ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПЛАВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
статья (старшая, подготовительная группа)

Кобцева Марина Валерьевна

В работе предлагаются важные методические и педагогические моменты на занятиях по обучению плаванию детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено нетрадиционным занятиям с использованием элементов аквааэробики, акробатики и гидропластики.

В опыте освещены наиболее эффективные приемы, игровые упражнения, комплексы упражнений по аквааэробике, сценарии, направленные на развитие координационных способностей дошкольников, благодаря которым дети овладевают навыком плавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_plavanie.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПЛАВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Кобцева М.В, инструктор по физической культуре

МБДОУ «ЦРР – детский сад №93»

Аннотация

В работе предлагаются важные методические и педагогические моменты на занятиях по обучению плаванию детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено нетрадиционным занятиям с использованием элементов аквааэробики, акробатики и гидропластики.

В опыте освещены наиболее эффективные приемы, игровые упражнения, комплексы упражнений по аквааэробике, сценарии, направленные на развитие координационных способностей дошкольников, благодаря которым дети овладевают навыком плавания.

Плавание - один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.

Плавание - не только удовольствие. Оно приносит огромную пользу. Замечено, что у детей, регулярно занимающихся плаванием, повышается сопротивляемость к болезням и общий тонус организма, совершенствуются движения, вырабатывается пластика, формируется жизненно важный навык - умение держаться на воде. Физическое развитие, которое получает ребенок на раннем этапе жизни, впоследствии позволит ему более успешно развить физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость...

Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и высокой степенью утомляемости. Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности. Дошкольники постоянно ощущают потребность в движении, объем которого обусловливается закономерностями роста детского организма, активным взаимодействием его с окружающей средой.

Новизна опыта - комплексное применение элементов аквааэробики, гидропластики с элементами синхронного плавания и акробатических упражнений в воде при обучении детей плаванию. Дети должны не только получить основные навыки плавания, но и научиться применять их при освоении более сложных координационных движений в воде.

Работа направлена не только на обучение детей плаванию по традиционной методике, но и на развитие координационных способностей дошкольников посредством использования акробатических упражнений в воде, аквааэробики и гидропластики. Была поставлена задача, чтобы дети не только получили основные навыки плавательных движений, но и научились применять их при выполнении более сложных координационных упражнений.

Цель работы: теоретически обосновать и разработать нетрадиционный подход в обучении дошкольников плаванию, обеспечивающий развитие координационных способностей детей, апробировать его на практике.

Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

-с максимальной эффективностью использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья и физической выносливости;                                                                                                - формировать новые двигательные умения и навыкииспользуя элементы аквааэробики, акробатики и гидропластики;                                                                                                                         -научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде и заложить прочную основу для дальнейших занятий спортивным плаванием.

Я целенаправленно работала над материалами, которые давали бы видимые результаты в освоении навыка плавания.

Особое внимание уделялось занятиям по аквааэробике, которые включают в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиняющиеся определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой. Для развития координационных способностей и общего восприятия движений в виде чувства пространства использовались акробатические упражнения. Занятия по гидропластике позволили выполнять движения в воде более медленно, плавно и ритмично. Я предположила, что весь этот комплекс воздействия формирует у детей координацию движений, способствует быстрому и рациональному овладению двигательных навыков, а также содействует развитию интереса детей к занятиям плаванием.

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка и для взрослого. Для малышей умение плавать - средство для всестороннего физического развития и залог безопасности.

Обучая ребенка плавать, педагог всегда найдет возможность не только сформировать конкретный навык, но и внести свой вклад в формирование личности каждого из своих учеников. Занятия плаванием - прекрасная возможность воспитания трудолюбия, умения общаться со сверстниками, добиваться конкретной цели. Внимательный педагог всегда заметит способности ребенка, и будет способствовать их развитию.

Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерное для занятия в бассейне, получает новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями - видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а творить.

Олицетворением творческих задач может стать продуманный, адаптированный к возможностям возраста подбор оборудования для занятий в бассейне, вызывающего желание действовать, создание обстановки, будоражащей двигательное воображение и побуждающее детей использовать знания, полученные в других видах деятельности. Используя в своей работе элементы аквааэробики, акробатики и гидропластики я старалась внести что-то новое в процесс обучения детей плаванию, создать атмосферу праздника и положительных эмоций.

Процесс обучения плаванию маленьких детей необходимо строить так, чтобы ребенок учился познавать окружающий мир, приобретал необходимые в жизни знания и навыки. Множество явлений, казалось бы, не имеющих никакого отношения к изучаемым способам передвижения в воде, являются фундаментом для овладения специальными навыками плавания как физического действия. Физические упражнения следует использовать не только для укрепления здоровья детей, формирования движений, двигательных навыков и физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной деятельности. Основной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким и выразительным показом. Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. Образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений широко применяются в обучении плаванию. Такие упражнения, как «нос утонул», «пузырь», «фонтан», «насос», «крокодил», «звезда» и т.д., помогают создавать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им.В своей работе я использую традиционную методику обучения детей плаванию, но для получения положительного результата в освоении дошкольниками плавательных движений важно использование различных форм работы, а также поиск новых, современных. В ходе обучения детей плаванию я использую сюжетные занятия. Они основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений, что способствует развитию образного мышления. Такие занятия создают хорошее настроение детей, положительно влияют на последующую деятельность.

Весь спектр новых ощущений в водной среде - состояние «невесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу - сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Моя задача - умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении. Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.

В последнее время, как альтернатива плаванию, стала очень популярна аэробика в воде, или как ее называют - аквааэробика. Это выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики и хореографии. Водная среда создает оптимальные условия для выполнения разнообразных физических упражнений даже самых сложных. Дело в том, что наш вес в воде составляет примерно одну десятую от реального, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы. С помощью аквааэробики укрепляются даже те мышцы и связки, которые с трудом развиваются при занятиях в зале. Кроме того, разминка в воде чудесный гидромассаж всего тела. Оздоровительный эффект от занятий гидроаэробикой выражается в улучшении показателей физического развития, улучшении функций опорно - двигательного аппарата (увеличивается сила мышц и подвижность суставов), повышении общей выносливости и увеличении эмоционального состояния детей. Поэтому меня очень заинтересовала такая форма работы в бассейне. Я решила использовать ее в нашем дошкольном учреждении.

С целью лучшего овладения упражнениями гидроаэробики были составлены комплексы упражнений. В комплексах использовались способы раздельного обучения с применением рассказа и показа. Упражнения выполнялись под счет в медленном темпе с небольшим количеством повторений.Как правило, каждое свое занятие, даже с малышами, я начинаю с разминки в воде под музыку. Для каждого возраста разработаны свои комплексы. Такое начало занятий вызывает эмоциональный подъем и интерес у малышей. Теперь им не так страшен этот бассейн, ведь здесь так весело!                                                                                    

В своей работе я, также широко использую элементы акробатики. Акробатические упражнения в воде способствуют развитию координационных способностей детей. Одновременное использование специальных упражнений в гимнастическом зале (зале сухого плавания) и бассейне при обучении основам акробатики дает возможность получить очень эффективное средство развития. Выполняя привычные акробатические упражнения в бассейне, дети их делают в необычных условиях, что способствует более полному освоению плавательных движений. На занятиях в бассейне я часто использую акробатические упражнения, такие как: стойка на руках; стойка на руках с падением на спину с дальнейшим скольжением на спине; кувырки вперед и назад; кувырки с использованием надувного мяча; гимнастическое упражнение «корзинка»; упражнения с надувными кругами, а также прыжки с бортика. Кувырки вперед и назад дети осваивают быстро. Завершение этих упражнений может быть разным. Если это старшая группа, то я с них требую законченности упражнения: встать, руки вверх. Другим можно проплыть немного вперед или выполнить еще один кувырок вперед или назад. Некоторые могут выполнить по два и даже три кувырка подряд. Многие движения дети сами придумывают, а я только удивляюсь их фантазии. Детям очень нравятся упражнения с надувными кругами. Когда в лежащий на воде круг ребята, как «дельфины» ныряют в середину круга, и, проскользнув через него, выныривают на поверхность воды. Очень забавно упражнение «провалиться в колодец». Ребенок усаживается на круг, затем поднимает одновременно руки и ноги вверх (складывается «ножиком») и проваливается в отверстие круга. Множество вариаций упражнений с обручем и плавательными досками делают занятия очень динамичными. Они очень нравятся детям. Прыжки в обруч - не слишком сложная задача, если обруч лежит на воде. Прыжок в вертикальный обруч - это уже сложнее. Я держу обруч над водой, а ребенок, как «тигр в цирке» ныряет через него в воду. Прыжки с бортика особенно доставляют удовольствие детям. Обычно мы прыгаем в воду ногами вниз «солдатиком», можно в лежащий на воде обруч. У нас такие упражнения называются «прыжки в колодец». Мы с ребятами придумываем и довольно сложные варианты упражнений. Например, прыгнуть в обруч и проплыть под доской, или проплыть каким-нибудь способом до конца бассейна. Так же интересен прыжок с бортика в положении группировки («бомбочка»)..Выполняя акробатические упражнения, ребята учатся владеть и управлять своим телом и движениями в воде.

Еще одной из новых форм работы с дошкольниками, которая способствует освоению двигательных навыков и позволяет решать профилактические, оздоровительные и лечебно-восстановительные задачи многих функциональных отклонений в состоянии здоровья детей, является гидропластика. Всем известно о благотворном влиянии воды на детский организм, снижает возбудимость, улучшает сон, делает гладкую кожу. В воде возможно выполнение пластических упражнений. За счет водного сопротивления невозможно выполнить движения так же, как они могут быть выполнены в воздушной среде. Большая плотность воды способствует выполнению движений медленнее, более плавно, ритмичнее, организм ребенка испытывает при этом более существенную физическую нагрузку по сравнению с выполнением тех же упражнений в гимнастическом зале. Увеличение физической нагрузки достигается за счет высокой амплитуды двигательных действий, выполнения дыхательных упражнений, сопротивления водной среды. Упражнения выполняются в исходном положении стоя в основной стойке, стоя на коленях, стоя на правом (левом) колене, в упоре на коленях, в упоре присев, лежа на животе и на спине. Упражнения в исходном положении лежа позволяют разгрузить позвоночник, совершенствовать гибкость и силовые способности, а также происходит релаксация всех групп мышц.

В своей работе, помимо обычного плавания применяю фигурное плавание. Фигурное плавание представляет собой, составленные из элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. В комплексе использую все упражнения, которые освоены детьми на занятиях, а также усложненные и доступные для исполнения варианты движений. Выполнение «фигур» одновременно, «в связке» несколькими детьми приучают их к согласованности действий в коллективе, умению подчинять свои желания и интересы общему делу. Такой вид плавания очень необычен и вызывает большой интерес у ребят. Для успешного освоения дошкольниками упражнений и движений в воде я использую общепринятые методические приемы, а также собственные, подсказанные своим опытом работы. Наиболее эффективны следующие методические приемы:

1. Выполнение упражнений в парах с помощью партнера

2. Контрастные упражнения

3. Вариативность при изучении движений

4. Выполнение движений в соревновательной и игровой форме

5. Облегчение (усложнение) условий выполнения движений

6. Медленное плавание

7. Выполнение движений, держась за неподвижную опору

8. Образное сравнение и др.

С огромной радостью я стала замечать, что от занятия к занятию у ребят появилась потребность к освоению новых движений. Они с удовольствием вносили свои изменения в сложность упражнений, придумывали новые. Вследствие чего появился огромный интерес к занятиям в бассейне, увеличилась посещаемость занятий, улучшились показатели в освоении плавательных движений, а использование элементов аквааэробики, акробатики и гидропластики в комплексе способствовало развитию координационных способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

Обучение плаванию в детском саду детей младшего дошкольного возраста

Краткое содержание занятий в бассейне с детьми от 1,6 лет....

Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"

Основной направленностью  дополнительной  программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным  видам плавания, безоп...

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"

В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны про...

Обучение детей плаванию в детском саду Консультации инструктора по плаванию

       Обучение детей плаванию происходит по методике разработанной Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.А.Богиной «Обучение детей плаванию в детском саду»....