Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников
картотека (подготовительная группа)
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_komplexov_dykhatelnoy_gimnastiki_dlya_doshkolnikov.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников
Энергетической основой речи является дыхание. Правильно поставленное речевое дыхание играет большую роль в становлении звукопроизношения и способствует формированию выразительности речи.
Речевое дыхание несколько отличается от физиологического. Заключается оно в умении выполнять короткий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох через серединку язычка. Формированию такового умения способствуют любые игры на поддувание, например игры – вертушки, мыльные пузыри; комплексы дыхательной гимнастики, которые способствуют формированию вначале правильного физиологического дыхания, а затем целенаправленного выдоха для развития речевого дыхания.
Цель их выполнения: Формирование правильного речевого дыхания на основе физиологического, способствующего как профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, так и выработке чистого и чёткого звукопроизношения.
Каждый комплекс решает определённые задачи как оздоровительные, так и речевые, которые прописаны перед комплексом. Выполнять их можно как в образовательных ситуациях, так и в режимные моменты.
Комплекс № 1. «Учимся дышать носиком».
Задачи:1. Научить детей дышать через нос (вдох и выдох, подготовить к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
- Развивать функцию артикуляционного аппарата.
- Осуществлять профилактику простудных заболеваний верхних дыхательных путей.
Упражнения:
- «Гладим носик». Погладить нос (его боковые части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5 – 6 раз.
- «Два носика». Закрыть указательным пальцем левую ноздрю, правой осуществить вдох – выдох. Затем также левой. Сделать по 8 – 10 вдохов через каждую ноздрю.
- «Кто мычит?» Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «мм-м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- «Сопротивление». При вдохе носом оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
- «Песенки барашка». Спокойный вдох через нос. На выдохе
одновременно с постукиванием по крыльям носа произносить звуки: «ба-бобу», «бо-бу-бы», «бу-бы-бэ», «г-м-м-м».
- «Шарик». Сидя, или лёжа, чтоб спина имела опору. Спокойный вдох, затем резко выдохнуть через нос, одновременно резко втянув живот. Повторить 3 – 4 раза.
- «Зевота». Сидя, расслабиться. Опустить голову, широко раскрыв рот. Вслух произнести: «о-о-хо-хо-о-о» - позевать. Повторить 6 – 6 раз.
- «Змеиный язычок». Спокойный вдох, во время выдоха широко раскрыть рот и высовывать «змеиный» язычок как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повторить 5 – 6 раз.
Комплекс № 2. «На лужайке».
Задачи: 1. Формировать физиологическое дыхание (вдох и выдох через нос).
- На основе физиологического дыхания учить детей дифференцировать вдох через нос –выдох через рот.
- Автоматизировать звуки (З) и (Ж) через звукоподражания.
Упражнения:
- «Пастушок». Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче (чтобы собрать разбежавшихся коров).оказать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
- «Где коровы?» Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным пальцем левой руки придерживая боковую сторону носа с левой стороны. Глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и на выдохе произносить протяжно «м-м-м-м», звук должен быть звучным. Повторить, прижимая правую ноздрю.
- «Цветущий луг». Дети стоят с закрытыми глазами и представляют разноцветный, цветущий луг. Вдох носом, на выдохе произносится произвольная фраза, например: «Ах, как вкусно пахнут цветы!», или: «Ах, каой аромат!»
- «Аист». Стоять прямо, поднять руки в стороны. Одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько секунд, удерживая равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «шш-ш-ш». (6 – 7 раз).
- «Ворона». Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох через нос. Затем медленно опустить руки, и на выдохе произнести «Кар!»
- «Комарик». Сесть, ногами обхватив ножку стула, руки поставив на поясе. Вдохнуть через нос, медленно повернуть туловище в сторону, и на выдохе показать, как звенит комарик: «з-з-з-з-з», затем быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох, и поворот в другую сторону.
- «Жук». Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, медленно опускать руки вниз, и показать, как долго жужжит большой жук: «ж-ж-ж-ж».
Комплекс № 3. «Полёт на луну».
Задачи: 1. Формировать речевое дыхание (короткий вдох через нос, и длительный направленный выдох через рот).
- Развивать координацию движений и речи.
- Развивать артикуляционную моторику.
Упражнения.
- «Запускаем двигатель». И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и. п., выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на одном выдохе произнести: «д-д-д». Если ребёнок владеет звуком (Р, произносить «р-р-р». Повторить 4-5раз.
- «Летим на ракете». И. п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и. п. Долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить 4 – 6 раз.
- «Надеваем шлем от скафандра». И. п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и. п. Выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик».Повторить 4-6раз.
- «Пересаживаемся в луноход». И. п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и. п., выдох – полный присед, руки вперёд, произнести «Ух!»Повторить 4- 6 раз.
- «Лунатики». И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. вдох – и. п., выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи-хи». Повторить по 3 – 4 разща в каждую сторону.
- «Вернулись на землю». Мы рады возвращению, вдыхаем свежий воздух. И. п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны руки поднять вверх. Выдох – руки плавно опустить, произнести: «А-ах!» Повторить 4 – 6 раз.
Комплекс № 4. «Новый год».
Задачи: 1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического
(короткий вдох через нос, выдох через рот).
- Укреплять мышцы спины.
- Развивать артикуляционную моторику.
Упражнения.
- «Ёлочка нарядная». И. п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – приподняться на носки, немного развести руки в стороны. Выдох – полуприсяд, поворот туловища в сторону, и сказать: «Ах!». Повторить 3- 4 раза в каждую сторону.
- «Бьют часы 12 раз». И. п. – сидя по- турецки, руки на затылке, сцеплены в замок. Спокойно вдохнуть, пауза 3секунды, выдох – наклониться в сторону, сказать: «Бом!» Повторить 12 раз.
- «Хлопушка». И. п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в стороны. Выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!» Повторить 6 – 8 раз.
- «Сыграем на гармошке». И. п. – стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдох, пауза 3секунды, затем на выдохе наклон в левую сторону (растягиваем правый бок) и произносим: «Ля-а-а». Повторить по 3 – 4 раза в каждую сторону.
- «Дед Мороз играет на дудочке». И. п. – стоя, поднести к губам воображаемую трубу. Движения пальцев имитируют нажимание клавиш на дудочке, при этом на выдохе произносим: «Ту-ту-ту-ту-ту». Повторить 6 – 8 раз.
- «Задуем свечи». И. п. – стоя, держать в правой руке полоски цветной бумаги на уровне рта, левую руку положить на живот. Глубокий вдох ртом – надуть живот, затем длительно выдыхать, «гасит свечу», произносить звук Ф-Ф-Ф-Ф.
Комплекс № 5. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задачи: 1. Формировать фиксированный, плавный выдох через нос или рот, либо их чередование.
2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению
фрикативных (щелевых) согласных звуков: (Ф, (В, (С, (З, (Ш, (Ж, (Щ, (Х,
Упражнения:
- Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
- Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
- Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м-м-м).
- Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
- Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки). Сначала бе5з голоса, затем с голосом (а-а-а-а).
- Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф-ф-ф-ф).
- Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
- Вдох через нос, высунуть язык (он должен быть расслаблен, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс № 6. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задачи: 1. Формировать форсированный (толчкообразный) выдох через нос или рот или чередование одного и другого.
2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению взрывных
(смычных) согласных звуков: (П, (Б, (Т, (Д, (К, (Г).
Упражнения:
- Вдох – носом, выдох через нос толчками.
- Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (Ф! Ф! Ф! Ф)
- Рот широко открыть, высунуть язык. Вдох и выдох ртом, толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
- Вдох широко открытым ртом, выдох носом, толчкообразный (рот не закрывать).
- Вдох через слегка сомкнутые губы, выдох толчкообразный, через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м)
- Вдох через нос, выдох толчкообразный через углы рта: сначала через правый, затем через левый.
- Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох толчкообразный через «трубочку» (у! у! у)
Комплекс № 7. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задачи: 1. Формировать умение сочетать фиксированный и форсированный выдохи.
2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению звуков – аффрикат (ц, (ч, и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, кр и т. д.)
Упражнения:
- Вдох носом, удлинённый выдох ртом с усилением в конце (ф….ф! ф)
- Вдох носом. Выдох ртом толчкообразный, в конце переходящий в плавный (ф! ф! ф….)
- Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох удлинённый через «трубочку» с усилением в конце (у….у! у)
- Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох толчкообразный, в конце переходящий в плавный (у! у! у….)
- Вдох через слегка сомкнутые губы. Выдох удлинённый, через нос, с усилением в конце, с голосом (м…. м! м)
- Вдох через слегка сомкнутые гудбу. Выдох через нос, толчкообразный, в конце переходящий в плавный (м! м! м)
- Губы в улыбке, язычок спокойно лежит внизу рта. Вдох через нос, выдох удлинённый через рот, в конце переходящий в толчкообразный (с…с! с)
- Губы в улыбке. Вдох носом. Выдох толчкообразный, в конце переходящий в плавный (с! с! с….)
- Вдох носом. Длительно произносить звук «Ш» с усилением в конце (ш…ш! ш)
- Вдох носом. Кратко произносить звук «Ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш….)
Комплекс № 8. Дыхательно – речевые упражнения для часто болеющих детей
(простудные заболевания).
Задачи: 1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2. Через дыхательно – речевые упражнения осуществлять профилактику простудных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ).
Упражнения:
- «Прямая спинка». Ходьба на месте с энергичной работой рук, следить за осанкой и дыханием.
- «Маятник». Во время ходьбы размахивать прямыми руками вперёд – назад и громко произносить «тик – так». (10 – 12 раз).
- «Петух машет крыльями». Стоя на месте, поднять руки в стороны (вдох). Затем на выдохе хлопать руками по бё драм и произносить протяжно: «Ку- ка- ре- ку» (5 – 6 раз).
- «Починим колёса». Основная стойка. Вдох – руки поднять вперёд, на выдохе присесть, хлопнуть по коленям, сказать «хлоп» (5 – 6 раз).
- «Лыжник». И. п. – полуприсяд с наклоном вперёд. Имитация ходьбы на лыжах, на выдохе произносить «м-м-м-м» (1 -1,5 минуты).
- «Гуси летят». Свободная ходьба по комнате. Вдох – руки поднять в стороны. На выдохе опускать руки вниз и протяжно произносит «гу-у-у-у» (3 – 4 раза).
- «Паровозик». Ходьба по комнате друг за другом с согнутыми в локтях руками, приговаривая «чух- чух- чух- чух» (1 -1,5 минуты)\
- «Сигнальщики». Подуть в дудочку, или сдуть ватку, «снежинку», чтобы был целенаправленный выдох посередине языка (не надувая щёк).
Комплекс№ 9. Дыхательно – речевые упражнения для детей в период реабилитации после перенесённого заболевания (ОРЗ).
Задачи: 1. Формировать печевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2. Через дыхательно – речевые упражнения способствовать оздоровлению органов дыхания.
Упражнения:
- «Мишка косолапый». Медленная ходьба по комнате на внешней стороне стопы 20 – 30 секунд (следить за осанкой и дыханием).
- «Маятник». Во время хотьбы размахивать пряимыми руками вперёд – назад и произносить «тик – так» (8 – 10 раз).
- «Петух машет крыльями». Стоя на месте, поднять руки в стороны – вдох. Выдох – опустить руки, похлопать по бё драм и произнести протяжно: «Ку – ка – ре- ку». (5 – 6 раз).
- «У мишки дом большой, а у зайки маленький». Вдох – потянуться вверх, подняться на носочки. Выдох – присесть. (3 – 4 раза).
- «Комары летают». Сидя на стуле или на полу «по-турецки». Сделать вдох, на выдохе повернуться в сторону и протяжно произнести «з-з-з-з». Затем также в другую сторону (2 – 3 раз в каждую сторону).
- «Поймай комара». И. п. то же. Сделать вдох, затем резкое движение вверх или в сторону с произнесением «ух-х-х» (3 – 5 раз).
- «Сдуй комара с ладошки». И. п. то же. вдох носом, сделать губы дудочкой, и подуть на ладошку, затем также на другую (по 2 – 3 раза на каждую ладошку).
- «Паровоз». Ходьба по комнате с согнутыми в локтях руками, приговаривая: «чух-чух-чух-чух» (1 – 1,5 минуты).
- «Сдуй пушинку». Подуть на ладошку удлинённым выдохом, затем на другую (2 – 3 раза на каждую ладошку).
Комплекс № 10. Парадоксальная дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).
Задачи: 1. Способствовать увеличению объёма вдоха и диафрагмального выдоха.
2. Способствовать развитию чувства ритма.
Упражнения:
«Ладошки». И. п. – встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом, и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, пассивный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
«Поясок». И. п. – встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого, шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время точка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
«Поклон». И. п. – встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперёд округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий, шумный вдох в короткой точке наклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
«Обними плечи». И. п. – встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого, шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе (спокойном, через рот) вернуться в исходное положение.
«Большой маятник». И. п. – встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперёд, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного отклониться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – ещё один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями, вернуться в исходное положение.
«Ушки». И. п. – встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий, шумный вдох носом. Пассвный выдох во время перевода головы к левому плечу. Коснувшись левого плеча, такой же вдох. Наклоны делать без перерыва.
«Малый маятник». И. п. – встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх – назад, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох пассивный, между двумя вдохами. Движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
«Танцевальные шаги». И. п. – встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный, свободный выдох. То же с другой ногой.
Комплекс № 11. Комплекс парадоксальных дыхательных упражнений «Кошечка» (по Стрельниковой).
Задачи: 1. Способствовать увеличению объёма вдоха и диафрагмального выдоха.
2. Способствовать развитию выразительности движений и мимики.
Упражнения:
- «Кошка проснулась». Педагог говорит: «Кошка проснулась, потягивается, нам лапками машет. Выполняется, как упражнение «Ладошки», но на каждый вдох поднимаем ногу: то правую, то левую.
- «Кошка ловит птичку». Педагог говорит: «Вот птичка летает, а кошечка её хочет поймать». И. п. – встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать лёгкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте одновременное с коротким, шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка что-то ловит). На выдохе вернуться в исходное положение.
- «Кошка ищет мышку». Педагог говорит: «Улетела птичка, не поймала её кошечка. Вот она отправилась на охоту, мышку ищет». И. п. - встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо_ короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Выдох пассивный между вдохами.
- «Кошка крадётся». Выполняется упражнение «перекаты». И. п. – правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, слегка присесть на ней- вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади ногу, слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.
- «Кошка отдыхает». И. п. – лёжа на спине, одна рука на животе, на грудной клетке. Глубокий вдох через нос, чтоб не шевелилась грудь, а надувался живот. Затем, в конце короткий вдох, задержали воздух на 1 – 2 секунды, и на выдохе произносим: «Мя-а-ау-у».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека комплексов дыхательной гимнастики
Для организации дыхательной гимнастики в детском саду, можно включать в содержаие бодрящей гимнастики, физкультурных занятий....
КАРТОТЕКА -КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. ...
Картотека комплексов дыхательной гимнастики
Представляю Вашему вниманию картотеку комплексов дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Картотека "Комплексы дыхательной гимнастики"
Картотека с комплексами дыхательной гимнастики в средней группе...
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников.
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников....
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников.
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников...