Программа по формированию здорового образа жизни.
рабочая программа (старшая группа)
Программа по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-po-zdorovesbere.docx | 52.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи Программы.
- Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.
- Организация двигательного режима.
- Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ.
- Планирование работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Работа с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
- Литература.
Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,
развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом
Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и
укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
Ожидаемый результат:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы
Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.
- Снижение уровня заболеваемости детей.
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
- Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-
личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно- оздоровительной работы.
Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:
Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию
валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный
результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.
Организация двигательного режима детей.
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Модель режима двигательной активности детей
Виды занятий | Варианты содержания | Особенности | |
организации | |||
Утренняя | ∙ | Традиционная | |
гимнастика | гимнастика | Ежедневно утром, на | |
∙ | Аэробика | открытом воздухе или в | |
∙ | Ритмическая гимнастика | зале. | |
∙ | Корригирующая | Длительность 10-12 | |
гимнастика | мин. | ||
Физкультурные | ∙ | Традиционные занятия | |
занятия | ∙ | Игровые и сюжетные | |
занятия | |||
∙ | Тематические занятия | Два занятия в неделю в | |
∙ | Занятия на свежем | физкультурном зале. | |
воздухе | Длительность 20-35 | ||
мин. | |||
Физкультминутки | ∙ | Упражнение для снятия | |
общего и локального | |||
утомления | |||
∙ | Упражнения для кистей | Ежедневно проводятся | |
Музыкальные | рук | во время занятий по | |
минутки | ∙ | Гимнастика для глаз | развитию речи, ИЗО, |
∙ | Гимнастика для | формированию | |
улучшения слуха | математических | ||
∙ | Дыхательная гимнастика | представлений. | |
∙ | Упражнения для | Длительность 3-5 мин. | |
профилактики | |||
плоскостопия | |||
Корригирующая | ∙ | Разминка в постели – | Ежедневно, при |
гимнастика после | корригирующие | открытых фрамугах в | |
сна | упражнения и | спальне или группе. | |
самомассаж | Длительность 7-10 мин. | ||
∙ | Оздоровительная ходьба | ||
по массажным и | |||
ребристым дорожкам | |||
∙ | Развитие мелкой | ||
моторики | |||
Подвижные игры | ∙ | Подвижные игры средней | Ежедневно, на |
и физические | и низкой интенсивности | утренней прогулке. | |
упражнения на | ∙ | Народные игры | Длительность 20-25 |
прогулке | ∙ | Эстафеты | мин. |
∙ | Спортивные упражнения | ||
(катание на санках) |
∙ | Игры с элементами | ||
спорта (футбол, | |||
бадминтон, хоккей) | |||
∙ | Музыкальные игры | На прогулке во второй | |
∙ | Школа мяча | половине дня | |
Длительность 15- | |||
20мин. | |||
«Недели | ∙ | Занятия по валеологии | |
здоровья» | ∙ | Самостоятельная | |
двигательная | |||
деятельность | |||
∙ | Спортивные игры и | ||
упражнения | 4 раза в год (в октябре, | ||
∙ | Совместная трудовая | январе, марте, июле) | |
деятельность детей, | |||
педагогов и родителей | |||
∙ | Развлечения. | ||
∙ | Игровые | ||
Спортивные | ∙ | Соревновательные | Праздники проводятся |
праздники и | ∙ | Сюжетные | 2 раза в год. |
физкультурные | ∙ | Творческие | Длительность не более |
досуги | ∙ | Комбинированные | часа. |
∙ | Формирующие здоровый | Досуги - один раз в | |
квартал. | |||
образ жизни | |||
Длительность не более | |||
30 мин. | |||
Самостоятельная | ∙ | Самостоятельный выбор | Ежедневно, во время |
двигательная | движений с пособиями, с | прогулки, под | |
деятельность | использованием | руководством | |
самодельного или | воспитателя. | ||
приспособленного | Продолжительность | ||
инвентаря. | зависит от | ||
индивидуальных | |||
особенностей. | |||
Участие | Подготовка и | ||
родителей в | проведение | ||
физкультурно- | физкультурных | ||
оздоровительных, | досугов, праздников, | ||
массовых | дней здоровья. | ||
мероприятиях, | |||
занятиях |
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных
упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия
В ходе проведения используются ритмические, музыкально-
дидактические, речевые, хороводные, музыкальные, коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной
нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках,
движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Оздоровительно - развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников:
- оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии;
- оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки;
- оздоровительно-развивающие игры при дискинезии желчевыводящих путей;
- оздоровительно-развивающие игры при ожирении;
- оздоровительно-развивающие игры при функциональных нарушениях
Данные игры имеют соревновательный, кооперативный и не соревновательный характер.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в
мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние
покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату,
далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.
Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.
Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект
— через год.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими
упражнениями.
Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема
пищи.
Широко использовать для закаливания и оздоровления не
традиционное физкультурное оборудование.
Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
После сна выполнять упражнения для пробуждения.
- Применять точечный массаж.
- В осенне-зимний период применять чесночные бусы.
Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий:
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня; возраст детей | Особенности методики проведения |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
1.Подвижные и спортивные игры | Как часть физ.занятия, как прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. |
2.Физкультурные минутки | Вовремя ООД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах | Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. |
3.Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой. | Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время. |
4.Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшей группы | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур. |
5.гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшей группы. | Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности. |
6.Закаливание (упражнения сна) | после | Ежедневно, начиная с младшего возраста. | Комплексы физ.упражнений в спальне и группе. | |||||
7.Динамические паузы | Во время ООД и между | В ООД | в | виде | игр. | |||
ООД 2-5минут по мере | Между | ООД | в | виде | ||||
утомляемости. | танцевальных | |||||||
движений, элементов | ||||||||
релаксации. | ||||||||
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||||||
1.Физкультурное | 2-3 раза в неделю в | Занятия | проводятся в | |||||
занятие | спортивном или | соответствии | ||||||
музыкальном залах. | программой, по которой | |||||||
работает ДОУ. Перед | ||||||||
занятием необходимо | ||||||||
хорошо проветрить | ||||||||
помещение. | ||||||||
2.Проблемно-игровые | В свободное время, можно | Занятие | может быть | |||||
(игротреннинги | и | во второй половине дня. | организовано не | |||||
игротерапия) | Время | строго | не | заметно | для ребенка, | |||
фиксировано | посредством включения | |||||||
педагога | в процесс | |||||||
игровой деятельности. | ||||||||
3.Коммуникативные игры | 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и | ||||||
др. | ||||||||
4. Занятия факультатива | 1 раз в неделю по 30 мин | Могут быть включены в сетку занятий в | ||||||
«Букварь здоровья» | качестве | |||||||
познавательного | ||||||||
развития | ||||||||
5.Самомассаж | В зависимости от | Необходимо объяснить | ||||||
поставленных педагогом | ребенку серьезность | |||||||
целей, сеансами либо в | процедуры и дать детям | |||||||
различных формах | элементарные знания о | |||||||
физкультурно- | том, как не нанести вред | |||||||
оздоровительной работы | своему организму | |||||||
3. Коррекционные технологии | ||||||||
1.Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 | Занятия используют для |
мин. со старшего возраста | психологической | |
терапевтической и | ||
развивающей работы. | ||
Сказку может | ||
рассказывать взрослый, | ||
либо это может быть | ||
групповое | ||
рассказывание, где | ||
рассказчиком является | ||
не один человек, а | ||
группа детей | ||
2.Технологии | В различных формах | Используются в |
музыкального | физкультурно- | качестве |
воздействия | оздоровительной работы; | вспомогательного |
либо отдельные занятия 2-4 | средства как часть | |
раза в месяц в зависимости | других технологий; для | |
от поставленных целей | снятия напряжения, | |
повышения | ||
эмоционального | ||
настроя и пр. | ||
3.Технологии | Сеансами по 10-12 занятий | Группы составляются |
коррекции поведения | по 25-30 мин. со старшего | не по одному признаку - |
возраста | дети с разными | |
проблемами | ||
занимаются в одной | ||
группе. Занятия | ||
проводятся в игровой | ||
форме | ||
4.Фонетическая | 2 раза в неделю с младшего | Цель занятий - |
ритмика | возраста не раньше чем | фонетическая грамотная |
через 30 мин. после приема | речь без движений | |
пищи. |
Планирование работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Совместная | |||
деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | |||
1 | Утренняя гимнастика с использованием корригирующих и дыхательных | ежедневно | воспитатели |
упражнений |
2 | Организация жизни детей в | ежедневно | воспитатели |
адаптационный период, создание | |||
комфортного режима | |||
3 | Физкультурные занятия | 3 раза в | воспитатели |
неделю | |||
4 | Спортивные развлечения и праздники | 1 раз в месяц | |
5 | Специальные гимнастические | ежедневно | воспитатели |
упражнения для профилактики | |||
плоскостопия, нарушения осанки. | |||
Динамические паузы во время | ежедневно | воспитатели | |
проведения НОД | |||
6 | Гимнастика после дневного сна | ежедневно | воспитатели |
7 | Прогулки на воздухе с включением | ежедневно | воспитатели |
подвижных игр и игровых упражнений | |||
8 | Организация самостоятельной | ежедневно | воспитатели |
двигательной активности детей | |||
9 | Гимнастика для глаз | ежедневно | воспитатели |
10 | Пальчиковая гимнастика | ежедневно | воспитатели |
11 | Дыхательная гимнастика в игровой | ежедневно | воспитатели |
форме | |||
12 | Хождение босиком по «дорожке | ежедневно | воспитатели |
здоровья» | |||
13 | Обширное умывание | ежедневно | воспитатели |
14 | Игры с водой | в теплое | воспитатели |
время года | |||
15 | Воздушные ванны (облегченная одежда | ежедневно | воспитатели |
соответствует сезону года) | |||
16 | Хождение босиком на траве | в теплое | воспитатели |
время года |
- Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления
здоровья детей
№ | Задачи | Мероприятия |
Формирование у | Родительские собрания, индивидуальные и | |
родителей системы | групповые консультации: | |
знаний в вопросах | ||
укрепления и | «Как сохранить здоровье ребенка»; | |
сохранения | «Организация закаливания» | |
физического и | «Одежда и здоровье ребенка» | |
психического | ||
«Как сделать зарядку любимой привычкой | ||
здоровья детей | ||
ребенка» |
«Формирование у детей привычки здорового питания» «Роль витаминов в детском питании» «Правильное питание детей – основа их здоровья» «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста» «Оздоровление детей в условиях детского сада и семьи» «Особенности питания детей в зимний период» «Двигательная активность дошкольника – залог улучшения физического состояния» «Закаливаем детей дома и в детском саду» 1. Анкетирование родителей. «Физическое развитие и оздоровление в семье» «Развитие двигательной активности ребенка в семье» «Физкультура в Вашей семье»
«Как не нужно кормить ребенка» «Витамины, здоровые продукты и здоровый организм» «Советы родителям по питанию» «Здоровый образ жизни» «Игры с детьми на свежем воздухе» «Значение режима дня для здоровья дошкольника» «Чего нельзя делать в дошкольном возрасте» «Как организовать полноценный сон ребенка» «Как сохранить зрение ребенка» «Соки – напитки защиты организма от простуды» «Простуда, или ОРВИ, у малышей» «О детской одежде» «Физическое воспитание ребенка»
|
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ю. Ф. Змановский Программа «Воспитываем детей здоровыми»
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
- Программа «Здоровый ребёнок», разработанная коллективом ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей от 1,5 до 7 лет)
- Программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка.
- Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой
- Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина
- Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.
- Крылова И.И. .Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и ...
Программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Будь здоров!»
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды...
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...
Программа по формированию здорового образа жизни у детей в первой младшей группе
В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Программа обеспечива...
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни "Мы любим спорт"
Рабочая программа...