Нейрофитнес как средство профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Ахметгариева Динара Фиргатовна

Одним из эффективных способов коррекции нарушений, способствующих правильному формированию осанки и стопы у детей дошкольного возраста является нейрофитнес. То есть, комплекс специальных игр и упражнений, подобранных таким образом, что сочетаются как двигательные, так и развивающие задания. Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития и происходит его качественное изменение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейрофитнес как средство профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Целевая аудитория:

  • Воспитатели дошкольных учреждений, инструктора по физической культуре.
  • Воспитанники дошкольных учреждений в возрасте от 5до 7 лет.

Описание

Цель: Разработать, апробировать и оценить эффективность системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Сформировать комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с элементами нейрофитнеса;
  • Внедрить в работу с детьми 5-7 лет комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с элементами нейрофитнеса;
  • С помощью просветительской работы организовать методическое сопровождение воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений.

Практика нейрофитнеса реализуется МАДОУ «ДС «Метелица» с 2023 года.

Проблематика

  За последние десятилетия различные аспекты здоровьясбережения детей дошкольного возраста были предметом исследования многих ученых. Это способствовало решению следующих проблем:

- решение проблем совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста; разработка методических рекомендаций, а также контроль за здоровьем и физическим состоянием детей дошкольного возраста (Тарасова Т.А., Агеева Е.Б);

- в последние годы ведущим направлением в исследованиях по физической культуре стали изучения эффективности двигательной активности детей, и качественных ее показателей (Аршавский И.А.);

 - в связи с модернизацией образования в стране, разрабатываются новые программы коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в физическом развитии, в области дошкольного образования. Разработаны общие подходы к решению проблемы педагогов и медиков. (Гуровец Г.В., Плаксина Л.И.)

Проблема нарушения осанки и плоскостопия является актуальной в период дошкольного детства. Данные нарушения приводят к серьезным заболеваниям позвоночника и внутренних органов, ухудшению кровоснабжения головного мозга и как следствие к утомляемости, нарушениям физического и психического развития.

Одним из эффективных способов коррекции нарушений, способствующих правильному формированию осанки и стопы у детей дошкольного возраста является нейрофитнес. То есть, комплекс специальных игр и упражнений, подобранных таким образом, что сочетаются как двигательные, так и развивающие задания. Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития и происходит его качественное изменение.

По данным ВОЗ 80% детей имеют низкий уровень физической активности, 85% детей в возрасте от 4 до 12 лет имеют проблему с осанкой и стопами.

Следовательно, нейрофитнес – это значительно широкое направление работы, использующее в своём арсенале различные технологии биосвязи, нами было принято решение о включении нейрогимнастики в занятия с воспитанниками по предупреждению нарушений в опорно – двигательном аппарате.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные комплексы упражнений, могут быть использованы в практической деятельности специалистов по дошкольной физической культуре, для коррекционной работы с детьми; воспитателей и родителей с целью: научить детей определенным упражнениям для повышения эффективности процесса профилактики и коррекции плоскостопия, а также формирования правильной осанки.

Механика реализации

Для реализации практики мы использовали следующие механизмы:

  • изучение методической литературы;
  • подбор физкультурного оборудования;
  • тестирование на выявление нарушений осанки и плоскостопия;
  • составление перспективного плана работы;
  • составление плана мероприятий по работе с родителями;

Взаимодействие всех участников проекта:

  • Инструктор по физической культуре – дети;
  • Инструктор по физической культуре – родители;
  • Инструктор по физической культуре – воспитатели;
  • Родители – дети.

Содержание работы с детьми:

  1. Основные виды движений (разные виды ходьбы, прыжки, ползание, лазание, оздоровительный бег, упражнения на равновесие).
  2. Основные виды физических упражнений (упражнения на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения для развития и укрепления мышечного тонуса, п/игры, упражнения на укрепление мышц стопы, самомассаж, упражнения на релаксацию, гимнастика для глаз).

Содержание работы с родителями

  1. Консультация «Причины возникновения плоскостопия и нарушения осанки», «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».
  2. Изготовление памяток «Веселые ножки», «Помоги своему позвоночнику».
  3. Совместные занятия коррегирующей гимнастикой с детьми и родителями.
  4. Участие в создании развивающей среды.

Содержание работы с воспитателями:

  1. Консультация «Особенности формирования опорно-двигательного аппарата ребенка», «Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?».
  2. Изготовление памяток и картотеки;
  3. Участие в создании развивающей среды.

Главный принцип в нашей работе - это подбор упражнений, задействующих несколько сенсорных систем одновременно.

В упражнениях важно сочетать:

*одновременную работу конечностей

* работу на средней линии тела (пересечение срединной линии)

*все виды ползания с дополнительной стимуляцией (зрительной, тактильной, слуховой информацией)

* использование балансировочных платформ в сочетании с движением рук и ног с предметами

*метание предметов с перекрестным движением

В занятиях с детьми мы соблюдаем следующую последовательность упражнений:

  1. Упражнения на баланс
  2. Упражнения для глаз
  3. Упражнения для укрепления слабых мышц
  4. Упражнения для стоп
  5. Дыхательные упражнения

Этапы реализации

1.       Подготовительный: выявление потребности по разработке и апробации комплекса упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с элементами нейрофитнеса;

2.       Теоретический: прохождение инструктором по физической культуре курса повышения квалификации «Нейрофитнес. Игры и упражнения влияющие на формирование осанки у детей», «Гимнастика для стоп».

3.       Практический: 

·        Создание и внедрение в работу с детьми 5-7 лет комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с элементами нейрофитнеса;

·         Просветительская работа с родителями, воспитателями и инструкторами по физической культуре дошкольных образовательных учреждений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с элементами нейрофитнеса.

Результат

В результате проведенной работы на 28% уменьшилось количество детей с незначительными нарушениями осанки, и на 6% улучшилось состояние свода стопы детей дошкольного возраста.

Наша миссия помочь родителям вырастить здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов з...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, средствами физического воспитания (конспект занятия к проекту)

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:1.Развивать координацию движений, силу мышц стопы, ног.2.Воспитывать положительное отношение к образному восприятию слов и действиям в процессе двигательной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста органи...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Данный материал расчитан для родительской общественности. Сделан он в виде папки- передвижки. Здесь рассказано об основных нарушениях осанки, признаках плоскостопия, о профилактике данных нарушений...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Великая ценность каждого человека -здоровье.Вырастить ребёнка здоровым-это желание родителей и одна из ведущих задач....

Проектная работа по теме: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...