Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников.
картотека

Смолякова Ольга Владимировна

Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 62 «Кубики»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК.

Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников.

                                                                                             

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                  воспитатель

                                                                                                        Смолякова О.В.

Цель: Формирование правильного речевого дыхания на основе физиологического, способствующего как профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, так и выработке чистого и чёткого звукопроизношения.

Каждый комплекс решает определённые задачи как оздоровительные, так и речевые, которые прописаны перед комплексом. Выполнять их можно как в образовательных ситуациях, так и в режимные моменты.

Комплекс № 1. «Учимся дышать носиком».

Задачи:1. Научить детей дышать через нос (вдох и выдох, подготовить к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

  1. Развивать функцию артикуляционного аппарата.
  2. Осуществлять         профилактику         простудных         заболеваний верхних дыхательных путей.

Упражнения:

  1. «Гладим носик». Погладить нос (его боковые части) от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5 - 6 раз.
  2. «Два носика». Закрыть указательным пальцем левую ноздрю, правой осуществить вдох - выдох. Затем также левой. Сделать по 8 - 10 вдохов через каждую ноздрю.
  3. «Кто мычит?» Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «мм-м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. «Сопротивление». При вдохе носом оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
  5. «Песенки         барашка».         Спокойный         вдох         через         нос. На выдохе

одновременно с постукиванием по крыльям носа произносить звуки: «ба-бобу», «бо-бу-бы», «бу-бы-бэ», «г-м-м-м».

  1. «Шарик». Сидя, или лёжа, чтоб спина имела опору. Спокойный вдох, затем резко выдохнуть через нос, одновременно резко втянув живот. Повторить 3 - 4 раза.
  2. «Зевота». Сидя, расслабиться. Опустить голову, широко раскрыв рот. Вслух произнести: «о-о-хо-хо-о-о» - позевать. Повторить 6 - 6 раз.
  3. «Змеиный язычок». Спокойный вдох, во время выдоха широко раскрыть рот и высовывать «змеиный» язычок как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повторить 5 - 6 раз.

Комплекс № 2. «На лужайке».

Задачи:

1. Формировать физиологическое дыхание (вдох и выдох через нос).

  1. На основе физиологического дыхания учить детей дифференцировать вдох через нос -выдох через рот.
  2. Автоматизировать звуки (З) и (Ж) через звукоподражания.

Упражнения:

  1. «Пастушок». Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче (чтобы собрать разбежавшихся коров).оказать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
  2. «Где коровы?» Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным пальцем левой руки придерживая боковую сторону носа с левой стороны. Глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и на выдохе произносить протяжно «м-м-м-м», звук должен быть звучным. Повторить, прижимая правую ноздрю.
  3. «Цветущий луг». Дети стоят с закрытыми глазами и представляют разноцветный, цветущий луг. Вдох носом, на выдохе произносится произвольная фраза, например: «Ах, как вкусно пахнут цветы!», или: «Ах, каой аромат!»
  4. «Аист». Стоять прямо, поднять руки в стороны. Одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько секунд, удерживая равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «шш-ш-ш». (6 - 7 раз).
  5. «Ворона». Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох через нос. Затем медленно опустить руки, и на выдохе произнести «Кар!»
  6. «Комарик». Сесть, ногами обхватив ножку стула, руки поставив на поясе. Вдохнуть через нос, медленно повернуть туловище в сторону, и на выдохе показать, как звенит комарик: «з-з-з-з-з», затем быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох, и поворот в другую сторону.
  7. «Жук». Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, медленно опускать руки вниз, и показать, как долго жужжит большой жук: «ж-ж-ж-ж».

Комплекс № 3. «Полёт на луну».

Задачи: 1. Формировать речевое дыхание (короткий вдох через нос, и длительный направленный выдох через рот).

  1. Развивать координацию движений и речи.
  2. Развивать артикуляционную моторику.

Упражнения:

  1. «Запускаем двигатель». И. п.- стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох- и. п., выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на одном выдохе произнести: «д-д-д». Если ребёнок владеет звуком (Р, произносить «р-р-р». Повторить 4-5раз.
  2. «Летим на ракете». И. п. -стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и. п. Долгий выдох- покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить 4- 6 раз.
  3. «Надеваем шлем от скафандра». И. п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох - и. п. Выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик».Повторить 4-6раз.
  4. «Пересаживаемся в луноход». И. п. - узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох         -         и.         п.,         выдох         -         полный         присед,         руки         вперёд, произнести «Ух!» Повторить 4- 6 раз.
  5. «Лунатики». И. п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. вдох - и. п., выдох - наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи-хи». Повторить по 3 - 4 разща в каждую сторону.
  6. «Вернулись на землю». Мы рады возвращению, вдыхаем свежий воздух. И. п.- ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох- через стороны руки поднять вверх. Выдох – руки плавно опустить, произнести: «А-ах!» Повторить 4 - 6 раз.

Комплекс № 4. «Новый год».

Задачи:

1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического

(короткий вдох через нос, выдох через рот).

  1. Укреплять мышцы спины.
  2. Развивать артикуляционную моторику.

Упражнения:

  1. «Ёлочка нарядная». И. п. - стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох - приподняться на носки, немного развести руки в стороны. Выдох - полуприсяд, поворот туловища в сторону, и сказать: «Ах!». Повторить 3- 4 раза в каждую сторону.
  2. «Бьют часы 12 раз». И. п. - сидя по- турецки, руки на затылке, сцеплены в замок. Спокойно вдохнуть, пауза 3секунды, выдох – наклониться в сторону, сказать: «Бом!» Повторить 12 раз.
  3. «Хлопушка». И. п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны. Выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!» Повторить 6 - 8 раз.
  4. «Сыграем на гармошке». И. п. - стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдох, пауза 3секунды, затем на выдохе наклон в левую сторону (растягиваем правый бок) и произносим: «Ля-а-а». Повторить по 3 -4 раза в каждую сторону.
  5. «Дед Мороз играет на дудочке». И. п. – стоя, поднести к губам воображаемую трубу. Движения пальцев имитируют нажимание клавиш на дудочке, при этом на выдохе произносим: «Ту-ту-ту-ту-ту». Повторить 6 - 8 раз.
  6. «Задуем свечи». И. п. - стоя, держать в правой руке полоски цветной бумаги на уровне рта, левую руку положить на живот. Глубокий вдох ртом -надуть живот, затем длительно выдыхать, «гасит свечу», произносить звук Ф-Ф-Ф-Ф.

Комплекс № 5. Дифференциация ротового и носового дыхания.

Задачи: 1. Формировать фиксированный, плавный выдох через нос или рот, либо их чередование.

2.         Готовить         артикуляционный         аппарат         к         произнесению

фрикативных (щелевых) согласных звуков: (Ф, В, С, З, Ш, Ж, Щ, Х)

Упражнения:

  1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
  2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
  3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м-м-м).
  4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
  5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах - как греют руки). Сначала бе5з голоса, затем с голосом (а-а-а-а).
  6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф-ф-ф-ф).
  7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
  8. Вдох через нос, высунуть язык (он должен быть расслаблен, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека комплексов дыхательной гимнастики

Для организации дыхательной гимнастики в детском саду, можно включать в содержаие бодрящей гимнастики, физкультурных занятий....

КАРТОТЕКА -КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. ...

Картотека комплексов дыхательной гимнастики

Представляю Вашему вниманию картотеку комплексов дыхательной гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Картотека "Комплексы дыхательной гимнастики"

Картотека с комплексами дыхательной гимнастики в средней группе...

Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников

Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников...

Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников.

Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников...