просто закаливает, но и оздоравливает организм. Так как действие поверхности благотворно отражается на работе внутренних органов. Ножки ребенка расслабляются, усталость уходит. Кроме того, именно такой массаж стоп является прекрасной профилактикой болезней дыхательных путей. Криомассаж. Методика криомассажа (КМС) стоп ребенка — это новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в условиях детских садов. Особенность этой методики в том, что она предусматривает применение холода. Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей солевой смеси.

Признаки эффективности закаливания:

Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие – бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит – хороший, активно ест все предлагаемые блюда, вовремя еды не отвлекается.

Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5–10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей — неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа — дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа — дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

Планированием работы в группе предусматривают закаливающие мероприятия, которые проводятся в группе в течение всего календарного года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

 Как родителям способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром ...

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возрастаКак способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром.Как направлять поведение ребенкаКак способствовать развития л...

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Рекомендации воспитателям по адаптации детей раннего возраста.

Что такое адаптация? Как отмечает И.Б.Куркина   "адаптация - это приспособительская реакция, основанная на инстинкте самосохранения. Инстинкт самосохранения предполагает избегание опасных, н...