Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме
Основной направленностью дополнительной программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._obrazovaniya_zolotaya_rybka.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по
физическому развитию детей «Золотой петушок» МО «Алданский район» РС(Я)
678946, Республика Саха (Якутия), Алданский район , п. Лебединый , ул. Гагарина, д.6
Тел.: (41145) 51-1-19
Утверждаю
Заведующая МКДОУ
«Золотой петушок» п. Лебединый
_____________С.С. Чирва
Программа дополнительного образования
обучения старших дошкольников плаванию
«Золотая рыбка»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Дегальцева О.В.
Инструктор по плаванию
п. Лебединый
2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной направленностью дополнительной программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация).
Актуальность:
Работая по основной программе "Обучение плаванию в детском саду" Т.И. Осокиной, я столкнулась с проблемой недостатка количества часов, отведенных на занятия (36 часов в год), ведь этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы дошкольники в полной мере освоили курс обучению плаванию и автор программы это подтверждает: "В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания".
Наш детский сад располагает всеми возможностями для проведения те только основных, но и дополнительных занятий плаванием (наличие крытого бассейна в здании ДОУ), кроме того приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие детей, а как известно, занятие плаванием непосредственно влияет на физическое развитие и оздоровление организма.
Новизна программы дополнительного образования: заключается в том, что она направлена на совершенствование умений и навыков дошкольников, полученных на основных занятиях (НОД) по обучению плаванию.
Цель программы дополнительного образования: обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным видам плавания, совершенствование умений и навыков плавания, полученных на основных занятиях (НОД); закаливание и укрепление детского организма.
Задачи программы дополнительного образования:
- формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию;
- обучать и закреплять у воспитанников знания о правилах поведения на воде, а также полученные умения и навыки по плаванию;
- укреплять здоровье, содействовать психическому и физическому развитию дошкольников;
- создать условия для творческого самовыражения детей в игровых действиях на воде;
- развивать двигательную активность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Отличительная особенность программы дополнительного образования "Золотая рыбка" заключается в том, что она адаптирована под приоритетное направление детского сада (физическое развитие детей) и является "дополнением" к основной программе "Обучение плаванию дошкольников" Т.И. Осокиной.
Сроки реализации программы дополнительного образования: данная программа рассчитана на один год обучения.
Ожидаемый результат:
- дети преодолели чувство страха перед водой;
- дети умеют держаться на воде и умеют плавать следующими видами: "Дельфин", "Брасс", "Кроль на спине" и "Кроль на груди";
- дети, посещающие кружок "Золотая рыбка", получают дополнительное закаливание и физическое укрепление организма.
Способы определения результативности программы дополнительного образования: результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, посещающих кружок, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).
Основные формы работы с детьми во время занятий (НОД):
- дыхательная гимнастика на суше и в воде;
- игровые и общеразвивающие упражнения на суше и воде;
- отработка техники движений на суше и воде;
- подвижные игры на воде.
Режим деятельности: занятия проводятся один раз в неделю, в первую половину дня, состоят из подготовительной вводной, основной и заключительной частей. Продолжительность занятий 25-30 минут.
Возраст детей посещающих кружок «Золотая рыбка» - 6 -7 лет.
Сроки реализации программы дополнительного образования - один год.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:
- показательные выступления, начиная со второго полугодия, в спортивных развлечениях и соревнованиях на воде;
- итоги диагностики, где выявляется уровень освоения детьми программных требований.
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВСЕГО:
В ГОД - 36 ЗАНЯТИЙ
В МЕСЯЦ – 4 ЗАНЯТИЙ
БЛОКИ | Старший дошкольный возраст | |
Количество часов в месяц | Количество часов в год | |
Блок I «Скольжение в воде на груди и спине (совершенствование умения выполнять скольжение на груди и спине с использованием игровых и специальных упражнений)» | 2 | 8 |
Темы занятий | ||
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
Блок II «Координация движений ног на суше и в воде, как при плавании облегчённых способом(совершенствование техники скольжения на груди, с постепенным увеличением глубины)» | 2 | 6 |
Темы занятий | ||
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 1 |
Блок III «Координационные возможности на суше и в воде: движения руками в плавании облегчёнными способами на груди и спине (совершенствование гребковых движений по типу различных облегчённых способов плавания по принципу кроля)» | 2 | 5 |
Темы занятий | ||
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 2 |
Блок IV «Координационные возможности сочетания движений руками и ногами на задержке дыхания (отработка техники движений руками и ногами на задержке дыхания)». | 2 | 7 |
Темы занятий | ||
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 1 |
Блок V «Сочетание движений рук и ног с задержкой дыхания с выдохом в воду». | 1,5 | 2 |
| 0,5 | 2 |
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 2 |
Блок VI «Развитие физических качеств (совершенствование двигательных навыков)» | 2,5 | 5 |
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 1 |
| 0,5 | 1 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (НОД) КРУЖКА " ЗОЛОТАЯ РЫБКА":
СЕНТЯБРЬ
1. Осваивание различных движений в воде.
2. Развитие мышц ног.
3. Развитие мышц рук (круговые движения руками в различных направлениях).
4. Формирование мышечного корсета.
ОКТЯБРЬ
- Плавание на груди облегчённым способом "дельфин".
- Плавание на спине облегчённым способом "брасс".
- Скольжение на груди, спине с работой ног, с опорой.
- Развитие ритмичных движений (ритмичное расслабление и напряжение мышц).
НОЯБРЬ
- Развитие умения согласованно работать руками и ногами при плавании облегчённым кролем на груди без выноса рук.
- Развитие умения согласованно работать руками и ногами при плавании облегчённым кролем на груди, спине с выносом рук.
- Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине.
- Развитие подвижности плечевых суставов.
ДЕКАБРЬ
1. Совершенствование техники скольжения на груди с работой рук, ног способом "дельфин".
2. Совершенствование техники скольжения на груди с работой рук, ног способом "брасс".
3. Совершенствование техники скольжения на груди, спине с выносом рук и выдохом в воду.
4. Развитие силы мышц.
ЯНВАРЬ
- Совершенствование согласованной работы рук и ног, при плавании с подвижной опорой.
- Совершенствование согласованной работы рук и ног при плавании без опоры.
- Развитие гибкости.
ФЕВРАЛЬ
- Совершенствование техники работы рук как при плавании кролем на груди с выдохом в воду.
- Совершенствование техники плавания кролем на спине при помощи работы рук и ног.
- Совершенствование техники скольжения на груди облегчёнными способами плавания.
- Развитие подвижности плечевых суставов.
МАРТ
- Развитие координационных возможностей.
- Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине при помощи работы ног, без поддерживающих средств.
- Совершенствование техники плавания облегчёнными способами "брасс", "дельфин".
- Совершенствование техники плавания облегчёнными способами "кроль на груди ", "кроль на спине".
АПРЕЛЬ
- Развитие силовых возможностей.
- Совершенствование техники плавания на спине без выноса рук, способом " кроль".
- Совершенствование техники плавания на груди без выноса рук, способом "кроль".
- Совершенствование согласованной работы рук и ног на груди в сочетании с дыханием облегчёнными видами плавания.
МАЙ
1. Развитие координации.
2. Развитие смелости, решительности.
3 - 4. Совершенствование техники плавания облегчёнными способами.
ЛИТЕРАТУРА:
- Влияние занятий плаванием в детском саду на состояние здоровья дошкольников / Момчилова А.//Инструктор по физкультуре 2009 №4.
- Игры в обучении плаванию / Афанасьев В.З.: М., 1993.
- Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада / Осокина Т.И. и др. – М.: Просвещение, 1991.
- Раз, два, три плыви… : метод. пособие для дошк. образоват. учреждений / Рыбак М.В, Глушкова Г.В., Поташова Г. Н.: Обруч, 2010.
- Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/Вареник Е.Н.: М., 2009.
Диагностика уровней освоения программы дополнительного образования
обучения старших дошкольников плаванию
«Золотая рыбка»
Критерии оценки
Водобоязнь - ребёнок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно себя ведёт.
Погружение в воду - стоя в воде, сделать вдох, полностью погружаясь в воду, встать сделать выдох.
Погружение в воду с выдохом - стоя в воде, сделать вдох ,полностью погружаясь в воду , выдохнуть.
Упражнение "поплавок" - глубина воды по грудь. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду, Сильно согнуть ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову нагнуть как можно ближе к коленям. В этом положении "поплавком" всплыть на поверхности воды и плавать не изменяя положения.
Упражнение "звезда" - глубина воды по пояс. Ноги на ширине плеч, руки в стороны сделать глубокий вдох, задержать дыхание, и наклонившись вперёд свободно лечь на воду. Лежать на воде без движений.
Упражнение "стрела" - стоя спиной к бортику, руки вытянув вверх , голова находится между руками, сделать вдох, наклониться вперёд и выполнить толчок от бортика , от же на спине - выполняется скольжение до полной остановки.
Плавание любым способом - стоя сделать вдох, оттолкнуться ногами от бортика и проплыть дистанцию 5 м любым способом без остановки.
УРОВНИ:
НИЗКИЙ - Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора - на суше и в воде.
СРЕДНИЙ - Ребёнок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно рас...
Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, зн...
Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"
Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...
Сообщение на районное методическое объединение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Сообщение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах."...
«Особенности обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Авторская методическая разработка...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь...
Сообщение «Формирование коммуникативных навыков в процессе обучения старших дошкольников плаванию»
В наши дни немало говорится о современных подходах к образованию дошкольников. Одним из наиболее эффективных считается коммуникативный подход.Что же такое коммуникация?Коммуникаци...