Рекомендации воспитателям по адаптации детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)

Сурина Любовь Николаевна

Что такое адаптация? Как отмечает И.Б.Куркина   "адаптация - это приспособительская реакция, основанная на инстинкте самосохранения. Инстинкт самосохранения предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым,выполняющим функции воспитателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией."

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Сурина Л.Н.

                 Рекомендации воспитателям по адаптации детей раннего возраста.

         Что такое адаптация? Как отмечает И.Б. Куркина, «...адаптация - это приспособительная

реакция, основанная на инстинкте самосохранения. Инстинкт самосохранения предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции воспитателя, да

ещё в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребёнка именно такой неблагоприятной ситуацией».  У малыша меняются жизненные условия – нет рядом мамы, меняется режим, к которому он привык, рядом много других детей, чужие взрослые. Находясь, первые дни в детском саду, ребенок находится в стрессовом состоянии –  плачет, отказывается от новых игрушек, нарушается сон,  снижается аппетит, может заболеть.

       Привыкание у детей в детском саду проходит по разному. Продолжительность привыкания малыша зависит от разных факторов:

 состояние здоровья ребенка;  обстановка в семье; соответствует ли  домашний режим с режимом ДОУ;  развиты ли навыки  самообслуживания – проситься в туалет;  самостоятельно садиться на стул;  пользоваться ложкой  при приеме пищи; кушать  не протертую  и разнообразную пищу; самостоятельно пить из чашки; активно участвовать в умывании, одевании и раздевании.  

        Чтобы ускорить процесс  привыкания детей к новым условиям, в первую очередь необходимо оказать помощь родителям.  Взрослые сами, болезненно расставаясь с малышом, могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства.  До прихода малыша в детский сад необходимо познакомить родителей с условиями   пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием, а  также от избавления  вредных привычек малыша - сосание соски, бутылочки и  использование памперсов. Во время посещения ребенка  в детский сад,   необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия.  Во время пандемии можно использовать технические ресурсы. В этот период игры, занятия, утренники  можно снять на камеру и отправить в группы родителей в Viber, WhatsApp . Это поможет родителям успокоиться, увидев,  чем малыш занимается, как себя чувствует в группе. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.    

        Задача воспитателя окружить ребенка заботой, вниманием, войти в доверие.  Встречая малыша, воспитатель должен быть всегда в хорошем настроении, улыбаться. Должен быть настоящим артистом – сегодня Петрушка, завтра зайчик с мыльными пузырями; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента. Иногда помогает отвлечь ребенка от слез просто беседа – спросите  у него, видел ли он птичку (кису и т.д.) на улице?  «Саша машина опять сломалась, ты поможешь ее отремонтировать?» и Саша улыбается и бежит за машиной. Можно встретить малыша  с яркой игрушкой,  на которую он обратит внимание  и забудет о своем плохом настроении. Чтобы успокоить ребенка, надо перевести внимание на себя, отвлечь, создать нестандартную ситуацию: неожиданное движение, выразительное пение, хлопок в ладоши, намеренно преувеличенное утешение и т.д., уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать потешки,  колыбельные песенки, чтобы при случае отвлечь ребенка, успокоить.  

Во время адаптации   малыша   воспитателям  можно использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).

Если воспитатель найдет подход к ребенку, почувствует его,  то адаптация малыша пройдет гладко.

Литература: Русаков А.С. Адаптация ребёнка к детскому саду/Советы педагогам и родителям. - СПб.: Речь, Образовательные проекты.- М.:Сфера,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду

Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной сред...

методические рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду

методические рекомендации по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду...

Рекомендации для родителей "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду".

Рекомендации для родителей ,помогающие ребенку в адаптации к новым  для него условиям...

Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду

В данном материале предоставлены рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду...

Рекомендации для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...

Рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"

Материал предназначен для педагогов ДОУ с целью взаимодействия с родителями детей раннего возраста по периоду адаптации в детском саду....

Рекомендации для родителей "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"

Рекомендации родителям из опыта работы, как преодалеть период адаптации у детей раннего возраста....