Здоровьсберегающие технологии в ДОУ
статья

Молодцова Ирина Николаевна

   Статья о некоторых направлениях деятельности воспитателя по здоровьесбережению детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zst.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьсберегающие технологии в ДОУ

Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

      На каждом историческом этапе развития человечества существовали множество ценностей, но единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье.

     Простые люди и величайшие учёные всего мира  задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Большое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья детей.

   Для того, чтобы ребенок рос крепким и здоровым, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания условий для здорового образа жизни.

    Вокруг детей с раннего возраста необходимо организовать такую развивающую и воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического и здоровьесберегающего характера. Формирование привычек в детстве к здоровому образу жизни, становится неотъемлемой частью жизни детей.

      Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья.   Такие   дети   имеют расстройства  центральной   нервной   системы   различной   степени, отклонения   в психоэмоциональной сфере, нарушения  опорно – двигательного аппарата, а также различные   хронические, генетические и соматические   заболевания.   Это затрудняет   восприятие, ослабляет   познавательную   деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в образовательном пространстве.       Организованная образовательная деятельность детей с ОВЗ в условиях ДОУ осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого воспитанника в соответствии с видом нарушения и уровнем его психо – эмоционального развития.    Таким образом, при организации коррекционно-развивающей работы большое внимание уделяется тщательному набору здоровьесберегающих технологий, направленных на преодоление выявленных проблем. Здоровьесберегающие   технологии   —   это   система   мер, включающая взаимосвязь   и   взаимодействие   всех   факторов   образовательной   среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

   Использование в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающих технологий позволяет предотвращать переутомление, способствовать снятию стресса, сохраняя и восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие детей, а также создаёт условия для эффективного решения проблем в развитии и воспитании, поведении и социальной адаптации детей.

      Вся работа осуществляется комплексно в течение всего времени пребывания детей в детском саду с участием педагогов ДОУ и родителей. Работа проводится как в группе совместно с родителями, так и индивидуально с каждым ребенком.

В данной  статье  мы  расскажем  о некоторых направлениях своей деятельности по здоровьесбережению.

Особое внимание в своей работе мы уделяем развитию мелкой моторики. Всем давно известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев кистей рук.  Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании структур головного мозга, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Для развития мелкой моторики рук у детей  мы используем различные игры и упражнения: это и работа с природным материалом, с разными видами круп, а так же игры с различными пособиями (которых в садике огромное количество) и пальчиковая гимнастика. В процессе деятельности у детей развивается ловкость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Физкультурно – оздоровительная работа - направлена на развитие физических качеств и двигательной активности детей.  Довольно проблематично проводить физкультурные занятия, так как многие дети имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поэтому подбирая занятия, мы всегда учитываем степень подвижности детей и дифференцированно подходим  к дозировке физических упражнений.

Особенно на наших занятиях детям нравится нестандартное оборудование, например, по профилактике плоскостопия. Это ребристые дорожки, дорожки со следами, дорожка - елочка, коврики, яркие, разноцветные набивные и сенсорные мячи, горка, змейка, двухскатная доска, степы, маты для кувыркания. Все это привлекает детей, вызывает повышенный интерес и повышает их двигательную активность.

Динамические паузы и физкультминутки  проводятся с детьми как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Целью проведения физкультминуток является повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях или содействие кратковременному активному отдыху. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Каждый день в виде динамической паузы на занятиях в игровой форме проводятся массаж и самомассаж.

Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом и успокаивающей музыкой обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Для массажа и самомассажа используем также колючие мячики «ёжики» и  массажные шарики и колечки Су-джок.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень снижена мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии.

 В нашем садике есть такое замечательное оборудование как интерактивный пол, который мы используем в работе с детьми ОВЗ, что создаёт новые возможности для развития детей и является прекрасным дополнением к использованию наглядных пособий на основных занятиях.

Интерактивная программа предполагает разнообразие игр, которое можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Организуя работу с детьми с ОВЗ с использованием системы интерактивный пол, мы обозначили два главных направления:

Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребенка. И для каждого ребенка это особая направленность:

                    яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;

                   регулирование процесса возбуждения и расслабления;

                    развитие познавательных навыков и творческих способностей.

Во-вторых, это стимулирование двигательной активности. Всё занятие предусматривает передвижение ребенка в зоне проекции, использование и тренировку всех двигательных навыков, что создает нагрузку, сопоставимую со значениями физкультурного занятия. Помимо  наблюдения за сменой изображения в момент занятий, ребенка побуждают изложить словами происходящее действие. Это способствует развитию речи детей.

Занимаясь проблемами здоровьесбережения дошкольников, мы ещё используем игры с песком. Песочница - отличное средство в решении образовательных и воспитательных задач с детьми с ОВЗ. Гораздо быстрее и интереснее запоминать животных, геометрические фигуры, когда они приходят в гости в песочную страну в виде занимательных героев. Запоминание дается легче ребенку с нарушениями интеллекта и проблемами памяти, когда оно сопровождается яркой эмоцией, проигрыванием нового материала и получением ребёнком новых тактильных ощущений. Песочная страна может помочь в усвоении огромного количества различного материала: дикие и домашние животные, правила безопасности и многое другое.  В процессе работы с песком используем большое количество речевого материала: потешки,  сказки, стихотворные ритуалы вхождения в сказочную страну, правила и т.д., что способствует обогащению словарного запаса и развитию речи детей с ОВЗ.

Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья, часто могут испытывать чувство дискомфорта, связанного с продолжительностью занятия, что приводит к быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности. Поэтому, для того, чтобы избежать этих негативных последствий, мы всегда включаем метод релаксации, направленный на предупреждение переутомления, усталости и на снятия напряжения во время занятия.

 Для эффективного достижения данной цели, часто используем  специальное оборудование:  аквалампа и фиброоптическая занавесь. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы.

Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации дети становятся более спокойными.

Немаловажная роль в здоровьебережении подрастающего поколения отводится родителям, ведь именно они – главные воспитатели ребенка. От того, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, как организован режим его дня, зависит настроение, психологический комфорт маленького воспитанника. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его призывают в детском саду, должен поддерживаться ежедневно дома и закрепляться.

Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – бесценный дар!

Используемая литература:

  1. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Галанов С.А. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. – М.: АРКТИ, 2001.
  3. Сековец Л.Е. «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»: Программа. Комплексы упражнений. Метод. рекомендации / ред. Л.И. Полянская, М.: Шк. Пресса, 2008.
  4. Федорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий для детей трех четырех лет» - Москва: Мозаика-Синтез, 2017.

Воспитатели группы ОВЗ «Солнышко» МБДОУ № 9 «Ромашка» г.Семёнов Молодцова И.Н., Бугрова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что такое здоровьсберегающие технологии

памятка для педагогов:10 золотых правил здоровьесбережения...

Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат...

Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии

Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии...

Здоровьсберегающие технологии в ДОУ

Здоровьсберегающие технологии в ДОУ...

Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"

"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...

Здоровьсберегающие технологии на музыкальных занятиях

В этом учебном году (2017-2018уч.год.)  моим  направлением по музыке стало  здоровьесберегающие технологии, так как приоритетной задачей нашего сада является здоровье детей. Чтобы лучше...