Здоровьсберегающие технологии в ДОУ
статья
Статья о некоторых направлениях деятельности воспитателя по здоровьесбережению детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_zst.docx | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьсберегающие технологии в ДОУ
Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
На каждом историческом этапе развития человечества существовали множество ценностей, но единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье.
Простые люди и величайшие учёные всего мира задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Большое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья детей.
Для того, чтобы ребенок рос крепким и здоровым, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания условий для здорового образа жизни.
Вокруг детей с раннего возраста необходимо организовать такую развивающую и воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического и здоровьесберегающего характера. Формирование привычек в детстве к здоровому образу жизни, становится неотъемлемой частью жизни детей.
Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют расстройства центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения опорно – двигательного аппарата, а также различные хронические, генетические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в образовательном пространстве. Организованная образовательная деятельность детей с ОВЗ в условиях ДОУ осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого воспитанника в соответствии с видом нарушения и уровнем его психо – эмоционального развития. Таким образом, при организации коррекционно-развивающей работы большое внимание уделяется тщательному набору здоровьесберегающих технологий, направленных на преодоление выявленных проблем. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Использование в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающих технологий позволяет предотвращать переутомление, способствовать снятию стресса, сохраняя и восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие детей, а также создаёт условия для эффективного решения проблем в развитии и воспитании, поведении и социальной адаптации детей.
Вся работа осуществляется комплексно в течение всего времени пребывания детей в детском саду с участием педагогов ДОУ и родителей. Работа проводится как в группе совместно с родителями, так и индивидуально с каждым ребенком.
В данной статье мы расскажем о некоторых направлениях своей деятельности по здоровьесбережению.
Особое внимание в своей работе мы уделяем развитию мелкой моторики. Всем давно известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев кистей рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании структур головного мозга, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Для развития мелкой моторики рук у детей мы используем различные игры и упражнения: это и работа с природным материалом, с разными видами круп, а так же игры с различными пособиями (которых в садике огромное количество) и пальчиковая гимнастика. В процессе деятельности у детей развивается ловкость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Физкультурно – оздоровительная работа - направлена на развитие физических качеств и двигательной активности детей. Довольно проблематично проводить физкультурные занятия, так как многие дети имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поэтому подбирая занятия, мы всегда учитываем степень подвижности детей и дифференцированно подходим к дозировке физических упражнений.
Особенно на наших занятиях детям нравится нестандартное оборудование, например, по профилактике плоскостопия. Это ребристые дорожки, дорожки со следами, дорожка - елочка, коврики, яркие, разноцветные набивные и сенсорные мячи, горка, змейка, двухскатная доска, степы, маты для кувыркания. Все это привлекает детей, вызывает повышенный интерес и повышает их двигательную активность.
Динамические паузы и физкультминутки проводятся с детьми как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Целью проведения физкультминуток является повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях или содействие кратковременному активному отдыху. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Каждый день в виде динамической паузы на занятиях в игровой форме проводятся массаж и самомассаж.
Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом и успокаивающей музыкой обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Для массажа и самомассажа используем также колючие мячики «ёжики» и массажные шарики и колечки Су-джок.
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень снижена мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии.
В нашем садике есть такое замечательное оборудование как интерактивный пол, который мы используем в работе с детьми ОВЗ, что создаёт новые возможности для развития детей и является прекрасным дополнением к использованию наглядных пособий на основных занятиях.
Интерактивная программа предполагает разнообразие игр, которое можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
Организуя работу с детьми с ОВЗ с использованием системы интерактивный пол, мы обозначили два главных направления:
Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребенка. И для каждого ребенка это особая направленность:
− яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;
− регулирование процесса возбуждения и расслабления;
− развитие познавательных навыков и творческих способностей.
Во-вторых, это стимулирование двигательной активности. Всё занятие предусматривает передвижение ребенка в зоне проекции, использование и тренировку всех двигательных навыков, что создает нагрузку, сопоставимую со значениями физкультурного занятия. Помимо наблюдения за сменой изображения в момент занятий, ребенка побуждают изложить словами происходящее действие. Это способствует развитию речи детей.
Занимаясь проблемами здоровьесбережения дошкольников, мы ещё используем игры с песком. Песочница - отличное средство в решении образовательных и воспитательных задач с детьми с ОВЗ. Гораздо быстрее и интереснее запоминать животных, геометрические фигуры, когда они приходят в гости в песочную страну в виде занимательных героев. Запоминание дается легче ребенку с нарушениями интеллекта и проблемами памяти, когда оно сопровождается яркой эмоцией, проигрыванием нового материала и получением ребёнком новых тактильных ощущений. Песочная страна может помочь в усвоении огромного количества различного материала: дикие и домашние животные, правила безопасности и многое другое. В процессе работы с песком используем большое количество речевого материала: потешки, сказки, стихотворные ритуалы вхождения в сказочную страну, правила и т.д., что способствует обогащению словарного запаса и развитию речи детей с ОВЗ.
Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья, часто могут испытывать чувство дискомфорта, связанного с продолжительностью занятия, что приводит к быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности. Поэтому, для того, чтобы избежать этих негативных последствий, мы всегда включаем метод релаксации, направленный на предупреждение переутомления, усталости и на снятия напряжения во время занятия.
Для эффективного достижения данной цели, часто используем специальное оборудование: аквалампа и фиброоптическая занавесь. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы.
Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации дети становятся более спокойными.
Немаловажная роль в здоровьебережении подрастающего поколения отводится родителям, ведь именно они – главные воспитатели ребенка. От того, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, как организован режим его дня, зависит настроение, психологический комфорт маленького воспитанника. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его призывают в детском саду, должен поддерживаться ежедневно дома и закрепляться.
Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.
Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – бесценный дар!
Используемая литература:
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Галанов С.А. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. – М.: АРКТИ, 2001.
- Сековец Л.Е. «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»: Программа. Комплексы упражнений. Метод. рекомендации / ред. Л.И. Полянская, М.: Шк. Пресса, 2008.
- Федорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий для детей трех четырех лет» - Москва: Мозаика-Синтез, 2017.
Воспитатели группы ОВЗ «Солнышко» МБДОУ № 9 «Ромашка» г.Семёнов Молодцова И.Н., Бугрова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию с использованием здоровьсберегающих технологий
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе...
что такое здоровьсберегающие технологии
памятка для педагогов:10 золотых правил здоровьесбережения...
Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат...
Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии
Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии...
Здоровьсберегающие технологии в ДОУ
Здоровьсберегающие технологии в ДОУ...
Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"
"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...
Здоровьсберегающие технологии на музыкальных занятиях
В этом учебном году (2017-2018уч.год.) моим направлением по музыке стало здоровьесберегающие технологии, так как приоритетной задачей нашего сада является здоровье детей. Чтобы лучше...