Программа кружковой работы по валеологическому воспитанию "Азбука здоровья" для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мищенко Светлана Николаевна

Программа кружковой работы по валеологическому воспитанию "Азбука здоровья" для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya_programma.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по валеологическому воспитанию «Азбука Здоровья» для детей дошкольного возраста

Автор: Мищенко Светлана Николаевна

Организация: МБДОУ № 346

Пояснительная записка

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.

Все лучшее общество стремится отдать детям. Здоровье детей - это будущее страны. В Конвенции о правах ребенка сказано: «Каждый ребенок имеет право на жизнь и на здоровое развитие» (статья 6) Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребенка, может уменьшиться более чем в половину. Однако здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа.

Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний – следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуации в стране может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.

Актуальность программы.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. По данному медицинскому обследованию дети, приходящие в первый класс, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов. Нарушения правил здорового образа жизни.

По мнению ученых Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. , необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Пришла к выводу, что целесообразно использовать кружковую работу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео»-быть здоровым, «логос»-наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучению, поэтому занятия о здоровье хорошо воспринимаются детьми, приносят положительные результаты.

 

Новизна программы.

Впервые о необходимости валеологической культуры и её сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующему здоровью и отказу от всего вредного. Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования Г.К. Зайцевой, В.В. Колбановой, В.П. Петленко, Л.Г. Татарниковой, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, Г.А. Баранчукова, М.Л. Лазарева отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействие взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. Представляется значимым, как указывают Л.Н. Лагуткина, М.Л. Лазарев, Т.Л. Розанова, Л.В. Симошина, начинать воспитание валеологической культуры уже с дошкольного детства, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В основу данного опыта положены научно-методические основы воспитания валеологической культуры, изложенные:

Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Программа М.Н. Сигимовой «Кто я? Какой я?» направлена на познание ребенком человеческого организма, психических, социальных аспектов поведения человека, осознание своего Я.

Программа развития А.И. Ивановой «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» используется на ознакомление дошкольников с человеком и по формированию взглядов на здоровый образ жизни, ответственности за себя, внутренней активности.  Ознакомление с человеком базируется на наблюдениях, самонаблюдениях и экспериментах.

Программа «Мир Без Опасности» И.А Лыковой, В.А. Шипуновой поможет педагогам сформировать основы витальной безопасности у детей дошкольного возраста.

В программе Н.В. Елжовой , направляющей педагога на формирование у ребенка интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя, внутренней активности, формированию здорового образа жизни у дошкольников.

В программе «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева), где рассматриваются проблемы безопасности жизни

В программе «Я, ты, мы» (О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина) рассматривают развитие эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка

Данная программа включает в себя интегративный курс валеологии, в рамках которого решаются учебно-воспитательные задачи, обусловленные потребностями детей определённого возраста. Программа представляет собой доступный для детей курс гигиенических и медицинских знаний и навыков. Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) образовательная область «Физическое развитие детей» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

С целью решения этой проблемы мною был разработан проект рабочей программы валеологического воспитания, которая реализуется через кружок «Азбука здоровья».  Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни.

Оригинальность представленной системы работы заключается в поэтапном, в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников, распределении валеологического образования и воспитания дошкольников младшего, среднего и старшего возраста, в интеграции валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.

Объектом обобщения опыта является система работы по формированию валеологической культуры дошкольников. Предметом обобщения опыта является использование современных оздоровительных технологий, нетрадиционных подходов к организации различных форм работы с детьми.

Представленная диагностика валеологической культуры дошкольников позволит воспитателям, специалистам и родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный здоровьесберегающий педагогический процесс.

Ориентация воспитанников на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной учебно-воспитательной работе.

Цель: Сформировать у детей представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни на основе валеологических знаний.

Задачи:

- сформировать у детей адекватные представления об организме человека;

- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

- помочь ребенку научиться «слушать» и «слышать» свой организм;

- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

- сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, здоровом питании и здоровом образе жизни;

- привить навыки профилактики и гигиены, навыки первой медицинской помощи;

- развить умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких и находить способы исправлять их;

- сформировать у детей элементы психологической безопасности (уверенности и защищенности, выработке защитных реакций);

- воспитать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли;

-обогатить предметно-развивающую среду по валеологическому воспитанию

Концептуальные положения.

  • В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.
  • Ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный психологический климат – залог полноценного развития детей.
  • Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.
  • Дошкольное детство – это период способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни).
  • Дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных способностей.
  • Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Принципы построения программы.

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
  • Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Принципы взаимодействия с детьми:

  • Ребенок сам – молодец, у него — все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • Сравнение всех результатов ребенка только с  его собственными, а не с результатами других детей;
  • Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Методы и приёмы.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.

Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.

Практический метод: повторение упражнений с соблюдением их правильного и точного выполнения.

Формы работы с детьми:

- обучающие интегрированные занятия,

- физкультурно- оздоровительные праздники,

- КВНы- викторины, кроссворды,

- экскурсии и походы,

- коррекционные упражнения (дыхательная, артикуляционная  и зрительная гимнастики),

- дни здоровья,

- олимпиады,

- придумывание сказок валеологического содержания,

- создание мыслеобразов, АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика),

- закаливающие процедуры.

- игровые взаимодействия:

* дидактические игры,

* сюжетно-ролевые игры,

* строительные,

* подвижные,

*музыкальные,

* драматизации,

* разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек…

Средства обучения:

Выполнение программы требует использование разнообразных средств:

- муляжи органов человека и плакаты, картинки с изображением человека, его скелета, его мышечной системы,

- модели, схемы,

- наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания,

- видеоматериал,

- аудиоматериал,

- различные картотеки,

-методическая литература,

- детская художественная литература по валеологическому курсу,

- энциклопедии и справочники.

 Совместная работа педагогов с родителями.

Задача педагогов заинтересовать родителей перспективами валеологического направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

• консультации (врача, логопеда, психолога),

• индивидуальные беседы,

• родительские собрания,

• презентации,

• анкетирование,

• мастер-классы, тренинги,

• совместные мероприятия (занятия, досуги, праздники, походы)

• участие в районном конкурсе «Семья года», городском конкурсе «Образ жизни – здоровье»

• совместное участие в проектах,

• совместное изготовление костюмов и декораций, альбомов семейных фотографий на тему правильное питание и здоровый образ жизни,

• разработка занятий и праздников по правильному питанию и здоровому образу жизни,

• информирование родителей через наглядную агитацию.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы

  • Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
  • Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
  • Усвоение программы.
  • Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
  • Положительный результат темпов прироста физических качеств.
  • Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
  • Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Организация образовательного процесса:

  • Группы: средняя (с 4 до 5 лет), старшая( с 5 до 6 лет),  подготовительная(с 6 до 7 лет)
  • Срок реализации программы: 3 года
  • Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная
  • Для решения вопросов по внедрению программы развития создаются условия:
  • Организационные
  • Организационные условия предполагают создание новых структур, которые будут отвечать, корректировать, направлять работу по реализации программы. Каждая из подразделений данной структуры выполняет определенные функции:
  • Воспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют осознанно-правильное отношение детей к себе, своему организму, объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы;
  • Учитывая возрастные и индивидуальные особенностей детей. Предлагаю план, так как основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Количество занятий рассчитано на учебный год (18 занятий). Занятия проводятся:
  • 2раза в месяц, продолжительностью 20, 25, 30 минут, (подготовка к занятию, теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, физкультурные минутки или пальчиковые игры, анализ результатов, уборка рабочего места).

Предполагаемые результаты:

Дети имеют представление о здоровом образе жизни:

  •  о важности гигиенической и двигательной культуры,
  • о здоровье и средствах его укрепления,
  • о правильном и полезном питании,
  • о функционировании организма и правилах заботы о нем,
  • о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях,
  • о способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Литература:

 Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. (5-7 лет) М. Мозайка – Синтез. 2009. – 96с.

 Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении -Ростов Н/Д: Феникс,2011. – 215с

 Сигимова М.Н. Кто я? Какой 1995.-134с.

 Лыкова И.А., Шипунова В.А. Безопасность жизни и здоровья: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе «Мир Без Опасности – М: Издательский дом «Цветной мир», 2017. -96с.

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду Человек. - М.:Т Ц. Сфера, 2004. – 224с.

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - /Вместе с детьми/

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов и дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 63с.

 Ерхова Н.В., Щербакова Л.Н. Страна здоровья: предметно-наглядный комплекс- М. Планетариум, 2010 .-28с.

Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказания первой помощи – СПб. Издательский Дом «Литера», 2011. – 64с-

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики Изд.2-е дополненное- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 80с.

Художественно-познавательная литература для детей:

Азбука здоровья в картинках. – М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2004. – .64с., (Серия «Готовимся к школе»).

Булацкий С. Мое тело У.П. «Континент – Пресс». 2011. Говорящая книга.

Булацкий С. Говорящая книга о теле человека «Это я» У.П. «Континент – Пресс» 2011.  Книжка для самых маленьких.

Лукьянов М.О. Моя первая книга о человеке. Науч.-поп.изд. для детей. М.: ЗАО «Росмен-пресс», 2006 – 95с

Юдин Г.Н. Главное чудо света. – 3-е изд. Переработанное. – М.: Монолог, 1994. - 160с.: ил.  

Элиза Прати. Тело человека. Энциклопедия для детей. Издательство «Махаон». 2004

Цветкова Т.В. Тело человека. ООО: Т.Ц. «Сфера»

Стихи Э. Мошковской, З. Александровой, С. Маршака, С. Михалкова, А. Акима, Е. Благининой, Ю.Разумовского, И. Токмаковой , Г. Сапгира, Ю. Тувима,  К Чуковского. Рассказы Э. Успенского, Н.Носова, В. Драгунского, Н. Коростелева, С. Козлова, С. Афонькина и др.

Мониторинг к программе «Азбука здоровья»

Показатели уровня сформированности валеологической  культуры  у детей подготовительной группы:

1 показатель - представления детей об организме человека и его защите: знают названия некоторых частей тела человека, умеют различать понятия «часть тела» и «орган», знают название основных систем тела человека, могут показывать на себе проекции некоторых внутренних органов, имеют представления о способах защиты организма человека и используют свои знания в игре и повседневной жизни;

2 показатель – формирование умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья: имеют прочные и осознанные навыки по соблюдению чистоты и порядка своего тела, одежды, окружающей действительности;

3 показатель – начальные представления о здоровом образе жизни: имеют представления о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, умеют использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем, имеют представления об активном отдыхе, о правилах и видах закаливания;

4 показатель – мотивация на сохранение здоровья: помнят некоторые распространенные заболевания и понимают причины их возникновения, имеют представления о некоторых травмах (ушибах, ранах и переломах костей), умеют оказать простейшую медицинскую помощь, знают о возможности получения травм.

Оценка уровня развития: 1балл - самый низкий; 2балла - низкий; 3 балла – средний; 4 балла – вышесреднего; 5 баллов – высокий.

Показатели уровня сформированности валеологической культуры  у детей средней группы:

1 показатель - представления детей об организме человека: знают названия некоторых органов и частей тела, отличают одни и те же части тела у человека и животного, знают общие закономерности развития человека (маленький, ходит в детский сад, в школу, работает, становится стареньким), различают индивидуальные особенности своего тела;

2 показатель – формирование культурно-гигиенических навыков: знают правила личной гигиены, самостоятельно выполняют их, имеют представление о микробах

3 показатель – начальные представления о здоровом образе жизни: имеют представления о значении двигательной активности в жизни человека, о рациональном питании, умеют использовать специальные физические упражнения для укрепления организма, знают о роли закаливающих мероприятий.

Оценка уровня развития: 1балл - низкий; 2балла - средний; 3 балла – высокий.

Показатели уровня сформированности валеологической культуры у детей старшей группы:

1 показатель - представления детей об организме человека и его защите: знают названия некоторых частей тела и органов человека, клетках, о их разнообразии и выполнении функций и используют свои знания  в игре и повседневной жизни;

2 показатель – формирование культурно-гигиенических навыков: имеют прочные навыки по соблюдению чистоты и порядка, понимают, зачем нужно чистить зубы и умываться, полоскать рот после еды, правильно пользоваться носовым платком и расческой, умеют аккуратно пользоваться столовыми приборами;

3 показатель – начальные представления о здоровом образе жизни: имеют представления о значении двигательной активности в жизни человека, о правилах и видах закаливания, о соблюдении режима дня и о правильном питании;

4 показатель – мотивация на сохранение здоровья: знают о причинах простудных и других распространенных заболеваний и о мероприятиях по их профилактике.

Оценка уровня развития: 1балл - низкий; 2балла - средний; 3 балла – высокий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)

Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности  детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...

Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста

Программа кружковой работыпо развитию речи«Говорушки»для детей младшего дошкольного возраста...

Программа кружковой работы «Чудеса из теста» Для детей в возрасте от 4 до 7 лет

Актуальной  данная деятельность является  потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год

В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...