Комплекс артикуляционной гимнастики
картотека (средняя, старшая группа)
Комплекс артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki_dlya_detey_4.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет (сентябрь – май).
Комплекс/ Месяц | Название | Цель | Описание |
Комплекс №1 (сентябрь) | «Жуём блинчик» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. | научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. | Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз. |
«Гармошка» Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. | развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. | Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. | |
«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. | вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность | Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
«Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. | вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
«Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. | научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. | Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. | |
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. | укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. | Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. | |
Комплекс №2 (октябрь) | «Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. | укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. | Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. |
«Барабанщик» За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок. | отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
| |
«Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. | укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. | |
«Лягушка» Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. | отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. | |
«Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. | отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | |
«Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. | развивать мышечную силу и подвижность губ. | Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. | |
Комплекс №3 (ноябрь) | «Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. | отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. | Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). |
«Грибок» Широко открою рот, Будто щелкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз – и вся учеба. | отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). | Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. | |
«Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? | отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). | Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. | |
«Язык здоровается с верхней губой» Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! | отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. | Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. | |
«Обезьянка» За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. | отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. | |
«Бульдог» За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. | тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. | |
Комплекс №4 (декабрь) | «Кучер» Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!». | отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха. | Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). |
«Парус» Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри. | удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. | Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. | |
«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок. | укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). | Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». | |
«Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. | развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. | Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. | |
«Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. | развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. | Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. | |
Чередование «Толстячки - худышки» Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. | укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. | Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. | |
Комплекс №5 (январь) | «Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. | научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. | Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
«Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. | укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. | Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. | |
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. | укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. | Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. | |
«Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. | укреплять мускулатуру губ и щек. | Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». | |
«Шлёпаем губами по языку» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». | расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. | Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
| |
«Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. | научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | |
Комплекс №6 (февраль) | «Змейка» А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперед: Как же он не устает? | развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. | Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). |
«Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. | отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. | Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). | |
«Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. | отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. | Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». | |
«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами) На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок – | удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». | Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. | |
«Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. | направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. | |
«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. | производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. | Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». | |
Комплекс №7 (март) | «Качели» «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык – Артист! | вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. |
«Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. | отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). | Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). | |
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри: Чищу «чашкой» изнутри | развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. | Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. | |
«Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. | добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). | Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания. | |
«Кусаем боковые края языка» «Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. | преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. | Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз. | |
«Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. | отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. | Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. | |
Комплекс №8 (апрель) | «Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. | отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. |
«Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. | развивать мышечную силу и подвижность губ. | Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. | |
«Загоним мяч в ворота» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. | научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. | Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. | |
«Лопаточка» Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. | вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. | вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. | |
«Горка» («мостик») Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. | научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
Комплекс №9 (май) | «Ветерок дует с горки» С горки дует ветерок, И несет он холодок. | научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. | Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. |
«Мостик построим – мостик разрушим» Ставлю я язык «дугой» И кладу – даю покой. | научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. | Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд. | |
«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны) Ходит «горка» влево – вправо, Чистит зубки очень браво. | научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. | Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. | |
«Катушка» Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю. | развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. | |
«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. | вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность | Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
«Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. | научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. | Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...