ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.
статья
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal_yanvar_2020.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.
Кривошеева Е.В. (Рубцовск)
В настоящее время достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия, физическое воспитание занимает особое место. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
В нашем МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №56 «Ромашка», функционирует плавательный бассейн, где воспитанникам предоставляется возможность заниматься плаванием. Авторская программа по физическому развитию – плавание, разработана с учетом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий, наличие бассейна и обеспечивает разностороннее развитие воспитанников в возрасте от 4 до 7 лет, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, по направлению физическое развитие.
На наш взгляд, плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность. Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы. Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Для воспитания осознанного отношения к своему здоровью, привлекаем воспитанников к занятиям в кружках «Юный гимнаст» и «Акваэробика», проводим непосредственно образовательную деятельность по темам: «Забочусь о своем здоровье», «Здоровый образ жизни», «Гимнастика и пластика». Основным направлением нашей работы считаем формирование у детей основ здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья ребенка. Воспитанники впервые выступают на сцене с гимнастическими этюдами на различных праздниках как в ДОУ, так и городских конкурсах «Хрустальные россыпи», представляя своё дошкольное образовательное учреждение. При подготовке к таким ответственным стартам, у них вырабатываются умение действовать коллективно, помогать друг другу, нести ответственность за свои выступления.
В процессе своей деятельности развиваем воспитанников не только физически, но и интеллектуально. Они представляют проекты на городских исследовательских и творческих проектах: «Почемучки в поиске», в межрегиональном конкурсе проектно – исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий» на тему – «Плавание – это здорово», «Здоровый образ жизни», «Моё хобби – гимнастика».
Занятия в бассейне всегда начинаются с ходьбы по контрастной дорожке. Затем воспитанники выполняют различные виды ходьбы и бега, комплексы ОРУ на формирование правильной осанки, на предупреждение плоскостопия, специальные, подготовительные, статические, динамические, силовые упражнения. Далее, принимают гигиенический душ. В воде знакомятся со свойствами воды, учатся передвигаться в воде, погружаться под воду с головой, выполняют разнообразные упражнения и композиции. Учатся принимать горизонтальное положение тела у неподвижной и подвижной опоры и без неё, плавать, различными способами, нырять, играть, доставать предметы со дна бассейна, соревноваться в эстафетах. С удовольствием принимают активное участие в развлечениях, праздниках на воде, где каждый может показать свои индивидуальные возможности и умение работать в команде. Во время занятий обучающиеся пополняют словарный запас – («Кроль», «Брасс», «Стрела», «Винт», «Поплавок», «Группировка»), знакомятся с правилами поведения. После выхода из воды, обтираются, идут в сауну, где выполняют точечный массаж, элементы «дыхательной гимнастики Стрельниковой». С удовольствием принимают фиточай. Для успешного усвоения заданий в бассейне есть игровое и спортивное оборудование: нарукавники, плавательные доски, круги, большие надувные игрушки, нудлс, тонущие и плавающие игрушки, мячи, обручи.
Кроме занятий плаванием в ДОУ систематически проводятся:
утренняя гимнастика, гимнастика после сна, сон без маек, босохождение, воздушные ванны, посещение сауны, умывание прохладной водой, хождение по контрастной дорожке, гигиенический душ, контрастный и каскадный душ, точечный массаж, дыхательная, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Сравнивая результаты диагностики физических качеств и навыков в начале и в конце года, убеждаемся в эффективности проделанной работы. Наблюдается положительная динамика в сформированности ловкости, общей и силовой выносливости, движения становятся более раскрепощенными. Дети, к концу учебного года получают достаточное развитие, как в самообслуживании, так и в физическом развитии, овладевая плавательными навыками. В результате мониторинга выявлено, что воспитанники успешно усваивают образовательную программу: 70% воспитанников имеют высокий уровень освоения образовательной программы и 30 % средний уровень. Большинство обучающихся, последовательно выполняют упражнения, положение головы, туловища, активный толчок ногами; согласовывают движения рук и ног с выдохом в воду, с дыханием в стиле кроль. У воспитанников развиты двигательные способности: гибкость, мышечная сила, они скользят на груди и спине, закрепляют выдох в воду, способны к импровизациям и творческому воображению, фантазии; хорошо ориентируются в пространстве, задерживают дыхание, согласовывают работу рук и ног, выполняют поворот в скольжении на груди.
Часто слышим от воспитанников, что у них самый счастливый день, когда есть занятия в бассейне. Родители подтверждают, что дети охотнее всего идут в детский сад в тот день, когда они плавают. Эти слова дорого стоят. Родители недостаточно знают, как укрепить здоровье ребёнка, с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди). Индивидуальные беседы, открытые занятия для родителей, дают толчок к регулярным посещениям занятий, к привлечению воспитанников к занятиям спорта в специализированных спортивных школах, в спортивных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья».
Пребывание в ДОУ учит воспитанников вести здоровый образ жизни, избавляться от вредных привычек, быть здоровым и успешным человеком, верить, что всё получится.
Список литературы
- Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. Санкт-Петербург ДЕТСТВО=ПРЕСС 2010 - 80.
- Левин Г. Плавание для малышей Москва "Физкультура и спорт" 1974 - 97
- Рыбьякова Т. «Плавание. Уроки профессионала» Питер 2016 – 95
- Рыбак М. В. Занятия в бассейне с дошкольниками. Москва «ТЦ Сфера» - 95
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ. Работа по самообразованию
В данной работе в 1 главе мы рассмотрим основные направления оздоровительной деятельности ДОУ, задачи, средства, принципы оздоровительной деятельности в условиях ДОУ, а во 2 главе будут приведен...
Плавание как средство оздоровления детей.
Плавание может пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить источником удовольствия, здоровья, творческого долголетия.Владимир Сальников заслуженный мастер спорта...
Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.
Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста....
Плавание как средство оздоровления.
Плавание одно из наиболее действенных средств оздоровления и укрепления детского организма. Вода постепенно укрепляет и закаливает организм, увеличивает стойкость его к переохлаждению. Ку...
Плавание - важнейшее средство оздоровления.
Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно - оздоровительной работы в бассейне....
Плавание как средство оздоровление детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций. Этот возраст наиболее...
Плавание как средство оздоровления детей
в материале рассказывается о пользе плавания в дошкольном возрасте...