Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Дегальцева Ольга Валерьевна

 

Основной направленностью  дополнительной  программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным  видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._obrazovaniya_zolotaya_rybka.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по

физическому развитию детей «Золотой петушок» МО «Алданский район» РС(Я)

678946, Республика Саха (Якутия), Алданский район , п. Лебединый , ул. Гагарина, д.6

Тел.: (41145) 51-1-19

Утверждаю

Заведующая МКДОУ

«Золотой петушок» п. Лебединый

_____________С.С. Чирва

Программа дополнительного образования

обучения старших дошкольников плаванию

«Золотая рыбка»

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год

Автор:

Дегальцева О.В.

Инструктор по плаванию

п. Лебединый

2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         Основной направленностью  дополнительной  программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным  видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация).

        Актуальность:

        Работая по основной программе "Обучение плаванию в детском саду"  Т.И. Осокиной, я столкнулась с проблемой недостатка количества часов, отведенных на занятия (36 часов в год), ведь этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы дошкольники в полной мере освоили курс обучению плаванию и автор программы  это подтверждает: "В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания".

        Наш детский сад располагает всеми возможностями для проведения те только основных, но и дополнительных занятий плаванием (наличие крытого бассейна в здании ДОУ), кроме того приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие детей, а как известно, занятие плаванием непосредственно влияет на физическое развитие и оздоровление организма.

        Новизна программы дополнительного образования: заключается в том, что она направлена на совершенствование умений и навыков дошкольников, полученных на основных занятиях (НОД) по обучению плаванию.        

        Цель программы дополнительного образования: обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным видам плавания, совершенствование умений и навыков плавания, полученных на основных занятиях (НОД); закаливание и укрепление детского организма.

        Задачи программы дополнительного образования:

  1. формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию;
  2. обучать и закреплять у воспитанников знания о правилах поведения на воде, а также  полученные умения и навыки по плаванию;
  3. укреплять здоровье, содействовать психическому и физическому развитию дошкольников;
  4. создать условия для творческого самовыражения  детей в игровых действиях на воде;
  5. развивать двигательную активность;
  6. воспитывать бережное  отношение к своему здоровью.

        Отличительная особенность программы дополнительного образования "Золотая рыбка" заключается в том, что она адаптирована под приоритетное направление детского сада (физическое развитие детей) и является "дополнением" к основной программе "Обучение плаванию дошкольников" Т.И. Осокиной.

        Сроки реализации программы дополнительного образования: данная программа рассчитана на один год обучения.

        Ожидаемый результат:

  1. дети преодолели чувство страха перед водой;
  2. дети умеют держаться на воде и умеют плавать следующими видами: "Дельфин", "Брасс", "Кроль на спине" и "Кроль на груди";
  3. дети, посещающие кружок "Золотая рыбка", получают дополнительное закаливание и физическое укрепление организма.  

         Способы определения результативности программы дополнительного образования:  результат отслеживается через диагностирование деятельности  детей, посещающих кружок, которое проводится  в  начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).

        Основные формы работы с детьми во время занятий (НОД):

  1. дыхательная гимнастика на суше и в воде;
  2. игровые и общеразвивающие упражнения на суше и воде;
  3. отработка техники движений на суше и воде;
  4. подвижные игры на воде.

        Режим деятельности: занятия  проводятся один раз в неделю, в первую половину дня, состоят из подготовительной  вводной, основной и заключительной частей. Продолжительность занятий 25-30 минут.

        Возраст детей посещающих кружок «Золотая рыбка» - 6 -7 лет.

        Сроки реализации программы дополнительного образования - один год.

        Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:

  1. показательные выступления, начиная со  второго полугодия, в спортивных развлечениях и соревнованиях на воде;
  2. итоги диагностики,  где выявляется уровень освоения детьми программных требований.

УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  

ВСЕГО:

 В ГОД - 36 ЗАНЯТИЙ

В МЕСЯЦ – 4 ЗАНЯТИЙ


БЛОКИ

Старший дошкольный возраст

Количество часов в месяц

Количество часов в год

Блок I «Скольжение в воде на груди и спине (совершенствование умения выполнять скольжение на груди и спине с использованием игровых и специальных упражнений)»

2

8

Темы занятий

  1. Освоение движений на суше и в воде

0,5

2

  1. Скольжение на груди, спине, с работой ног, как при плавании кролем  с  опорой

0,5

2

  1. Скольжение на груди, спине, с работой ног, как при плавании кролем

0,5

2

  1. Совершенствование навыков работы руками и ногами, как при плавании кролем на груди в скольжении

0,5

2

Блок II «Координация движений ног на суше и в воде, как при плавании облегчённых способом(совершенствование техники скольжения на груди, с  постепенным увеличением глубины)»

2

6

Темы занятий

  1. Плавание на груди способом дельфин, при помощи ног.

0,5

2

  1. Плавание на груди способом брасс, при помощи ног.

0,5

2

  1. Совершенствование техники плавания способом «дельфин» при помощи ног.

0,5

2

  1. Совершенствование техники плавания способом  «брасс», при помощи ног.

0,5

1

Блок III «Координационные возможности  на суше и в воде: движения руками в плавании облегчёнными способами на груди и спине (совершенствование гребковых движений по типу различных облегчённых способов  плавания по принципу кроля)»

2

5

Темы занятий

  1. Круговые движения руками в разных направлениях.

0,5

1

  1. Гребковые движения руками без движений ног (ноги свободно вытянуты).

0,5

1

  1. Развитие решительности и смелости.

0,5

1

  1. Совершенствование  техники плавания облегчёнными способами с помощью рук на груди, спине.

0,5

2

Блок IV «Координационные возможности сочетания движений руками и ногами на задержке дыхания (отработка техники движений руками и ногами на задержке дыхания)».

2

7

Темы занятий

  1. Плавание на груди с помощью рук и ног с задержкой дыхания

0,5

2

  1. Плавание на спине с помощью рук и ног с задержкой дыхания

0,5

2

  1. Совершенствование согласованной работы рук и ног на груди в сочетании с дыханием облегчёнными способами (кроль, дельфин, брасс)

0,5

2

  1. Совершенствование согласованной работы рук и ног на спине в сочетании с дыханием способом кроль

0,5

1

Блок V «Сочетание движений рук и ног с задержкой дыхания с выдохом в воду».

1,5

2

  1. Плавание на груди с помощью рук и ног с выдохом в воду

0,5

2

  1. Развитие и укрепление дыхательных мышц

0,5

1

  1. Совершенствование согласованной работы рук и ног с задержкой дыхания с выдохом в воду

0,5

2

Блок VI «Развитие физических качеств (совершенствование двигательных навыков)»

2,5

5

  1. Формирование правильной осанки

0,5

1

  1. Развитие ритмичных движений (ритмичное расслабление и напряжение мышц).

0,5

1

  1. Развитие силовых возможностей.

0,5

1

  1. Развитие подвижности плечевых суставов.

0,5

1

  1. Формирование мышечного корсета.

0,5

1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (НОД) КРУЖКА " ЗОЛОТАЯ РЫБКА":

СЕНТЯБРЬ

 1.  Осваивание различных движений в воде.

 2.   Развитие мышц ног.

 3.  Развитие мышц рук (круговые движения руками в различных направлениях).

 4.  Формирование мышечного корсета.

ОКТЯБРЬ

  1. Плавание на груди облегчённым способом "дельфин".
  2. Плавание на спине облегчённым способом "брасс".
  3. Скольжение на груди, спине с работой ног, с опорой.
  4. Развитие ритмичных движений (ритмичное расслабление и напряжение мышц).

НОЯБРЬ

  1. Развитие умения согласованно работать  руками и ногами при плавании облегчённым кролем на груди без выноса рук.
  2. Развитие умения согласованно работать руками и ногами при плавании облегчённым кролем на груди, спине с выносом рук.
  3. Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине.
  4. Развитие подвижности плечевых суставов.

ДЕКАБРЬ

1.  Совершенствование техники скольжения на груди с работой рук, ног способом "дельфин".

2.  Совершенствование техники скольжения на груди с работой рук, ног способом "брасс".

3.  Совершенствование техники скольжения на груди, спине с выносом рук и выдохом в воду.

4.  Развитие силы мышц.

ЯНВАРЬ

  1. Совершенствование согласованной работы рук и ног, при плавании с подвижной опорой.
  2. Совершенствование  согласованной работы рук и ног при плавании без опоры.
  3. Развитие гибкости.

ФЕВРАЛЬ

  1. Совершенствование техники  работы рук как при плавании кролем на груди с выдохом в воду.
  2. Совершенствование техники плавания кролем на спине при помощи работы рук и ног.
  3. Совершенствование техники скольжения на груди  облегчёнными способами плавания.
  4. Развитие подвижности плечевых суставов.

МАРТ

  1. Развитие координационных возможностей.
  2. Совершенствование техники плавания  кролем на груди и спине при помощи работы ног, без поддерживающих средств.
  3. Совершенствование техники плавания облегчёнными способами "брасс", "дельфин".
  4. Совершенствование техники плавания облегчёнными способами "кроль на груди ", "кроль на спине".

     АПРЕЛЬ

  1. Развитие силовых возможностей.
  2.   Совершенствование техники плавания на спине без выноса рук, способом  " кроль".
  3. Совершенствование техники плавания на груди без выноса рук, способом  "кроль".
  4. Совершенствование согласованной работы рук и ног на груди в сочетании с дыханием облегчёнными видами плавания.

      МАЙ

     1. Развитие координации.

     2. Развитие смелости, решительности.

     3 - 4. Совершенствование техники плавания облегчёнными способами.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Влияние занятий плаванием в детском саду на состояние здоровья дошкольников / Момчилова А.//Инструктор по физкультуре 2009 №4.
  2. Игры в обучении плаванию / Афанасьев В.З.: М., 1993.
  3. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада / Осокина Т.И. и др. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Раз, два, три плыви… : метод. пособие для дошк. образоват. учреждений / Рыбак М.В, Глушкова Г.В., Поташова Г. Н.: Обруч, 2010.
  5. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/Вареник Е.Н.: М., 2009.

Диагностика уровней освоения программы дополнительного образования

 обучения старших дошкольников плаванию

«Золотая рыбка»

Критерии оценки

Водобоязнь - ребёнок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно себя ведёт.

Погружение в воду - стоя в воде, сделать вдох, полностью погружаясь в воду, встать сделать выдох.

Погружение  в воду с выдохом - стоя в воде, сделать вдох ,полностью погружаясь в воду , выдохнуть.

Упражнение "поплавок" - глубина воды по грудь. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду, Сильно согнуть ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову нагнуть как можно ближе к коленям. В этом положении "поплавком" всплыть на поверхности воды и плавать не изменяя положения.

Упражнение "звезда" - глубина воды по пояс. Ноги на ширине плеч, руки в стороны сделать глубокий вдох, задержать дыхание, и наклонившись вперёд свободно лечь на воду. Лежать на воде без движений.

Упражнение "стрела" - стоя спиной к бортику, руки вытянув вверх , голова находится между руками, сделать вдох, наклониться вперёд и выполнить толчок от бортика , от же на спине - выполняется скольжение до полной остановки.

Плавание любым способом - стоя сделать вдох, оттолкнуться ногами от бортика и проплыть дистанцию 5 м любым способом  без остановки.

УРОВНИ:

 НИЗКИЙ  - Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора - на суше и в воде.

 СРЕДНИЙ - Ребёнок владеет основными элементами техники большинства движений, способен  самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.

 ВЫСОКИЙ - Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно рас...

Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, зн...

Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"

Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...

Сообщение на районное методическое объединение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Сообщение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах."...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь...

Сообщение «Формирование коммуникативных навыков в процессе обучения старших дошкольников плаванию»

В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается коммуникативный подход.Что же такое коммуникация?Коммуникаци...